Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе.
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Малышева Мария Сергеевна

Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе:

1.     Психофизиологическая готовность

2.     Психолого-педагогическая готовность

3.     Социально-личностная готовность.

1) Психофизиологической готовности.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

             Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок роста.

         Для того, что бы узнать, прошел или нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест. Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении рук и ног. Тест точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Физиологами установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом.

         Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.

         И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.

          При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.

         Развитии мелкой моторики и о подготовке руки к письму.

Высокий уровень развития мелкой моторики – это одна из самых важных предпосылок успешного обучения. Но у многих детей 6-7 лет это умение сформировано недостаточно.

Если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, то используйте оставшееся время для укрепления руки и развития моторики. В этом вам поможет комплекс упражнений и методика Т.В.Фадеевой .

2) Психолого-педагогической готовности.

Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что  обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.

Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.

Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.

В этом могут помочь, например, следующие игры:

- конструирование

- игра «Да и Нет не говорить»

- игра «Поймай букву»

- игра «Шифровки» и т.п.

Следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.

ВНИМАНИЕ

Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.

Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:

- игра «Что изменилось?»

- игра «Найди отличия»

- игра «Опиши соседа»

- игра «Сделай как я» и т.п.

МЫШЛЕНИЕ

Для развития мышления можно использовать такие игры как:

- игра «Поиск противоположного»

- игра «Поиск аналогов»

- игра «Назови одним словом»

- игра « 3-ый лишний» и т.п.

ПАМЯТЬ

Для развития памяти можно использовать такие игры как:

- игра «Что исчезло?»

- игра «10 слов»

- игра «Фотоаппарат»

Социально-личностной готовности.

Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.

Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.

1.     Игра «Давайте познакомимся» (если позволит количество человек) необходимо по очереди передавать мячик и называть то, как вас называли родители в детстве.

2.     Игра «Черный ящик или что спрятано?» Ваша задача угадать, что спрятано в коробке, используя наводящие вопросы, на которые я могу отвечать только односложно ДА и НЕТ.

3.     Игра «Пантомимы» (показать без слов предмет)

4.     Релаксация « Тихое озеро»

Подводя итог, хочется сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!

Желаю вам успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к тексту 2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ: ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 2

В возрасте 6 -7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематичного школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, дети стремятся к самостоятельности . Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развивается произвольность и воля. Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия , сочувствие. Самооценка ребенка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению

Слайд 3

Упражнения для развития моторики При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений: 1. Пальчиковая гимнастика 2. Рисование , раскрашивание картинок. 3.Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины. 4.Конструирование (закручивание гаек, шурупов) 5.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков . 6. Игры с бусинками, пуговицами, мелкими камешками 7.Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. 8.Нанизываание бус и пуговиц. 9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. 10.Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать . Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта

Слайд 4

Упражнения для развития внимания 1 . «Запрещённая буква» Ведущий называет любую букву, которая не должна употребляться в словах . Ребёнку задаётся обычный вопрос Например,: Как зовут твоего друга? Как зовут маму? Сколько тебе лет и т.д. Малышу необходимо дать незамедлительные ответ, но без буквы, которая запрещена. Игра должна быть очень быстрой, нельзя задумываться или мешкать, если ребёнок дал неправильный ответ, значит, он становится на место ведущего и задаёт вопросы. 2. « Наблюдательность» Это упражнение необходимо для того, чтобы сформировать зрительное внимание. Ребёнку нужно предложить вспомнить некоторые объекты, которые он видел уже много раз. Это может быть дорога в детский сад, парк, бабушкина квартира. Но описывать всё нужно очень детально и описывать каждую мелочь. Играть можно не только одному ребёнку, но и нескольким детям, которые в процессе игры могут его дополнять и подсказывать ему. 3. «Что исчезло?» Взрослый расставляет на столе 5 – 8 предметов, предлагает ребёнку их запомнить, а затем убирает и прячет один предмет. Задачу можно усложнить: убрать 1 – 2 предмета. Ребёнок отвечает, какой предмет исчез.

Слайд 5

Найдите 10 отличий

Слайд 6

Упражнение на развитие мышления Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание , и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений. 1. Назови обобщающее слово: - окунь, карась- … - крот, мышка- … - чашка, тарелка-… - ботинки, туфли-… 2 . В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. - 1 2 3 4 1 5 4 1 - 6 7 4 6 4 3 4 6 - 7 1 3 0 3 9 3 7 - 5 4 2 5 1 5 4 2 3 . Что здесь лишнее? Почему? - таракан , муха, муравей, оса, жук, комар, самолет; - тарелка , будильник, стакан, молочник, кружка; - лиса , заяц, медведь, пчела; - машинка , пирамидка, юла, слива, мишка 4. Найди одинаковые предметы на картинках (рыбки, бабочки с одинаковым рисунком, одинаковые домики и т. д.)

Слайд 7

5 . Скажи коротко Остаться на зиму … (зимовать) Остаться на ночь … (заночевать) Мелкий дождь … (дождик) Капля дождя … (дождинка) Маленькая лошадка … (пони) 6 . Кто что делает? Кто лечит больных? (врач) Кто учит детей? (учитель) Кто делает мебель? (столяр, плотник) Кто лечит зверей? (ветеринар) Кто добывает уголь? (шахтер) Кто кует железо? (кузнец) Кто пишет книги? (писатель) Кто управляет оркестром? (дирижер) Кто летает в космос? (космонавт) Кто разрабатывает планы домов? (архитектор) Кто управляет самолетом? (пилот)

Слайд 8

Как справиться с кризисом 7 лет Рекомендации для родителей 1.Кризис – явление временное. 2.Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка. Подумайте о том, все ли запреты обоснованы и дайте ребёнку больше свободы и самостоятельности. 3.Постарайтесь понять своего ребёнка; внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям. 4.Постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен. 5.Если отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающегося выяснения отношений, постарайтесь на какое-то время отдохнуть друг от друга, а затем примите твёрдое решение не выходить из себя во что бы то ни стало. 6.Больше оптимизма и юмор в общении с детьми, это всегда помогает

Слайд 9

Советы родителям будущих первоклассников Обязательно хвалите ребенка за то, что у него хорошо получается Помогайте ребенку преодолевать его слабости Развивайте любовь к чтению Интересуйтесь школьными новостями Помогайте ребенку в учебе Дружите с учителем Научите детей отдыхать Не забывайте о важности игры

Слайд 10

УСПЕХОВ ВАМ, ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберагающая технология «Цветотерапия» в формировании у детей 6-7 лет готовности к школе

Презентация по здоровьюсбережению в помощь воспитателям для раборты с детьми 6-7 лет....

Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе. Кризис семи лет.

В рекомендациях для родителей представлены  возрастные особенности детей 6-7 лет; раскрываются понятия "психологическая готовность к школе", "кризис семи лет"; даны советы для родителей, как спра...

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ...

Родительское собрание в подготовительной группе "Особенности детей 6-7 лет. Готовность к школе"

Воспитатель знакомит родителей о готовности детей к школе.Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности ребёнка к школе.Задачи собрания:Обсудить с родител...

презентация. На тему: "Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Готовность к школе."

Важное достижение этого возраста- ребенок может управлять своим поведением, а также процессами внимания, запоминания, эмоцианальными реакциями.Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:-интел...

Выступление на родительском собрании по теме: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе. Кризис семи лет».

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, б...

Родительское собрание в подготовительной группе. Возрастные особенности детей 6-7 лет. Готовность детей к школе. Что это значит?

Цели:  ознакомление родителей с особенностями развития детей 6-7 лет, о введении ФОП в учебный процесс, расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив ...