Воспитание в семье
консультация на тему

Мурзина (Галиева) Альбина Шакировна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_seme.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

             

Когда в семье растет вечный нытик, обычно родители ищут причину в ребенке, не задумываясь, а может ошибка в них самых? Как воспитать позитивно настроенного ребенка? Любить, понимать потребности своего чада, поддерживать всегда и во всем, научить его любить мир, таким, какой он есть, скажете вы и будете правы.

Это так просто на словах, но не так легко на деле. А кто сказал, что быть родителями легко? Нет такого родителя, который ни разу не сорвался и не накричал на ребенка. Давайте вспомним себя в детстве, как часто мы говорили: «Вот вырасту, и никогда не буду так разговаривать со своим ребенком, не буду обижать и кричать…». А потом сами становимся родителями и совершаем те же ошибки, как бы подсознательно мстим уже своим детям за свои детские обиды. Виной этому методы воспитания, которые применяли наши родители, они в нас укоренились настолько, что мы механически подражаем им. Как бы ни печально это было, но это слишком распространенный факт.

Итак, чтобы воспитать положительно настроенного ребенка, нужно в первую очередь привить ему доверие к окружающему миру. Ведь доверять – не значит бояться. Только тот человек, который не боится окружающей его действительности, может быть по-настоящему свободным и счастливым. Для начала вспомните, какие фразы больше всего задевали вас в детстве, которые заставляли плакать и замыкаться в себе. Старайтесь их не говорить своему ребенку, насколько злыми вы на него не были бы. Потому что фразы типа: «В кого ты пошел такой?», «Что из тебя вырастет?», «Ты ни на что не способен!», звучат как установка, с которой ребенок пойдет по жизни, а в итоге передаст ее своим детям. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно навсегда отказаться от таких методов воспитания.

К сожалению, иногда родителям кажется, что оскорбления способны пробудить в ребенке здоровую злость и чувство соперничества, желание доказать что он лучше и может многого достичь. К сожалению, этот метод срабатывает очень редко. В остальных случаях ребенок начинает чувствовать себя ничтожеством и неудачником. Ведь слова родного человека ранят больнее и запоминаются на всю жизнь. Именно поэтому самые горькие обиды – детские. Главное что нужно сделать – это дать понять своему ребенку, что он для вас лучший и любимый. Если ребенок почувствует это, то чтобы не случилось он придет за помощью и советом именно к вам.

Некоторым родителям абсолютно не хочется прибегать к крику и наказанию, но они просто не видят другого выхода, потому что разговоры ни к чему не приводят. Как отказаться от старых методов – просто заменить их новыми. Ведь разговоры приносят пользу только тогда, когда мы четко осознаем, что именно нужно нашему ребенку. Для того чтобы дети хотели разговаривать с нами, в первую очередь нужно научится их слушать.

Каждый ребенок особенный и у каждого свое предназначение. Из вишневой косточки не вырастет апельсин, из нее вырастет маленькая вишенка. И этот естественный процесс роста родители должны уважать и поддерживать. Роль родителей – прежде всего в оказании мудрой поддержки, когда речь идет о развитии талантов и способностей ребенка. Ни в коем случае не нужно мешать, переориентировать, направлять на путь, который кажется вам наиболее перспективным или легким. Нужно дать возможность вашему чаду совершить собственные ошибки и получить жизненные уроки. Но при этом не нужно забывать о всяческой поддержке – словом или делом.

Начните с себя! Дети всегда и во всем копируют взрослых и нужно отдавать себе отчет в том, что наш пример – самое главное и мощное оружие в позитивном воспитании ребенка.

Очень важно с самого раннего возраста объяснить детям, что все что происходит – закономерный процесс, а не коварные выходки судьбы, это очень поможет им в будущем. Нужно доказать ребенку, что все в его руках и не нужно искать виноватых в своих неудачах. Но, когда в вашей семье случается что-то по-настоящему неприятное, поразмышляйте вместе с ребенком, какой урок из этой ситуации можно извлечь. Дети очень любят анализировать, и такой конструктивный подход к жизненным неурядицам будет крайне полезен как ему, так и вам.

Источники негатива. От него никуда не денешься. Телевидение, радио, газеты – все они с удовольствием сообщают нам о катаклизмах, насилии, разрушениях и бедствиях. У детей, которые проводят за телевизором огромное количество времени, может сложиться впечатление, что в мире происходит только плохое. Нужно немного уменьшить количество воспринимаемой ребенком негативной информации. Посмотрите с ребенком адаптированные научно-документальные фильмы, открывая для него (и для себя тоже!) много нового, интересного и прекрасного. Докажите ему, что в мире существует не только плохое, а и хорошее.

Главное в жизни каждого человека – это его семья, мама и папа. Ребенок счастлив, когда знает, что они рядом и его любят. Ведь любовь - самое действенное средство в воспитании позитивного отношения к миру.


Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как  личности. Говоря иначе, это основа будущего. Если эту основу заложить неправильно, могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия. Чтобы не допустить ошибки, нужно знать, что относится к неправильному воспитанию.

Бесконтрольность или безнадзорность – при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, так как очень заняты своими проблемами и делами. В итоге ребенок остается один, предоставленный самому себе. Он начинает искать способы, как бы ему развлечься. Такие дети часто попадают в плохие компании.

Гиперопека – напротив, родители слишком сильно опекают и следят за своим чадом. При этом они все время отдают строгие указания и многочисленные запреты. Это приводит к тому, что ребенок становится нерешительным и боязливым. У него пропадает инициатива. Он не может и не умеет постоять за себя и свои интересы. Со временем появляется обида за то, что другим разрешено все, а ему ничего. В подростковом возрасте это может проявиться в агрессию против родителей. Дети начинают нарушать запреты из принципа и часто уходят из дома.

«Золушка» - этот вид неправильного воспитания характеризуется атмосферой безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку. Ребенок это понимает, как отсутствие родительской любви. При этом со стороны этого можно и не увидеть. Ребенок всегда чувствует притворство. Особенно сильно это действует на него, если в семье кого-то любят больше.

Жесткое воспитание – характеризуется тем, что ребенка наказывают за любой проступок. Из-за этого он растет в постоянном страхе, что в результате выльется в такую же неоправданную жесткость и озлобленность.

Повышенная моральная ответственность – с раннего возраста ребенку начинает даваться  установка на то, что он непременно должен оправдать надежды родителей. При этом на него могут возлагаться непосильные обязанности. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и благополучие близких ему людей.

Физическое наказание – самый недопустимый метод семейного воспитания. Такого рода наказания вызывают психические и физические травмы, которые, в конце концов, изменяют поведение. Это может проявиться в сложной адаптации к людям, исчезновение интереса к учебе, появлению жестокости.


"Мне спокойнее, когда мой ребёнок сидит дома, перед телевизором, чем гуляет на улице!" - говорят многие мамы. На самом деле, телевизор может стать для малыша намного худшим товарищем, чем сомнительная компания на улице. Потому что он способен причинить реальный вред здоровью. И речь здесь идет не только об ухудшении зрения: как правило, посиделки перед телевизором сопровождаются уплетанием бутербродов, орешков, чипсов, сникерсов и все это запивается пепси-колой. По статистике, дети, просиживающие много времени у телевизора, обычно ведут малоподвижный образ жизни и чаще остальных страдают ожирением, а оно, в свою очередь, способствует прогрессированию других заболеваний, таких серьёзных, как сердечно-сосудистые и диабет.

"Пусть смотрит всё, что хочет, однако не больше двух часов в день". А вот по международным нормам два часа - это много. Детям в возрасте от 3-х до 4-х лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор, после 4-х лет разрешается показывать малышу 15-ти минутную детскую телепередачу. Школьникам разрешается проводить перед экраном телевизора полтора часа в день, и не больше, причем желательно с перерывом в 20 минут. Просмотр телесеансов детям с плохим зрением или с расстройствами нервной системы должен быть сокращён до минимума. Помимо этого, "договорённость" по поводу времени может разрешить только часть проблемы. Увы, но мы живём не в Швейцарии, где показ в телеэфире передач с элементами насилия или эротики сторго запрещен до 21:00. А, к сожалению, в нашей стране в ваше отсутствие малыш может выбрать как мультипликационный фильм, так и кровавый триллер или сексуальную мелодраму.

"Ребёнок - самостоятельная личность. Пусть смотрит что хочет и делает выводы". Хватит идти на крайности. Некоторые родители уверены, что к ребёнку следует относиться на равных, давать ему полную свободу - и он мгновенно научится умеренности, свойственной взрослым людям. Однако как бы им этого не хотелось, опыт показывает обратное.

"Я и сам не смотрю телевизор, и сыну строго запрещаю". Проконтролировать ребёнка 24 часа в сутки невозможно. Он начнёт просматривать запрещённые телепередачи у знакомых, - разве это вам нужно? Ребёнку ничего никогда нельзя запрещать, у него нет чувства ответственности, поэтому он не преминёт любой возможностью, чтобы проверить, а сможет ли он избежать обещанного наказания.

Если даже гипотетически допустить ситуацию абсолютного послушания и повиновения, то вреда такая диктатура может принести гораздо больше чем пользы. Среди своих друзей-сверстников ребёнок заработает славу "недоразвитого, отставшего от современного темпа  жизни, с которым и погворить не о чем", а это грозит малышу серьёзной психологической травмой. Лучше смириться с тем, что полностью оградить малыша от всего, что происходит, невозможно.

Специалисты говорят, что чем больше он проживёт под колпаком, построенным вокруг него заботливыми родителями, тем труднее ему будет адаптироваться к реальной жизни, тем сильнее будет его шок, когда он в ней окажется. Наиболее рациональный выход - тщательно фильтровать, дозировать информацию, получаемую вашим сыном или дочерью по телевидению. А основное - предлагать малышу альтернативные занятия. Нужно своим примером показывать, что телевизор - самый небольшой и далеко не самый интересный жизненный элемент.


Если в семье растет несколько детишек, вы, скорее всего, стараетесь быть справедливыми по отношению к каждому из них. Но так ли это правильно? Ведь дети, как бы мы не старались, все равно находят причины обвинить нас в несправедливом отношении. Неужели они просто пытаются манипулировать нами?

Сам собой напрашивается вывод, что дети просто хотят, чтоб их хоть иногда разделяли на отдельные личности, видели в каждом индивидуальность, а не постоянно обобщали «вы у нас одинаковые, мы вас одинаково любим». Перестаньте устанавливать между ними знак равенства. Предлагаем разобраться в нескольких реальных случаях.

1. В семье воспитываются три ребенка: два старших мальчика–близнеца и их младшая сестренка. Девочка каждый вечер возмущается, что ее укладывают спать раньше, чем братьев. Родители решили эту проблему следующим способом: поручили мальчишкам сделать вид, что ложатся спать вместе с сестрой, и после того, как она заснет, братья продолжают дальше играть и заниматься своими делами.

Правильный ли это подход? С одной стороны, дочка спокойно засыпала без обид и ссор с родителями. А с другой, ведь это мы, родители, должны воспитывать детей, а не они нас.

В данной ситуации следовало быть непреклонными. Дочурке объяснить, что маленькие ложатся спать раньше, чем дети чуть постарше. И, когда она подрастет, тоже сможет ложиться спать позже.

Компромисс можно было бы достигнуть договоренностью, что девочке разрешается взять с собой в кровать любимую игрушку, а ее братьям – нет.

2. Еще один случай в той же семье. Дочка сильно простудилась. Болела сильно, но старалась не капризничать, пила прописанные лекарства. Папа решил порадовать дочурку и купить ей куклу, о которой она давно мечтала. Он пошел в магазин, но по пути

задумался, как быть с двумя старшими детьми. Ведь если он принесет подарок только

дочке, мальчики подумают, что ее папа любит больше.

В итоге, поразмыслив, отец купил не такую дорогую куклу для дочери и подарки для сынишек. В результате подарок для больной малышки утратил свой первоначальный смысл.

Если хорошо подумать, то станет понятно, что так поступать не стоило. Ведь дочка в тот момент очень нуждалась в родительской заботе больше своих братьев, к ней требовалась особое отношение. И мальчики должны были понять и принять это. Ведь в праздники, когда всем хорошо и весело, мама и папа дарят подарки всем, никого не обижают.

Взрослый человек должен правильно сориентироваться, когда ко всем детям необходимо относиться одинаково, а когда к кому-то одному из них проявить чуть больше внимания и заботы.

Родители, воспитывающие несколько ребятишек, должны запомнить, что каждый из детей – индивидуальность. У каждого из них свои характер и потребности. Справедливо будет формировать ваши отношения с ребенком, учитывая эти важные факторы.


Сложнее ли воспитывать ребенка в наше время? Что дало нам проникновение новых технологий в нашу жизнь? Как доступность информации влияет на формирование нового человечка? И как? И что? И что делать, в конце концов?

Хотя мы и прожили достаточное количество годиков, но вопросов становится все больше, равно как и попыток найти на них правильный ответ. Такое ощущение, будто мы сознательно создаем себе проблемы, а потом пытаемся их решить, причем во многих случаях достаточно безуспешно.

С одной стороны развитие телевидения и интернета вроде бы оказывает нам существенную пользу в процессе воспитания малыша. Но в тоже время многие из нас просто забывают о древнем и важнейшем подспорье в воспитании – книге.

Быстротечность жизни делают для нас более удобным другой путь. Чего уж проще, посадил ребенка перед телевизором, включил мультфильмы или интересную для его возраста программу – у тебя появилось немного времени для других занятий или отдыха.

Причем, совершенно не осознавая, что эта информация доставляет малышу удовольствие, но практически не развивает его интеллект.

Не занимаясь чтением, раскрасками, играми, развивающими мышление, мы ненароком оказываем просто медвежью услугу своему ребенку. А потом, определив его в ясельную или садковую группу, поражаемся, насколько малыш отстает в развитии. Хотя в нынешнее время, честно говоря, становится более поразительным появление ребенка с высоким уровнем.

Проходит пару лет и наш друг – телевидение – становится нашим злейшим врагом. Здесь, ясно, вина не наша. Коммерческое телевидение совершенно забыло об этических и моральных нормах. Не существует ни временных ограничений, ни минимальной фильтрации того, что нам показывают.

Наряду с насилием, извращениями и эротикой (а в некоторых случаях даже неприкрытой порнографией) нам крутят детские мультфильмы, главных персонажей и сюжеты которых мог придумать только человек с больной психикой и явно ненавидящий детей.

И избежать этого просто невозможно. В то время, когда Вы находитесь рядом, и получается осуществить контроль за тем, что впитывает в себя детская психика.

Проходит ещё пару лет и в нашу воспитательскую деятельность вклинивается интернет. А там уж можно увидеть такое, что за все годы нашей жизни и присниться нам не могло в самом жутком кошмаре.

Там нечистоплотные дельцы делают деньги на показах того, что могло бы понравиться разве что маньяку с явно выраженным психозом на конечной стадии развития болезни.

Сбоку подпирает школа, где старые учителя, обладавшие высоким уровнем профессионализма и интеллекта, уступают места новым, молодым, с ярко выраженными качествами мелкого рэкетира (причем абсолютно непонятно, где на земле находится замечательная академия, выдающая дипломы совершенно не за знания).

И сколько бы мы денег не платили (официально или нет - здесь несущественно), за них ума не купишь.

Ну и конечно улица. Место, где уже считается нормой даже девушке идти с бутылкой пива и дымящейся сигаретой в руках. Где абсолютно не удивишься, услышав мат или увидев драку.

Улица, куда даже взрослый мужик теперь по вечерам выходит с оглядкой. Ведь страшнее даже маньяка свора диких подростков, одурманенных пивом (и дай Бог только пивом) и чувствующих себя из-за этого полностью безнаказанными, чуть ли не Богами в этой жизни, в то время пока милиция вылавливает по освещенным местам одиноких пьяных и бомжей.

Можно ли с этим бороться? Можно и нужно, хотя по сложности задача явно по силам только всему обществу. Причем не отдельной нации, а в целом человечеству. Терроризм или эпидемии это страшно. Но куда страшнее будет поколение людей, потерявших саму суть человека – свою душу.


Всё, что мы вкладываем в наших деток - возвращается к нам же. В семье, где на первом месте стоит любовь, доверие и искренность, ребёнок растет внимательным и добрым.

Но многие взрослые совершают страшные ошибки, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…

Бывало ведь, скорее всего у многих, когда родителям не нравились наши друзья из песочницы, или тот мальчишка, который нёс нам портфель до самого дома. Да, стоит вмешаться, если это действительно несёт в себе какую-то проблематику, но стоит ли, когда это детство, и ничего кроме невинного общения в этой дружбе нет.

Не вышло у Маши получить по математике пятёрку, и тут же слышен мамин крик о том, что она ни на что не способна, в то время как вчера полдня просидела над книгой.

Дарите вашему чаду веру в самого себя! Это поможет ему стать сильнее.

"Посмотри, какой Егор - чистый и аккуратный, не то, что ты - поросёнок!" И чего только хотят добиться мамаши, произнося эти слова, кроме как ненависти к Егору и других негативных эмоций…

Порой родители напрочь забывают о том, что их детишки уже выросли, и неловкие высказывания вроде: "Ты сейчас по попе получишь" выглядят насмешками.

Помните эксперимент японский учёного, с тремя посаженными одинаковыми зёрнышками? Первому ростку он говорил добрые слова, на второй кричал, а третий игнорировал. В итоге, первый колосился во всю ширину подоконника, второй совершенно высох, а третий - загнил!

Дети тоже подобны зелёным росткам: родители с годами пожинают то, что взрастили сами!

А теперь лишь на секундочку задумайтесь о том, как ваше чадо, улыбается вам по утрам, что за мысли блуждают в его голове, когда он целует вас в щёку! Вы - его поддержка, тот человек, который поможет чувствовать в себе силы и быть лучше!

Любите ваших деток, и они обязательно будут стараться быть для вас лучше, ведь они - ваше продолжение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и развитии ребенка».

     Семейное воспитание общее название  процессов  воздействия на детей   со стороны  родителей и  других членов семьи   с целью  до...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Буклет для родителей "ЦЕННОСТИ СЕМЬИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА «СЕМЬЯ – ЭТО МОЯ ОПОРА!»

Фраза «я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов.Очень важно родителям учить своих детей, как принимать правильные решен...

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье»

Предложенный материал дает возможность родителям понять значение и необходимость музыкального воспитания....

Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».

Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....