Семилетки
консультация (подготовительная группа) по теме

Дикарева Наталья Сергеевна

Ребенок идет в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semiletki.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Семилетки

      У семилетнего ребёнка интенсивный рост тела, смена зубов, изменения в деятельности нервной системы идут параллельно с кардинальными изменениями в психическом развитии.

Непосредственность, свойственная детям младшего возраста, исчезает. Родители обнаруживают, что ребёнок стал менее разговорчивым, менее открытым. Раньше он так чудесно декламировал стихи с табуретки для Дедушки Мороза, а теперь отказывается. Раньше он всё рассказывал, фантазировал, а теперь молчит. Потеря непосредственности может восприниматься родителями как снижение ранее достигнутого уровня развития. В действительности психика семилетнего ребёнка становится более "взрослой". 

В семь лет у ребёнка появляется "внутренняя речь" т.е. способность думать не вслух, а про себя. Если шестилетка чаще всего как бы комментирует свои действия вслух, таким образом регулируя себя, то в 7 лет он способен это делать молча. Между желанием что-то сделать и самим действием возникает внутренняя смысловая ориентировка.

Внимание становится более произвольным, устойчивым. Ребёнок более усидчив.

Для семилеток характерна более чёткая ориентация в пространстве.

Они уже могут использовать средства для запоминания, которые увеличивают количество запоминаемого материала.

                Кризис 7 лет

   Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

Кризис 7 лет - такое определение для многих может звучать странно. Большинство родителей знают о подростковом кризисе, тем более многим есть что вспомнить из собственного переходного возраста и периода борьбы за независимость. Также известен менее запоминающийся для детей, но, несомненно, не проходящий незамеченным для родителей кризис 3 лет, когда ребёнок осознает собственное "Я" и появляется упрямое "я сам!", а чуть позже так называемый период негативизма.

Ребёнку говорят лечь, а он встаёт, предлагают сесть, а он упорно всё делает наоборот. Большинство детей и родителей благополучно разрешают эти противоречия. Ребёнок проявляет с каждым годом все больше способностей, возможностей, многое умеет и знает. Что же за кризис может переживать ребёнок в 7 лет?

Начнем с того, что название это довольно условное и было принято в психологии еще с тех пор, когда дети начинали учиться в школе с 7лет. Конечно, в 7-й день рождения у ребёнка не начинается кризис, не начинается он и 1 сентября. Всё происходит еще до поступления в школу, когда малыша начинают готовить к школе, и может продолжаться несколько первых учебных месяцев. Более того, если ребёнок поступает в класс шестилеток, всё может начаться еще раньше. Но несмотря на то, что у нас можно поступать в школу и в 6, и в 7 лет, дети, у которых разница всего в 1 год, проходят этот кризис по-разному. Учитывая особенности развития своего ребёнка, каждый родитель может оценить преимущества и проблемы, характерные для этих возрастов, и выбрать время поступления в школу.

Ребёнок уже старший дошкольник, но ещё не школьник. В поведении появляются  что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье.

Ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчён», «я сердит», «я добрый».

Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу – но боюсь; хочу и то и другое; надо – но не хочу…).

Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.

Признаки кризиса

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.

Рекомендации

  • Радуйтесь вашему ребенку.
  •  Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. Будьте терпеливы. Говорите медленно. Спрашивайте «что» и «почему». Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.
  • Не скупитесь на похвалу или поцелуй.
  • Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.
  • Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
  • Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.
  •  Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
  • Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг. Не теряйте чувство юмора.
  • Играйте с ребенком в разные игры.
  • Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  •  Не задавайте слишком много вопросов.
  •  Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
  •  Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
  • Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
  • Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
  •  Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
  • Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
  • Не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания: всех логических связей; абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
  • Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Уважаемые родители!

      Школа – это новая ступенька в жизни вашего ребёнка всей вашей семьи.

      Скоро Ваш малыш  и Вы  приобретёте новый статус. Ребёнок    станет УЧЕНИКОМ, а  вы – РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКА.

     

    Предлагаем Вашему вниманию подборку интересных игр                                                          и упражнений.        

    Вы не только  приятно пообщаетесь со своим ребёнком, но  и одновременно, будете развивать у него школьно – значимые умения.

                                                                                                                     

  • Развитие речи тесно связано с движениями пальцев рук (мелкая моторика), эти движения стимулируют развитие речи. Итак, пальцы помогают говорить! Значит нужна тренировка? Да! И лучше всего – рисовать, раскрашивать и штриховать цветными карандашами, лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, играть в конструктор и т. п.

  • Хотите увеличить словарный запас своего ребёнка? Поиграйте с ним по дороге из сада или на прогулке в игру «Иностранец». Пусть ваш маленький «переводчик» объясняет «иностранцу» (т. е. вам) значение слов, обозначающих различные предметы, встречающиеся на вашем пути. Сначала ребёнок должен сказать, к какой группе относится предмет, для чего служит, из чего сделан и т. д. затем вы, не называя предмета, рассказываете о нём по той же схеме, а ребёнок угадывает, какой предмет вы загадали.

  • Координацию в системе «глаз – рука», зрительное внимание тоже можно тренировать. Предложите ребёнку перерисовать различные графические узоры, выполненные на листке в клетку. Для начала можно использовать одноцветные образцы. После того как ребёнок научится копировать их, соблюдая пропорции, удерживая горизонтальную линию, можно усложнить задание, сделав узор двух -, а затем и трехцветным. Работать ребёнок должен цветными карандашами.

  • Упражнения для развития памяти: «10 предметных картинок»- ребёнку предлагаются 10 реалистических предметных картинок на незашумлённом (белом) фоне, а затем просят его перечислить запомнившиеся картинки по памяти, аналогично можно запоминать 10 слов, 10 пар слов, связанных по смыслу, инструкцию мамы о том, что нужно купить в магазине.

  • Для развития мышления  вы можете использовать различные головоломки, ребусы, шарады, которые всегда можно найти в детских журналах, либо на детских страничках во «взрослых» газетах.

  • Для развития внимания  подойдут различные виды работы с корректурными пробами (зачеркнуть какую-либо фигурку, затем одну фигурку зачеркнуть, а другую обвести в кружок, затем одну фигурку зачеркнуть одной чертой, другую- крест-накрест, третью- обвести в кружок и т. д. ). С этой целью можно использовать старые газеты и журналы.                                                          

Желаем вам успехов!

                     

Тест для родителей

 «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?»

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом. 

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Тест для родителей

«ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ОТДАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА В ШКОЛУ?»

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после   косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

Всего:

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайнем мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5–10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

Игры на адаптацию к условиям школы

Предлагаем Вашему вниманию увлекательные игры, которые помогут Вашему ребёнку быстрее привыкнуть к новым, непривычным для него условиям школы, новому режиму, новой обстановке и новому окружению. Главное, играйте вместе с ребёнком, создавая настроение и подкрепляя его интерес.

«Лесная школа».

Эта игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, звёздочки, листочки и т.д.), и развивает произвольность поведения.

Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из 2-3-4-х человек. Пригласите поучаствовать в игре соседских детей.

Каждый из играющих представляет какое-нибудь животное, учитель (водящий) – мудрая Сова. Если Вы играете в первый раз, станьте сами Совой, или назначьте самого старшего ребёнка.

Итак, звенит звонок, Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Сова – Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня – очень обижаюсь. А вас как зовут?» 

Ученики отвечают хором, каждый «голосом» животного, которым он себя представил.

 Сова говорит: «Ой, какие смешные совята! А какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так – кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство, давая «звериное» приветствие.

Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее». 

Игроки рассаживаются, соблюдая при этом отношения в животном мире. «А теперь давайте поговорим о самом главном слове – оно должно быть всем понятно. Это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесём это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы.

Например, естествознание. Сова говорит: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы, белки, спим 5 часов». Медведь: «А мы на 4 месяца впадаем в спячку!» Сова: «А вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь – это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться. Какие странные совята! Ну а ты как думаешь? (обращается к тому, кто еще не отвечал – Зайцу, Волку и т.д.».

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции зверушки, роль которой они играют, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей (например, - «А мама сказала, что медвежатам ночью вредно бегать и охотиться!». Используйте вместо отметок призы – листочки, шишки, жёлуди (можно вырезанные из бумаги).  Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая.

Игра «Лесная школа» – удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.

«Рисуем узоры».

А в эту игру можно играть и с одним ребёнком,  и с группой детей.

Игра развивает умение слышать инструкцию взрослого, пространственное восприятие, зрительное внимание, координацию в системе «глаз – рука», усидчивость, волю.

Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, когда я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончалась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы.

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш,  рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик».

Родители сами могут придумывать узоры, усложнив задание и включив в него движения карандашом вниз, вверх, вправо, влево на разное число клеточек (до трёх в одну сторону). После того, как ребёнок выполнит ваше задание, предложите ему самостоятельно продолжить этот узор.

«Первоклассник».

В этой игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность.

Игра может проводиться как в семье с одним ребёнком, так и с группой детей.

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расчёска, игрушка.

После напоминания о том, что ребёнок скоро идёт в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребёнок аккуратно сложит все нужные для учёбы вещи и закроет портфель.

Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребёнок – считать до 5.

И в заключение, для того, чтобы узнать, насколько Ваш ребёнок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на вопросы:

- Как обращаются к учительнице?

- Как привлечь к себе внимание на уроке, если нужно о чём-то спросить?

- Что такое урок?

- Как узнают, что время начинать урок?

- Что такое перемена?

- Для чего нужна перемена?

- Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

- Что такое отметка?

- Какие отметки хорошие, а какие плохие?

- Что такое школьный дневник?

- Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.                                                          

Мы уверены, что эти игры помогут ребятам быстрее усвоить

некоторые школьные правила,

а также поднимут им настроение!

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семилетки - это важно!

Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6 - 7 лет....