Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Логинова Екатерина Викторовна

Сенсорное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebenka.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 84»

Сообщение на родительское собрание на тему: «Сенсорное воспитание ребенка»

Составила воспитатель

д/с №84 «Капельки»

Логинова Е. В.

г.Нижнекамск

2015

 Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. И готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание  - последовательно планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Ознакомление со свойствами формы, величины и цвета составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств –шестью основными цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнивать по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры, поэтому особо важно уделить большое внимание сенсорному воспитанию ребенка именно с 2до 3 лет.

Список использованной литературы:

  1. Венгер Л.А. и др.//Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн.для воспитателя дет.сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под. ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.: ил.
  2. Пилюгина Э.Г. //Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983. – 000с., ил.
  3. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с., ил.

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Все нормы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Соответственно, готовность ребенка к школьному обучению напрямую зависит от его сенсорного развития.

Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает окружающую действительность. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание  - последовательно планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств –шестью основными цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов целесообразно организовать такие действия с предметами, когда требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Детям предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнивать по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.

Вашему вниманию мы можем представить небольшую выставку игрушек, которые мы используем в нашем детском саду. Это различные логические кубы для восприятия формы и цвета; вкладыши, пирамидки, матрешки для восприятия величины; доски с отверстиями разной величины или формы. Дети третьего года жизни уже могут выполнять и элементарные продуктивные действия, например, выкладывание мозаики по цветам или складывание простейших предметов из строительного материала.

Так же можно предложить детям такие задания как раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета, с целью фиксации у детей внимания на свойствах предметов (например, цветные палочки и т.д.). Либо соотнесение предметов двух форм и величин при выборе из 4-х(большой и маленький круг, большой и маленький квадрат), соотнесение цветов: например, дидактическая игра  «Найди цветок для бабочки» или «Подбери колесо к машинке» и другие.

В таких заданиях основная цель учить детей понимать слова «такой же», «разные», «одинаковые», «маленький», «большой».

Необходимо чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – это постоянные признаки предметов.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры, поэтому особо важно уделить большое внимание сенсорному воспитанию ребенка именно с 2до 3 лет.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...