Консультация для родителей.
проект (подготовительная группа) на тему

Кизякова Екатерина Александровна

Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в рамках проекта "Скоро в школу”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в рамках проекта "Скоро в школу”

Подготовка к школе - сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

У ребенка - будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».

Что такое - «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно - трудовую жизнь.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

  • смена режима сна и питания;
  • смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;
  • увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);
  • смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;
  • необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;
  • необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;
  • необходимость правильно реагировать на условные сигналы - звонок на урок и на перемену - и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке - сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;
  •  коллектив из 25 - 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;
  • возможный неуспех в деятельности;
  • увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Переход в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые JI.C. Выготский назвал «кризисом 7 лет».

Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, гак как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно, неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Важно настроить ребенка на ежедневный груд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.

Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Принятие учебной задачи. Ребенок способен воспринять предложенную ему учебную задачу, именно как интеллектуальное упражнение, а не как предложение поиграть или пообщаться со взрослым. Например, когда от ребенка требуется в учебном задании посчитать плитку для облицовки ванной комнаты, он должен уметь сосредоточиться на способах вычисления, а не на цвете-размере и других, не относящихся к задаче, свойствах плитки. Способность освоить общий способ действия, а также понимание смысла ситуации. Если ребенок ориентируется исключительно на слова-подсказки при решении задач, и не может охватить смысл задачи в целом, описать и показать что реально происходит в задаче, то он еще не готов к школьному обучению. Так, ребята из детского сада, которым было предложено составить задачу для выражения 5-3, предложили такой вариант «Мама купила 5 ножниц и 3 съела». Ни один ребенок даже не засмеялся, потому что им было непонятно, чем неправильна такая задача - ведь ответом будет именно 2. Восприятие себя как субъекта деятельности. Если спросить у дошкольников, почему мальчик на картинке упал с горки, а девочка разлила чай, то они вероятно ответят: «Горка слишком высокая, чашка неудобная». Школьник же ответит: «Мальчик плохо держался за санки, девочка была невнимательна. Но ничего, они постараются и научатся делать как нужно». Точно так же ребенок, готовый к школе, воспринимает и себя - он не ищет причины своего поведения, своих успехов и неудач снаружи, а способен увидеть их в себе самом и своих собственных действиях.

Для ребенка получение опыта, знания важнее, чем процесс игры. Даже если задание предлагается в игровой форме, то дошкольник легко увлекается игрой и забывает, что собственно от него требовалось в задании, а школьник должен уметь уже сохранять свой интерес к задаче. Когда детям в одном эксперименте предлагалась игрушка в виде лабиринта с ездящей по нему управляемой куклой, то дошкольникам была интереснее сама кукла и фантазии о ней, даже если лабиринт и не был ими пройден, они воспринимали игру как интересную и забавную. Для школьников же основным интересом было прохождение лабиринта... и механизм действия куклы, как это она по нему ездит?

Внутренняя позиция школьника. Ребенок отчетливо заявляет о своем желании пойти в школу и быть школьником. Он считает, что став школьником он получит преимущества статуса и такое новое положение дел для него желанно.

Произвольность. Ребенок способен выполнять действия произвольно, то есть, не но первому побуждению, а по инструкции, с волевым усилием. Основу создает произвольная концентрация внимания, без которой невозможно никакое успешное обучение.

Интерес к взрослым и к сверстникам. Если ребенку интересно, чем это занимаются другие взрослые, не из его ближайшего окружения, и он хочет общаться с детьми, которых встречает на улице, в кружках и пр., а не только со своими товарищами по садику, то это благоприятный признак для его готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...