Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей: "Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_hudozhestvennaya_literatura2.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств.

    Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.

Художественная литература является важным средством воспитания нравственности у детей старшего дошкольного возраста, направлена на формирование общечеловеческих идеалов и усвоения ребенком вечных ценностей: правдолюбия, милосердия, сострадания, уважения к другим людям и др.

Моральные нормы и правила приобретают в художественном произведении живое содержание, активно воздействуют на чувства и разум ребенка.

Воспитание художественным словом приводят к большим изменениям эмоциональной сферы, что способствует появлению у дошкольника  живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

От содержания зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и в не их.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющий большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книг, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Готовясь к беседе, необходимо  продумать вопросы, которые воспитатель задаст  ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею, художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло?» и т.п., оправданное в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитание гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольника интерес к поступкам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей о прочитанном.

Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные  для чтения дошкольникам, большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно систематически. Воспитание у ребенка чувства прекрасного является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство: поэзия, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребенка, умеющего радоваться, не остается места обидам, злобе, зависти.

Таким образом, художественная литература, способствует формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...