Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы?
консультация (старшая группа) на тему

Ермилова Татьяна Николаевна

Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vy_schitaete.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы?

  Логопед поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой, слуховым вниманием и др.

  Логопед знает, как научить ребенка правильно произносить звуки.

  Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда

   Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

   Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);

- этапа появления звука (постановка звука);

- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

развивать фонематическое восприятие;

   Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

   Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

   Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
  Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

   Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

   Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

   Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);

   У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

   Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

   Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

-работать над умением составлять рассказы, пересказы;

-обучить ребенка грамоте, чтению и письму;

-справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;

-формировать слоговую структуру слова;

   Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.     До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

   В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

   Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

   Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?

   Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает норамальному произношению звуков Л и Р.

   Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

   И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Есть ли у вашего ребенка способности к спорту?"

Мини анкета-опросник для родителей детей среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "А у вашего ребенка есть домик?".

laquo;Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» рассказывает о том, как дети и подростки любят строить «штабы» ....

Анкета для родителей "Есть ли у вашего ребенка права"

Воспитание у детей основ праововй культуры...

Консультация для родителей: "Если в вашей группе есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья"

Данная консультация вам подскажет чего не нужно делать, если в группе. в которую ходи ваш ребенок, есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья....

Как понять, есть ли у вашего ребенка речевые нарушения

Наиболее достоверные сведения о природе речевого нарушения можно получить, проведя обследование на двух языках сразу. Но давайте попробуем начать с 5 небольших заданий на русском языке, которые могут ...