Консультация для родителей младшей группы.
консультация (младшая группа) на тему

Кризис трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_yaselnoy_gruppy.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей ясельной группы «Солнышко» Тема: «Кризис трех лет»

1. Введение

Три года – возраст открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всем подражать маме, как идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой! » (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

2. Причины кризиса

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного участника событий в мире предметов. Важным является проявление «воли» у малыша. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям. Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.

Именно взрослый должен найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок утверждает свою самостоятельность, он еще не в силах оценить правильность своих поступков, но данный период имеет для него огромное положительное значение.

3. Проявления кризиса

Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы отношений с людьми, определение собственного «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появляется феномен «Я сам». Новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений. Все это влечет за собой появление таких реакций, как:

Негативизм – отрицание условий взрослых и сопротивление им. Негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ярко проявляется стремление к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, и по мере возможностей необходимо разрешать ребенку делать какие-то вещи самому. Но во время кризиса усиленное желание самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны с ними. В этих случаях говорят о протесте, бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность. Это же стремление к власти здесь выступает как источник ревнивого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения малыша, который эгоцентричен в силу его возраста и развития (чувствует и расценивает как значимые только собственные желания, переживания и потребности) .

Обесценивание. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

4. Рекомендации для родителей

Для родителей, важно занять правильную позицию в этот сложный период. С одной стороны, необходимо показать ему границы своей самостоятельности, показать свою заботу, решимость, желание обеспечить безопасность ребенка (ведь именно для этого существуют многие наши запреты). С другой стороны, очень важно не сломать в это время силу воли, формирующееся «Я» и стремление к самостоятельным действиям ребенка. Необходимо показать, что он многое может, что его действия важны. Ведь эти качества очень пригодятся ему во взрослой жизни. Именно переживания кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа)«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и восп...

Консультация для родителей «Наблюдения на зимних прогулках для малышей» Консультация для родителей младшей группы «Наблюдения на зимних прогулках для малышей».

Основное средство познания природы ̶ наблюдение. Наблюдения дают возможность познакомить детей с природными явлениями. С вашей помощью ребенок может познать законы, по которым живет природа.Во время н...

Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель саду. в детском...

Консультация для родителей младшей группы "Зимние игры и развлечения" статья (2 младшая группа)

Консультация для родителей содержит виды игр с детьми на прогулке зимой....