Консультация для родителей "Когда стоит обратиться к логопеду?"
консультация на тему

 

1.     Советы родителям о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста

2.     Когда же стоит обратиться к логопеду?

3.     Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома.

4.     Дидактические игры и задания, способствующие развитию речи у детей.

5.     Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

6.     Миогимнастика для детей раннего возраста

7.     Закаливающее носовое дыхание

8.     Приемы работы по формированию связной речи.

9.     Логопедическая азбука в картинках

10.                       Артикуляционной гимнастики для детей:

11.                        Чистоговорки для детей.

12.                       Развиваем  мелкую моторику рук у детей.


 

Когда же стоит обратиться к логопеду?
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка. 
1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит.
2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п.
6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
8. В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.
Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3х лет.

Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома:

1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно, логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.
4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение 10 минут. Ее необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
5. На занятиях по развитию речи логопед использует иллюстративный материал, отображающий лексическое наполнение темы. Поэтому, если возможно, можно подобный дидактический материал приобрести в книжном магазине для домашнего пользования. В дальнейшем данные пособия помогут при выполнении заданий по развитию речи, рекомендованные логопедом.
6. Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление правильного навыка произношения того или иного звука. В них представлен речевой и иллюстративный материал.
Самые главные помощники для логопеда — заботливые и внимательные родители.

++++++++++++

Без хорошо развитой речи и богатого словарного запаса невозможно полноценное развитие ребёнка! Именно поэтому  ещё раз хочется обратить Ваше внимание на дидактические игры и задания, способствующие развитию речи у детей.

-Развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, ребёнок называет в ответ слово, которое приходит в голову. Примерный перечень слов: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц;

стоит, говорит, растёт, петь, смеяться, падать, слезать;  жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный; быстро, высоко, весело, грустный.

-Назови лишнее слово. Объясни, почему?  (Кукла, песок, юла, мяч, ведёрко) и т.п.

-Назови одним словом : умение подбирать обобщающее слово (яблоко, груша, персик - фрукты)

-Назови части. Взрослый называет предмет, предлагает его представить и назвать его части.

-Отгадай предмет по названию его частей (дно, крышка, стенки, ручки – кастрюля).

-Отгадай название предмета по описанию его признаков (Это дерево с толстым крепким стволом; на нём растут жёлуди).

-Закончи предложение и назови слова-« неприятели» (слон большой, а комар…) и т.п.

-Скажи наоборот (злой -…, горький-…).

-Кто как голос подаёт? (овца блеет, сова ухает).

-Кто как передвигается? (лошадь скачет, змея ползает) и т.п.

-Что какие звуки издаёт? (дверь - скрипит, ветер - свистит, дождь шумит) и т.п.

-Что умеет делать?  (кошка царапается, мурлычет, трётся, мяукает, ловит, играет, облизывается и т.п.).

-Назови ласково (стол- столик).

-Что для чего? или Что куда положим? (сахар в сахарницу) и т.п.

-Что в чём? ( в чём варят суп? в чём носят воду? в чём хранят сахар…).

-Семья или мама, папа, малыш (волк-волчица-волчонок).

-Назови профессию (кто лечит?).

-Кто чем управляет? (автобусом управляет водитель; грузовиком управляет шофёр) и т.п.

-Чей хвост, чья голова? (у собаки чей хвост?-собачий).

-Кто где живёт? (белка живёт в дупле, лиса живёт в норе)

-Назови какой? ( лист дуба-дубовый, компот из слив- сливовый, стакан из стекла-стеклянный) и т.п.

-Один-много (ягода - ягоды).

-Нет чего, нет кого? ( нет телёнка, нет телят; нет сливы, нет слив).

- Посчитай  1,2,5.( одно яблоко, два яблока, пять яблок)

-Что где находится? ( куда ставят цветы? Где растут яблоки ?) и т.п.

 В заключение хочу поблагодарить тех родителей, которые «работают» вместе со мной. Тех, кто находит время и желание для выполнения домашних заданий, тех, кто прислушивается к советам и следует им. Ваша работа  налицо. Она в наших детях. Вместе с Вами мы – сила!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл советы логопеда597.31 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда

  1. Советы родителям о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста
  2. Когда же стоит обратиться к логопеду?
  3. Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома.
  4. Дидактические игры и задания, способствующие развитию речи у детей.
  5. Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста
  6. Миогимнастика для детей раннего возраста
  7. Закаливающее носовое дыхание
  8. Приемы работы по формированию связной речи.
  9. Логопедическая азбука в картинках
  10. Артикуляционной гимнастики для детей:
  11.  Чистоговорки для детей.
  12. Развиваем  мелкую моторику рук у детей.


Когда же стоит обратиться к логопеду?
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка. 
1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит.
2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п.
6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
8. В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.
Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3х лет.

Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома:

1. Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно, логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
2. Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.
3. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.
4. Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение 10 минут. Ее необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
5. На занятиях по развитию речи логопед использует иллюстративный материал, отображающий лексическое наполнение темы. Поэтому, если возможно, можно подобный дидактический материал приобрести в книжном магазине для домашнего пользования. В дальнейшем данные пособия помогут при выполнении заданий по развитию речи, рекомендованные логопедом.
6. Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление правильного навыка произношения того или иного звука. В них представлен речевой и иллюстративный материал.
Самые главные помощники для логопеда — заботливые и внимательные родители.

++++++++++++

Без хорошо развитой речи и богатого словарного запаса невозможно полноценное развитие ребёнка! Именно поэтому  ещё раз хочется обратить Ваше внимание на дидактические игры и задания, способствующие развитию речи у детей.

-Развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, ребёнок называет в ответ слово, которое приходит в голову. Примерный перечень слов: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц;

стоит, говорит, растёт, петь, смеяться, падать, слезать;  жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный; быстро, высоко, весело, грустный.

-Назови лишнее слово. Объясни, почему?  (Кукла, песок, юла, мяч, ведёрко) и т.п.

-Назови одним словом : умение подбирать обобщающее слово (яблоко, груша, персик - фрукты)

-Назови части. Взрослый называет предмет, предлагает его представить и назвать его части.

-Отгадай предмет по названию его частей (дно, крышка, стенки, ручки – кастрюля).

-Отгадай название предмета по описанию его признаков (Это дерево с толстым крепким стволом; на нём растут жёлуди).

-Закончи предложение и назови слова-« неприятели» (слон большой, а комар…) и т.п.

-Скажи наоборот (злой -…, горький-…).

-Кто как голос подаёт? (овца блеет, сова ухает).

-Кто как передвигается? (лошадь скачет, змея ползает) и т.п.

-Что какие звуки издаёт? (дверь - скрипит, ветер - свистит, дождь шумит) и т.п.

-Что умеет делать?  (кошка царапается, мурлычет, трётся, мяукает, ловит, играет, облизывается и т.п.).

-Назови ласково (стол- столик).

-Что для чего? или Что куда положим? (сахар в сахарницу) и т.п.

-Что в чём? ( в чём варят суп? в чём носят воду? в чём хранят сахар…).

-Семья или мама, папа, малыш (волк-волчица-волчонок).

-Назови профессию (кто лечит?).

-Кто чем управляет? (автобусом управляет водитель; грузовиком управляет шофёр) и т.п.

-Чей хвост, чья голова? (у собаки чей хвост?-собачий).

-Кто где живёт? (белка живёт в дупле, лиса живёт в норе)

-Назови какой? ( лист дуба-дубовый, компот из слив- сливовый, стакан из стекла-стеклянный) и т.п.

-Один-много (ягода - ягоды).

-Нет чего, нет кого? ( нет телёнка, нет телят; нет сливы, нет слив).

- Посчитай  1,2,5.( одно яблоко, два яблока, пять яблок)

-Что где находится? ( куда ставят цветы? Где растут яблоки ?) и т.п.

 В заключение хочу поблагодарить тех родителей, которые «работают» вместе со мной. Тех, кто находит время и желание для выполнения домашних заданий, тех, кто прислушивается к советам и следует им. Ваша работа  налицо. Она в наших детях. Вместе с Вами мы – сила!

++++++++++++++

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования

детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в рече вом развитии и раннего начала комплексной коррекционной ра боты.

Проведение ранней диагностики позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корриги ровать темп психоречевого развития ребенка, предупреждать возникновение вторичных нарушений и сни зить социальную депривацию безречевого ребенка. Чем раньше будут выяв лены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

 Основной задачей ранней логопедической диагностики является раннее распознавание, выявление отклонений речевого развития с целью последующего их исправления.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Таким образом, одним из важнейших принципов организации логопедического обследования детей раннего возраста является учет закономерностей становления и развития  детской речи в норме.

Одно из существенных мест в организации логопедического обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов и приемов обследования.

Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие методы обследования:

-  анкетирование (анкета для родителей (матери), опрос ники);

-  беседа с родителями;

- наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в ес тественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раз девание и т.п.) и в ходе выполнения специальных зада ний;

-  изучение медицинской документации;

- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педа гогом по физическому воспитанию;

-  ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

-  собственно логопедическое обследование ребенка. Оно включает в себя:

I. Обследование импрессивной стороны речи (т.е. сформированности понимания речи).

II. Обследование экспрессивной стороны речи, которое направлено на изучение:

- активного лексикона,

- состояния словообразования,

- грамматического оформления речи,  объема и типов предложения,

- состояние звукопроизношения,

- слоговой структуры слова,

- общего звучания речи, состояния голоса.

III. Обследование строе ния и функционирования основных органов артикуляции.

Особенности проведения обследования детей раннего возраста с описанием схем, речевых карт представлены в различной методической литературе (О.Е.Громова, Н.В.Серебрякова, Гаркуша Ю.Ф.и др.).

Следующим важным моментом при проведении логопедического обследования детей раннего возраста является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком.Как правило, даже при условии нормального развития речь малыша хорошо понятна только близким родственникам, общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьёзные трудности. Ещё более затруднено детское общение с посторонними взрослыми, если у них имеются даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. Все сообщения малыша вне самой ситуации общения оказываются непонятными, ребенок начинает обижаться и капризничать, чутко реагируя на любые замечания в его адрес, т.е. взрослый может легко спровоцировать речевой и поведенческий негативизм у ребенка.

Известно, что ребенок в раннем возрасте не способен подчиняться  директивным указаниям взрослого типа «Выполни упражнение», «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Так, проводя обследование артикуляционного аппарата нужно помнить, что дети преддошкольного возраста еще не ощущают положения языка, губ, челюсти, поэтому все задания должны проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы, путем игротерапии. Ребенку можно предложить  показать вслед за логопедом, как «язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.д.

При проведении исследования произносительной стороны речи не рекомендуется требовать от ребенка изолированного произнесения звука. Основной акцент в заданиях можно сделать на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Логопеды-практики часто используют   такой прием, как завершение ребенком  предложения за взрослым, т.к. он легок и доступен в работе, а также с удовольствием принимается маленькими детьми. На использовании этого методического приема построено пособие О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет», М., 2005. Оно предназначено для проведения обследования произносительной стороны речи детей начиная с раннего возраста и включает диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. Положительным моментом пособия является то, что оно  содержит задания по обследованию звуков раннего (гласные а, о, у, э, ы, и, согласные п, б, т, д, к, г, х, н, м) и позднего (согласные с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) онтогенеза, которые важны при обследовании ребенка именно раннего возраста и зачастую опускаются в других методических пособиях. Материал по обследованию произношения звуков раннего онтогенеза, представленный красочными предметными и сюжетными картинками, также изложен в пособии И.А.Смирновой «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», СПб., 2004.

Еще одним возможным приемом логопедического обследования детей раннего возраста, как считают авторы вышеуказанного пособия О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, являетсярассматривание и последующее раскрашивание изображения, который дает возможность организовать непринужденное обсуждение и создает положительный эмоциональный фон в ходе заданий.

Длительность диагностического занятия в ходе проведения логопедического обследования детей раннего возраста сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная  длительность одного диагностического занятия  — 10-15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если педагогам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Нужно помнить, что мы имеем дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, и любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!

Чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше в столь  короткий имеющийся в  распоряжении педагога промежуток времени, надо его максимально оптимизировать. Так, например, при назывании картинок во время проверки звукопроизношения можно обследовать:

- состояние словарного запаса ребенка;

- развитие грамматического строя речи - уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже;

- характер воспроизведения слоговой структуры слов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста рекомендуется  проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Оно должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом его возрастных особенностей развития высших психических функций. Из опыта работы логопедов- практиков следует, что лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками.

Ключевую роль при достижении успеха при обследовании играют иллюстративностьпредлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Нужно помнить, что сюжетные картинки гораздо интереснее детям.

Иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (5-6) изображений на одном листе, как, например, это сделано в широко известном «Альбоме логопеда» О.Б.Иншаковой. Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднит его сосредоточение на задании и вызовет снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не более 2-х крупных изображений на одном листе одновременно.

Литература:

1.  Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.  Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: РОН, 2001.

5. Методы обследования речи детей/ Под ред.Г.В.Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2003

6. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

7. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста: Учебное пособие / Урал.гос.пед.ун-т, НПРЦ «Бонум», Екатеринбург, 1999.

++++++++++++++++

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке, но не менее 2 раз в день.

  • Часики. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз)
  • Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза)
  • Петушок. Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть, похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ – выдохнуть. (4 раза)
  • Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза)
  • Паровозик. Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд)
  • Весёлый мячик. Стоя прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз)
  • Гуси. Ходить медленно, на вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с длительным произнесением звука ГА-ГА (1 мин)

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращая зубочелюстную деформацию.

  • Лошадки. Цоканье языком (30 сек) в удобном для ребёнка положения (сидя, стоя)
  • Заводим машину. Длительное произнесение звука Д-Д-Д (до 30 сек)
  • Почистим зубки. Кончиком языка водить («чистить», «гладить») по верхним и нижним зубам вправо-влево (4-5 раз)
  • Поцелуйчик. Вытянуть вперёд губы и чмокнуть  (4-5 раз)
  • Улыбочка. Растянуть губы как можно шире, вернуться в исходное положение губ (4-5 раз)
  • Надуем шарик. Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками (4-5 раз)

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ

Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода. Все упражнения повторяются 4-5 раз.

  • Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцами правой руки.
  • Открыть рот и кончик языка прижать к нёбу, выключая ротовое дыхание.
  • Сделать спокойный вдох через нос, на выдохе с одновременным постукиванием пальцами по крыльям носа произносить слоги БА-БО-БУ.
  • Сжать пальцы в кулаки, во время вдоха через нос широко открыть рот и высунуть язык, доставая им до подбородка. Разжать кулаки, выдохнуть через нос.

+++++++++++

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами. 3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.

картинка

- Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках. - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п. 4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д. Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.


картинка


ас5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью р положения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».


картинка


6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям: - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка; - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста; - на картине должно быть небольшое число действующих лиц; - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

картинка

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает. Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа: - Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент. - Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание. - Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец. - Пересказ без опоры на наглядность. При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее: - полноту пересказа; - последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей; - использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности); - характер употребляемых предложений и правильность их построения; - отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа. 8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий. Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие: • рассказ о дне, проведенном в детском саду; • рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.); • рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п. В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь. 1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее. Основные тематические группы: - домашние животные; - дикие животные; - домашние птицы; - дикие птицы; - рыбы; - насекомые; - деревья; - цветы; - грибы; - ягоды; - овощи; - фрукты; - мебель; - посуда; - инструменты; - одежда; - обувь; - головные уборы; - транспорт; - игрушки; - явления природы; - продукты питания; - школьные принадлежности; - электроприборы. Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели. Можно использовать следующие игровые моменты: • «Месяцы осени» Осенью природа засыпает Сентябрь Октябрь Ноябрь С О Н • «Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему. • Времена суток. 2. Подбор слов-признаков: • по цвету; • вкусу; • температуре; • форме; • материалу, из которого сделан предмет; • принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.) Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.) Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки. Красное, круглое, сладкое, садовое. Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая. Круглый, полосатый, зеленый, сладкий. Игра «Чей хвост?» Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое смешные 3. Подбор глаголов к существительным. Наиболее распространенные группы глаголов: • Действия людей; мальчик рисует • Способы передвижения животных, птиц, насекомых; летит прыгает ползет • Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми; квакает мычит • Явления, происходящие в природе. молния сверкает дождь идет 4. Подбор наречий к глаголам. • наречия образа действиям (как? каким образом?); Медленно речка течет, Плавно в ней рыбка плывет, Тихо сидит рыбачок, Ловко закинув крючок. • наречия места (где? куда? откуда?) Вверх поднимаются волны, с ревом бросаются Вниз, Справа – лишь мрак один полный, Слева виднеется мыс. • наречия времени (когда?) Когда это бывает? зимой весной летом осенью • наречия причины и цели: назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком. Таких наречий не много. 5. Сравнительные конструкции. Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д. В речке вода холодная, В колодце еще холоднее. Бывают яблоки кислые, Лимоны еще кислее. Чай в стакане горячий, А в чайнике горячее. У мамы глаза голубые, У дочки еще голубее. Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т.д. 6. Подбор синонимов. В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы. Например: Он – друг, товарищ, приятель. Человек – храбрый, отважный, смелый. Одному дома – грустно, тоскливо, печально. На улице – пасмурно, дождливо. Люди – работают, трудятся. 7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее. Игра «Скажи наоборот» добро – зло толстая – тонкая день – ночь левый – правый радость – горе дневной – ночной добрый – злой ранний – поздний умный – глупый белый – черный близко – далеко горький – сладкий низкая – узкая мягкий – твердый широкая – узкая жидкий – густой глубокий – мелкий звонкий – глухой холодный – горячий тяжелый – легкий большой – маленький жадный – щедрый 

8. Образование новых слов. Префиксальное словообразование. Летел – прилетел, взлетел, улетел. Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет. Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др. 

Игра «Большой — маленький»
картинка

Игра «Собери семейку слов» 

картинка

Снег – снегурочка снежинка снеговик снегирь В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.

++++++++++++++

О речевом этикете дошкольника.

                                           

«Ваше собственное поведение – самая        

решающая вещь. Не думайте, что вы

воспитываете ребёнка только тогда,

когда с ним разговариваете или поучаете

его, или приказываете ему. Вы воспитываете

его в каждый момент вашей жизни, даже тогда ,

когда вас нет дома. Как вы разговариваете с

другими людьми и о других людях, как вы

радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с

друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете

газеты,- всё это для ребёнка имеет большое

значение».

А.С.Макаренко

 

 

       Известно, что дошкольный возраст- период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За  короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный  по своей стремительности путь от первых неоформлённых лепетных звуков младенца

до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем

языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно (в норме) произносят все звуки родной речи. Уже к трём годам в активном словаре малыша  1000- 1500 слов. Он может логично  построить не только простое, но и сложное, в том числе сложноподчинённое предложение, что  позволяет ему высказывать различного рода суждения. К шести годам активный словарь составляет 3000- 3500 слов. Подавляющее  большинство

детей в этом возрасте свободно владеет родной речью.

      Её успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издаётся методическая литература, различного  рода пособия.

     Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребёнка-дошкольника, как нам кажется, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Не нашла она специального освещения и в литературе по семейному воспитанию. Мы имеем в виду культуру речевого поведения детей,- речевой этикет. Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких-«ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурного   речевого поведения (их рассмотрим ниже) составляют часть общего языкового  развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.

     Приведу пример из собственных наблюдений.

       В очереди на посадку в автобус девочка лет пяти, стоявшая передо мной, обернувшись, нечаянно наступила мне на ногу (на мне были белые туфли). Малышка, заметив оставленный  на них след, очень смутилась, виновато посмотрела на меня, лицо её покрылось пятнами. Она явно не знала, как вести себя в этом случае. « Ты, наверное, хочешь сказать «извините?»-решила я помочь симпатичной девчушке. Та утвердительно кивнула и добавила:«Пожалуйста». После этого девочка успокоилась, и мы мило побеседовали до прихода автобуса.

     Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

     Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в  детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.

     А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское  одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное    в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, « что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.

     Некоторые взрослые (в основном люди пожилые), боясь сглаза, обращаясь к малышу с самым ласковым оттенком в голосе, говорят ему: «Ах, ты гадкий мальчишка» или «У, противная девчонка». И ребёнок таким же образом  «беседует» с любимым мишкой, полагая, что произносит ласковые слова.

    Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имён собственных в пренебрежительной форме:» Колька», «Анька», »Ленка» и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают  соответствующее данной языковой форме  отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «-к-«. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаём ребёнку пример такого обращения, когда говорим

о своих знакомых «Машка», «Петька». Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим  притупляется свойственное  дошкольникам обострённое чувство  языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.

     Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

    Неплохо приучить ребёнка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

      С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и .т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников. Учить ребёнка подобным способам приветствия и прощания вы , конечно, не станете, но  уж коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми.

    Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобиться вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?»и.т Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.

    Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не  перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка.

      «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли  им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы

он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам.  

++++++++++++++++++++++

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА В КАРТИНКАХ

+++++++++++++

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:

1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин.

2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз.

3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми.

5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление.

«Лопаточка»

артикуляционная гимнастикаШирокий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Методические рекомендации:

- Рот полуоткрыт.

- Не высовывать язык далеко,

- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.

- Боковые края должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»

- Повторить упражнение сначала

«Чашечка»

артикуляционная гимнастикаШироко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот широко открыт.

- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.

- Края языка должны быть у верхних зубов.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.

«Иголочка»

артикуляционная гимнастикаРот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.

Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.

- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.

- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

«Горка»

артикуляционная гимнастика

Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.

Методические рекомендации: 

- Рот полуоткрыт, улыбнуться. 

- Кончик языка за нижними зубами.

- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.

- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".

«Трубочка»

артикуляционная гимнастикаВытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.

Методические указания:

- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.

- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.

«Часы»

артикуляционная гимнастикаВыдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.                                        

Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.

Методические рекомендации:

- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.

- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.

- Нижняя челюсть не подвижна,

- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.

«Вкусное варенье»

артикуляционная гимнастикаУлыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.

Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.

Методические указания:

- Следить, чтобы работал только язык.

- Язык широкий в форме «чашки».

- Челюсти неподвижны.

- Делать движения широким языком сверху вниз.

- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.

«Лошадка»

артикуляционная гимнастикаПрислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.

Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Челюсти неподвижные, работает только язык.

- Выполнить 10-15 раз.

«Грибок»

артикуляционная гимнастикаРаскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.

Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.

Методические указания:

- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.

- Подъязычная уздечка должна быть натянута.

- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».

- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.

- Выполнить 10-15 раз.

«Гармошка»

артикуляционная гимнастикаУлыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).

Методические указания:

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.

- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.

«Качели»

артикуляционная гимнастикаВысунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.

Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.

Методические указания:

- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).

- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).

- Поочередно менять положение языка.

- Менять положение языка 5-6 раз.

- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.

+++++++++++++

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Цель: углубить и расширить знания детей о животных, об их жилищах;

научиться различать понятия «домашние» и «дикие» животные;

развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: изображение лисы, волка, медведя, зайца, белки, собаки; дома - норы, логова, будки, дупла, берлоги, корни деревьев.

Вариант 1. У каждого ребенка на столе лист бумаги, на котором нужно разместить животных. Логопед читает загадки, а дети разгадывают и подбирают рисунок-отгадку (свободное расположение на листе).

Загадки:

Лает, кусает,

И в дом не пускает. (Собака)

Затаился он, умолк.

Грозный зверь конечно, ... (Волк)

Кто летом гуляет,

А зимой отдыхает. (Медведь)

Зверек маленький,

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Я рыжая, низкого роста,

Хитрая я и длиннохвостая. (Лиса)

Дети размещают на листе изображения домов. Карандашами разного цвета проводят «дорожки» от зверя к его дому (рассказать, дорожкой какого цвета можно дойти до дома животных).

Вариант 2. На демонстрационном панно на доске дети закрепляют рисунки животных рядом с их домами, отвечают на вопрос в соответствии с темой «Кто, где живет?» (правильное согласование слов в предложении). Рассказывают, каких животных считают дикими, а каких животных домашними.

Дидактическая игра «День рождения»

(для развития грамматического строя речи)

Цель: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения;

развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Оборудование: фланелеграф, рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Логопед: Сегодня у ежа день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их (на фланелеграф прикреплены рисунки). Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко (еж и себя не забыл!). Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «С какого дерева плоды?»

Цель: научить различать понятия «дикорастущие» и «садовые» деревья;

расширять знания воспитанников о природе, воспитывать бережное отношение к ней;

развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: лото с изображением дикорастущих и садовых деревьев, листьев, плодов.

Загадка:

Кто на зиму раздевается,

А на лето одевается? (Дерево)

Вот и лес, дубы большие,

И березки белоликие,

Рябина, ясень, клен.

Встречайте, люди, нас,

Мы приехали для Вас!

Дети собирают карточки с изображением деревьев, называя логопеду, рассказывают, где растут эти деревья.

Загадка:

Мои листья замысловатые,

И не похожи на кружочки.

Мои листья, как ладони,

Растопырили пять пальцев. (Листья каштана)

Дети рассматривают изображения листьев других деревьев. Логопед обращает внимание детей на «листочки» елки.

Загадки о деревьях и плодах

На «я» начинается,

На «я» кончается,

В саду растет,

Вкусные плоды дает. (Яблоня)

У меня платье зелененькое,

И гибкие, нежные веточки,

Белая кора, тоненькая ...

Как зовут меня, ребята (Береза)

Живет себе один отец и тысячи сыновей имеет,

Всем сыновьям шапки раздает. (Дуб и желуди)

Дети работают с карточками (на карточках изображено дерево,  с бумажным карманом), детям выдают маленькие карточки с изображением плодов различных деревьев, объясняют, что нужно собрать в карманы плоды соответственно каждому дереву. Далее каждый ребенок выходит к доске, размещает свою картинку и рассказывает о своем дереве.

Дидактическая игра «Смотри-не ошибись»

Цель: обогащать словарный запас,  стимулировать речевую уверенность, активность;

развивать умение наблюдать, логически мыслить, анализировать ситуацию, развивать зрительную память и внимание, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: ситуационные рисунки, где отсутствует предмет. (Мальчик рубит дрова, а топора нет.

Девочка рисует в альбоме, а карандаша нет.

Дети слепили снеговика, а носа-морковки нет.

Дети играют в футбол, а мяча нет.)

Предметные рисунки: топор, карандаш, морковь.

Найти ошибки, которые сделал художник. (Курица гуляет с утятами.

На дереве растут арбузы.

Стоит автомобиль, а вместо шин - цветные шарики.)

+++++++++++++++

Шу-шу-шу-чистоговорки я пишу.

Ят-ят-ят-их пишу для всех ребят.

Ла-ла-ла: Алла девочка была.

Ли-ли-ли: В гости мы к ней пошли.

Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.

Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.

Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.

Ло-ло-ло: Снегом землю замело.

Ля-ля-ля: Стала белой земля.


Ра-ра-ра: Очень рада детвора.

Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.

Ро-ро-ро: Доберемся на метро.

Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.

Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.

Ру-ру-ру: Заяц обдирает кору.

Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.

 

Ря-ря-ря: Небо синее, как моря.

Ры-ры-ры: Там летают комары.

Ра-ра-ра: С комарами мошкара.

Ра-ра-ра: Разбегайтесь до утра!

 

Ачка-ачка-ачка: Плыла по речке уточка.

Ички-ички-ички: Снесла она яички.

Чат чат-чат: Будет выводить утят.

Чить-чить-чить: Плавать детишек будет учить.

 

Па-па-па - рассыпана крупа.

По-по-по - река Лимпопо.

Уп-уп-уп - питательный суп.

Ап-ап-ап - в реке карп.

 

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ро-ро-ро - острое перо.

Ор-ор-ор - большой двор.

Ыр-ыр-ыр - голландский сыр.

Ря-ря-ря - ясная заря.

Ар-ар-ар - искусный повар.

Ер-ер-ер - молодой шофер.

 

Ма-ма-ма - холодная зима.

Му-му-му - молока кому?

Ме-ме-ме - веселой куме.

Ам-ам-ам - никому не дам.

Ом-ом-ом - помоем с мылом.

Ем-ем-ем - туда не пойдем.

Ум-ум-ум - в классе шум.

ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Им-им-им - от костра дым.

Им-им-им - построим дом.

 

Ла-ла-ла - бежала на край села.

Та-та-та - поймали кота.

Ду-ду-ду - в кино пойду.

Са-са-са - укусила оса.

Ся-ся-ся - малина вся.

Зу-зу-зу - боюсь грозу.

На-на-на - теплая весна.

Ня-ня-ня - купали коня.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ца-ца-ца - вкусная пицца.

 

Ка-ка-ка - новая игрушка,

ку-ку-ку - подними руку,

ко-ко-ко - мы едим яблоко,

ки-ки-ки - у нас игрушки.

 

За-за-за - там идет коза,

зу-зу-зу - мы ведем козу,

зи-зи-зи - сено отвези,

са-са-са - вот летит оса,

су-су-су - мы увидели косу,

сы-сы-сы - прилетели осы,

ча-ча-ча - у меня нет мяча,

чи-чи-чи - у меня ключи,

 

Язык вверх - ла-ла-ла,

Наша Маша в лес ушла.

Язык вниз - са-са-са,

Укусила в нос оса.

Язык вверх - ши-ши-ши,

Машу в лесу мы нашли.

Язык вниз - сы-сы-сы,

Усы, усы у осы.

 

Ветерок в лесу - ш-ш-ш,

ползет уж в траве - с-с-с,

прилетел жук - ж-ж-ж,

спел комарик - с-с-с,

 

Ко-ко-ко - не ходите далеко,

ки-ки-ки - мойте чисто руки,

ри-ри-ри - чистоговорки говори,

ша-ша-ша - вкусная каша,

шу-шу-шу - едим кашу,

га-га-га - широкая дорога,

гу-гу-гу - покажу дорогу.

чу-чу-чу - на ракете я лечу,

чи-чи-чи - буду есть калачи.

 

ро-ро-ро - воронье перо,

ру-ру-ру - в руки беру,

ри-ри-ри - за мной повтори.

++++++++++++

Советы родителям о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста.

Основные советы родителям, желающим дать максимальное и правильное речевое развитие детям дошкольного возраста сводятся к следующим.

1. Как можно больше общаться с детьми. Обогащать опыт детей положительными впечатлениями во время прогулок, экскурсий, интересных наблюдений в социальной, культурной и окружающей среде. При этом учитывать познавательные интересы и предпочтения своих детей. Подробнее останавливаться на объектах и явлениях, которые привлекли детское внимание более всего.


2. Рассказывать детям о себе (своем обучении, работе, увлечениях), о родственниках (где живут, кем работают, кем приходятся ребенку, которые имеют свои достоинства и др.) и людей, окружающих ребенка вне семьи. Чаще делиться с детьми воспоминаниями о прошлом, детстве взрослых, любимых играх, друзьях детства, интересные или сложные жизненные ситуации. Предлагать детям поиграть в любимые игры знакомых людей, почитать их любимые книги, посмотреть любимые фильмы или послушать интересные песни. Попросить малышей описать собственные игры с детьми в детском саду или во дворе, найти в них общее с предпочтениями из своего детства, вместе с детьми придумать новые варианты старых игр и забав.

3. Организовывать специальные языковые игры для развития различных сторон устной речи, можно - с привлечением родных, соседей, друзей. Так, для обогащения словаря разными частями речи полезно поиграть в «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, металлические, пластмассовые и др.). Слова», «Вежливые слова», «Веселые / грустные слова», «Спортивные слова» и другие. Здесь важно дать правильную, четкую установку: «Давай вспомним все слова, которые напоминают нам о ...». Поупражнять детей в употреблении глаголов будет интересно в игровых задачах «Кто что умеет делать», «Изменения слов» (образование новых глаголов с помощью префиксов), соревновательное упражнение «Кто назовет больше?» Стимулировать поиск существительных-названий частей предметов, прилагательных, наречий и других частей речи.

4. В повседневной жизни полезно расширять запас слов-обобщений, проводя игровые упражнения «Назови одним словом», «Магазин мебели (одежды, обуви, игрушек, продуктовый, молочный, овощной ...)», «Что лишнее?».

5. В общении с детьми следить, правильно ли они согласовывают между собой слова в словосочетаниях и предложениях, своевременно и корректно исправлять ошибки и включать детей в создаваемые взрослым ситуации общения, где надо применить эти умения. Например, поставить соответствующий вопрос (сколько окон в нашей квартире? В каком платье пойдешь на день рождения?). Или предложить игру («Поиграем-посчитаем» на согласование существительных с числительными, «Кто какой?» На согласование прилагательных с предлогами или существительными). Можно создавать и провокационные ситуации речи, в которых предлагаются образцы неправильной связи слов в высказываниях и которые следует исправить («я мчусь с гора без лыжах» - «я мчусь с горы на лыжах»).

6. Обращать внимание детей на многозначность слов. В определенных ситуациях не терять возможность подумать вместе с ребенком над подбором другого слова вместо сказанного, определением противоположности в действии или качестве, привести пример различных значений одинаковых по звучанию слов. Здесь пригодятся и игры «Скажи иначе», «Дружеские слова», «Скажи наоборот», «Слова-близнецы».

7. В зависимости от конкретной ситуации довольствоваться лаконичными высказываниями детей или побуждать их к построению развернутых реплик. Чтобы приучить говорить распространенными предложениями, следует подавать собственные образцы такого вещания и привлекать детей к игре. Например, в игре «Молчун и балагур» один игрок задает основу предложения, а другой или другие по очереди дополняют ее по слову насколько это возможно: «Стоит дом. - На берегу стоит дом. - На берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит белый дом и т.д. ».

8. Не менее интересные игры можно предложить по словообразованию от заданного слова. В частности: построить цепочку слов от слова «учить» (учитель, ученик, обучение, ученый и т.п.); создать названия помещений от названия животного (корова - коровник, свинья - свинарник, курица - курятник, овца - овчарня и др.)..

9. С целью отработки четкой звукопроизношения полезно разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки. Если у 5-летних детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, следует обратиться за помощью к специалисту-логопеду и выполнять все рекомендованные им артикуляционные, фонематические упражнения для постановки звуков, обучению их дифференциации.

10. Играя в слова, стоит предлагать детям задания на выделение первого и последнего звука в именах, названиях игрушек или других предметов окружающей среды, совместно с малышами определять последовательно все звуки в слове, искать заданный звук в словах-названиях предметов, картинок, действий вокруг себя и т.д. Интересно и посоревноваться на большее количество названных слов с заданным звуком, со звуком в определенной позиции в словах.

Полезно вместе с детьми «манипулировать» звуками, слогами, ударениями в словах, переставляя их. Игры типа «Да и не так» наглядно продемонстрируют детям значение порядка звуков, слогов и места ударения в словах.

11. Начать и впредь поддерживать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне с обсуждением впечатлений, текущих проблем, достижений, планированием совместных мероприятий для взрослых членов семьи и детей. Побудить детей не только к ответам на поставленные взрослым вопросы, но и к самостоятельной их постановке.

12. Приучать детей быть вежливыми в разговоре, беседах со взрослыми и детьми. Подавать пример того, как нужно вести диалог за столом, в гостях или при гостях, по телефону. Практиковать ненавязчивый анализ текущего диалога с помощью вопросов «Внимательно ты меня слушал?», «Что тебе непонятно?», «Какие у тебя есть вопросы ко мне?» и др.

13. Использовать возможности семьи для привлечения детей к составлению связных рассказов: описание игрушки или блюда, которые понравились в гостях; описание воображаемых вещей (автомобиля будущего, фасонов бальных платьев для Золушки, комнаты Незнайки и Знайки) рассказы по сериям семейных фотографий (о новогоднем празднике в детском саду, летнем отдыхе) или картинок из детских комиксов; перевод литературного произведения с собственными импровизациями за миниатюрами диафильма, иллюстрациями в книге, составление рассказов-суждений, рассуждений, объяснений после просмотра спектаклей, телепрограмм, поездок, общения со взрослыми и детьми во время отпуска, пребывания где-либо и т.п. Делиться с детьми своими впечатлениями, выводами, отношением по поводу прочитанного, увиденного, пережитого.

14. Читать детям произведения детской художественной литературы и детские журналы. Интересоваться новинками книжного рынка и периодики для дошкольников, привлекать детей к их выбору и приобретению. Заниматься домашней библиотекой, поручать детям уход за книгами, наведение порядка на полках.

Использование данных способов по активизации речевого развития детей дошкольного возраста позволит достичь хороших результатов по обогащению и становлению правильной речи ребенка.

+++++++++++++++++++

  Развитие мелкой моторики рук у детей

                       в онтогенезе (развитии).

1-2 года:

-  ребенок держит два предмета в одной руке;

-  чертит карандашом, переворачивает страницы книги;

-  ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года:

- открывает ящик и опрокидывает его содержимое:

- играет с песком и глиной;

- открывает крышки;

- пытается резать ножницами бумагу;

- красит пальцы;

- пытается нанизывать крупные бусы.

3-4 года:

- держит карандаш пальцами:

- пытается рисовать каракули, интересуется ими;

- собирает постройки из 9 кубиков.

4-5 лет:

- рисует карандашами и цветными мелками;

- строит постройки более чем из 9 кубиков;

- складывает бумагу более чем один раз;

- определяет предметы на ощупь;

- лепит из пластилина (от 2 до 3 частей);

- зашнуровывает ботинки.

 

 Развивайте мелкую моторику рук у детей.

                  Делайте с ребёнком  следующие упражнения:

                               1.Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществлять круговые движения.

 «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик по тексту. Выполняются эти упражнения самостоятельно или с помощью. Они развивают воображение:  в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

                         2.Сюжетные пальчиковые игры

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно),

 «Распускается цветок» из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

 «Грабли», - ладони  на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются. 

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок поочередно соединяет пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляет по очереди каждый палец, или сжимает пальцы в кулак и разжимает и в это время произносит оппозиционные  (глухие – звонкие) звуки: п-б, т-д, к-г, с-з.

4.Пальчиковые кинезиологические упражнения

                              («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнения требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко», - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь», - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос»,  - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д). Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.

«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.  

 Пальчиковые упражнения в сочетании

с самомассажем      кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды», - движение, как при мытье рук.

 «Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты», - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движение обеих кистей: имитация посыпание солью, сжимание пальцев в кулак.

 «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

 «Молоточек», - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного массажа используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

  Театр в руке

         Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

 «Осьминожки» - правая рука осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу двигается осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

При работе над данными упражнениями можно включать релаксационную (спокойную) музыку, типа:  «Шум моря» «Голоса птиц» и др.

++++++++++++++++++++++++


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для стенда психолога на тему "Основные пункты в психическом развитии детей, на которые стоит обратить внимание родителям"

Материал содержит информацию для родителей, размещаемою на стенде психолога об основных особенностях в психическом развитии детей....

Когда же стоит обратиться к логопеду

Когда же стоит обратиться к логопеду...

Буклет для родителей на тему: Когда же стоит обратиться к логопеду?

Буклет для родителей на тему: Когда же стоит обратиться к логопеду?...

Когда стоит обратиться к логопеду

когда стоит обратиться к логопеду за помощью...

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружа...

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему ...

Консультация для родителей «Когда стоит обратиться к логопеду»

Консультация для родителей «Когда стоит обратиться к логопеду»...