Консультация для родителей
консультация на тему


Предварительный просмотр:

«КРИЗИС» ТРЁХ ЛЕТ

         Конец раннего возраста – ещё один трудный период совместной жизни ребёнка и взрослого. На новом витке развития повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе называется специальными терминами «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости».        Для этого возраста характерен целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов». Первый симптом – ярко выраженный негативизм. Это просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать всё наоборот. При чём такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребёнка и часто в ущерб его собственным интересам. Кажется, что в него вселилось постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах, и в поступках. Суть негативизма заключается в том, что его об этом попросили

        Второй симптом – упрямство, которое отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить своё решение.

Третий симптом связан с проявлением строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый.

Четвёртый симптом – своеволие: ребёнок хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три этапа встречаются реже.

  • Бунт против окружающих /когда ребёнок постоянно ссорится со всеми/.
  • Обесценивание ребёнком личности близких /ребёнок называет мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял/.
  • Деспотичность (чаще встречается в семьях с единственным ребёнком).

Кризис трёх лет проявляется в трёх сферах отношений ребёнка: в отношении к предметному миру, к другим людям и к себе.

        В отношении с предметами ребёнок всё больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический бронхит, аденоиды.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Пастушок дудит в рожок.

 Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

– Рожок, дудочка.

– Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок.

Король ветров.

 Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

– Вертушка или шарик.

– Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

– На столе между карандашами расположить 5–10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.

Общие бронхолегочные заболевания.

При бронхиальных заболеваниях необходимы:

– Поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц;

– Профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы.

Для решения этих задач рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе.

Это – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазмов. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.

Вперед быстрей иди, только не беги.

  Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.

– Задача заключается в том, чтобы по сигналу как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на четвереньках и пр. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются обратно.

Подпрыгни и подуй.

  Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

– Воздушный шарик.

– На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик.

Бульканье.

  Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

– Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка).

– Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

Совушка-сова.

  Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

– По сигналу «день» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у.. .у...ффф». Повторяют 2–4 раза.

Шарик лопнул.

  Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования. 

– Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш...», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2–5 раз.

Поезд.

  Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал.

– Подражая гудку паровоза, дети продвигаются вперед («гу-гу») сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут.

Вверх ногами.

  Укрепление мышц пояса верхних конечностей, улучшение дыхательной функции бронхов, общефизиологическое воздействие, тренировка вестибулярного аппарата.

– Салфетка.

– Ребенок становится около стенки вниз головой – вверх ногами. При обильной мокроте ребенок откашливается и отхаркивает мокроту в салфетку.

Мартышки и кокосовые орехи.

  Улучшение функции дыхания (глубины, ритма), укрепление мышц рук, проговаривание звуков «ч» и «ш».

– Мячик.

– Дети кидают мяч друг другу по кругу 3–4 раза. Это «погрузка кокосов мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется!» Через 2–3 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Шшш». После этого начинается «выгрузка кокосов» – те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «шшш» губы складываются в трубочку.

Кто вперед?

  Улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.

– 10–20 воздушных шариков, карандаши, стол.

– На столе между карандашами расположить 5–10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.



Предварительный просмотр:

Как  научить  ребенка  любить художественную литературу.

                                       Консультация для родителей

             Если привычка к чтению не сформирована

             в  детстве,  после подросткового периода

             шансы стать развитым читателем невелики…

Что такое литературный вкус?  Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, развивать интерес к познанию через чтение  необходимо с раннего возраста.

   Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

    Известно, что дошкольное детство—определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает  окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

   В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью—ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.  Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его любить и понимать прекрасное, закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор.  Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи.

   Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста—высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки.  

   Ребенок, за редким исключением, в дошкольном возрасте  не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы не прерывать процесс формирования литературного вкуса ребенка родители должны активно заниматься чтением с ребенком дома сада.

  В дворянских семьях существовала традиция вечернего чтения вслух, когда вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. Традиция семейного чтения  вслух, к сожалению, почти не сохранилась. Между тем, польза семейного чтения, безусловно, велика.  По силе эмоционального воздействия такое чтение абсолютно несравнимо с чтением воспитателя в группе детского сада.

 Полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий.

   Какие книги выбирать?  Хорошо, когда в доме хранятся детские книжки от поколения к поколению. Что-то чрезмерно идеологизированное  может и устареть, но  основная масса детской классики—сказки народов мира, Пушкин, Адерсен, «Приключения Незнайки», «Буратино», «Маугли», приключения Алисы, стихи Чуковского, Маршака, Барто,  «Вини-Пух»,  «Сказки дядюшки Расмуса», рассказы Драгунского и мн. др.—вот оно, на полках!

  Ведение «педагогического дневника родителей—руководителей чтения» позволит Вам проследить за процессом  развития ребенка-читателя (что читает, какие любит книги, как реагирует на произведения, слушал то или иное произведение и т. д.)

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

  • Выразительное чтение вслух.

О пользе его для развития восприятия и эмоциональности детей говорилось выше.

  • Использование иллюстративного комментария  при чтении  вслух младшим дошкольникам.

Родители читают небольшое по объему произведение вслух, а ребенок показывает предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

  • Иллюстрирование художественных произведений детской литературы старшими дошкольниками.

Можно предложить ребенку нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

  • Можно проводить домашние литературные викторины.
  • Особое внимание родителям нужно уделить тщательной подготовке: книга должна быть прочитана, можно нарисовать иллюстрации к ней;  продумать вопросы викторины, предварительно ознакомить ребенка с ними и т. д.

Примерные вопросы для литературной игры-викторины:

--из какой русской народной сказки эти отрывки?...

--к каким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?...

--вставьте недостающее слово в стихотворение…

--назовите авторов следующих литературных произведений…  

и т. п.

Помимо этого нужно включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка: одевая ребенка на прогулку, например, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик»;  после пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала» и т. д.

   Любовь к искусству, литературе  связана с любовью человека к слову вообще.  Именно поэтому настоящая  литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать  художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними навсегда.

   Читаешь книги, привыкаешь читать—и жить становится интереснее. И они помогают вырасти нормальным человеком—со вкусом, с богатой речью, с «врожденной» грамотностью (это часто бывает у читающих людей), окруженным друзьями, всегда готовыми к общению.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Активность ребёнка – залог его здоровья»

От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной активности человека и, наконец, его настроение и долголетие.

Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, а так же развитием мелкой моторики ребёнка.

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и самым благоприятным. Дети обладают богатым творческим воображением, познавательной активностью, интересом ко всему новому, высокой эмоциональностью и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В раннем дошкольном возрасте дети могут активно двигаться самостоятельно: бегать, прыгать, ползать, лазить, садиться! На основе этих движений мы советуем родителям придумать весёлые подвижные игры с детьми, которые можно объединить одним сюжетом, например, который можно позаимствовать из литературных произведений, сказок, знакомых малышу («Колобок», «Айболит», «Мойдодыр», «Кто сказал «Мяу!»).

Предложите ребёнку походить «как медведь», попрыгать как зайчик, а вот Колобок убегает от волка «по мостику» (пройти по дощечке или между двумя шнурами), или Колобок, убегая, проползает «под поваленным деревом» (натянутым шнуром, скакалкой, поставленным вертикально обручем). Можно придумывать различные несложные двигательные упражнения, позволяющие равномерно распределить нагрузку на все тело ребенка — так называемая зарядка для самых маленьких («Заводные игрушки», «Кто сказал «Мяу!»). Дети очень любят игры и упражнения с мягкими и резиновыми мячами, большими гимнастическими мячами для прыжков, скакалками, обручем, другими предметами.

Во время подвижных игр и упражнений следует следить за нагрузкой, так как излишняя физическая активность ведёт к переутомлению малыша, перевозбуждению его нервной системы. В таком случае, необходимо ненавязчиво предложить более спокойные упражнения, или «переключить» внимание ребёнка на более спокойный вид деятельности. Например, после игры «Кошки-мышки», предложить мышке пройти мимо кошки очень тихо, чтобы не разбудить её. Или Колобок, убежав от всех зверей, должен выбраться из леса очень тихо, чтобы не шумели ветки, не хрустели сучья, чтобы лиса не услышала его!

Хотя родители, следя, чтобы малыш не упал и не расшибся, изрядно устают, они ни в коем случае не должны ограничивать его активность, а наоборот, им следует всячески способствовать ей. Не стоит, в целях безопасности ребёнка запрещать ему активные игры! Научите малыша правильно спрыгивать, приземляясь на носочки, сохранять равновесие, правильно держаться во время лазания за рейки гимнастической лесенки, и этим вы обеспечите его безопасность, убережёте от травм. Ведь движение помогает ребенку правильно развиваться, как физически, так и психологически, познавать окружающий мир, испытывать новые эмоции. Родителям необходимо помнить о том, что нагрузки для малыша должны быть регулярными и увеличиваться постепенно, по мере физического развития ребёнка, а предложенные движения не должны быть сложными не только в плане нагрузки, но и в плане выполнения. Только в таком случае движение будет приносить малышу радость и удовольствие. Можно заниматься хотя бы по 10-15 минут, зато каждый день. Так же желательно, чтобы занятия физическими упражнениями или подвижные игры с детьми проходили на свежем воздухе, или в хорошо проветренном помещении. Необходимо позаботиться о том, чтобы одежда ребенка не стесняла его движений, была удобной, соответствовала температуре окружающей среды.

Конечно же, полностью взять под контроль двигательную активность малыша родителям сложно, да и не нужно. Но, тем не менее, чтобы движение могло принести еще большую пользу здоровью ребенка, родители должны умело его корректировать и направлять.

Мы советуем родителям в условиях семьи использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:

• утреннюю гимнастику;

• хороводные игры-забавы;

• подвижные игры;

• спортивно-развлекательные игровые комплексы;

• гимнастику для глаз;

• элементы самомассажа;

• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия.

Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей

Уважаемые родители!

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Пример: Ребенку 3 лет дали картинки из А. Пушкина, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2.5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. А чем с ними заниматься?

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

                      «Как провести выходной день с детьми»

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

        

 

Детский травматизм: как уберечь ребенка?

                                                                                                              

Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на каникулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей. На самом деле, большинства травм и опасных ситуаций можно избежать. И профилактика детского травматизма, естественно, ложится на плечи родителей.

Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость.

Детский травматизм условно можно разделить на несколько типов в зависимости от места, где ребенок может получить травму:

бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду);

уличный (в первую очередь транспортный, но также и не связанный с транспортом);

спортивный;

прочий.

Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случаев — невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п.

Существует и другая классификация детского травматизма — возрастная. У детей каждого возраста — свои особенности развития и поведения, которые и обуславливают наиболее распространенные типы травм. Так, в грудном возрасте (до года) детский травматизм чаще всего связан с заглатыванием посторонних предметов. Ребенок пытается познавать мир единственным доступным ему способом — он трогает руками предметы, находящиеся в непосредственной близости, и пытается тянуть их в рот.

В возрасте от года до трех ребенок учится ходить и становится очень подвижным. Поэтому, к травмам от заглатываемых предметов добавляются травмы, связанные с падениями (ушибы, переломы), травмы от острых предметов, ожоги, поражения током. После трех лет любознательность растет, окружающий мир ребенка больше не ограничивается квартирой, поэтому вероятность получить травму увеличивается.

                                         Профилактика детского травматизма

Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно — от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей — максимально обезопасить своего ребенка. Ведь большинство травм происходят именно по вине родителей — недоглядели, недообъяснили.

Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ребенком 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но чем младше ребенок, тем важнее не выпускать его из вида. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и полностью на совести родителей. Младенец еще не знает, что такое «опасно», и объяснить ему это нельзя. Так что если малыш проглотил пуговицу или выпал из стоявшей на балконе коляски, виноваты родители.

Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача — максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома — спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками. Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.

Кроме того,  нужно уже учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности. Когда ребенок идет в школу, родители часто перекладывают ответственность за детский травматизм на классных руководителей, учителей физкультуры, труда и ОБЖ.

Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитываем детей добротой».



Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.
В.А. Сухомлинский.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_e02e729fd9bfa5e9999225902d837728.jpg.jpg


Формирование гуманно отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.

Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_7a398f1c14d933752228b4bcd92ae2f1.jpg.jpg


Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: 
«Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.

Но бывает и так, что взрослые вкладывают всю душу, чтобы передать ребенку свои чувства, а ребенок остается безучастным к красоте окружающего. В таких случаях надо предлагать ему самому высказаться, чтобы понять, чувствует ли он красоту, каково его образное восприятие. Дочка видит одуванчик и кричит: «Мама, посмотри, какой одуванчик!» — «Какой же?» — спрашивает мама. «Белый, пушистый». И мама вспоминает стихотворение

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_d496b502bbab89d2e66beaf92a2e64e3.jpg.jpg

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!»
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

(Самуил Маршак)
Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Она – важное подспорье на этом пути. Во время чтения книги ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_a7112fccbd0308c67c47e0baa0588ea0.jpg.jpg

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого можно подобрать близкие по содержанию художественные произведения, 
например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_54555a123d814349572ec776664662b9.jpg.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_c1ee394fe522630648ed280f50e2b825.jpg.jpg


В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно. Очень важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая у детей любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: «Какой был Желтухин? Расскажите о нем». Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим его миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, педагог помогает: «Вы правильно сказали, что Желтухин — это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту»; «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; «Он... забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; «У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому, что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_311647bde13af26a6ef98d8bd6ea2c57.jpg.jpg


Безусловно, один в поле не воин. Хотя усилия воспитателя не пройдут даром, но если они будут подкреплены сонаправленными действиями со стороны родителей, приятные подвижки в формировании гуманности у детей наступят гораздо раньше.

Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях литературных героев, животных, коротающих студеную зиму, о ребятах из соседнего двора - о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бывает, каждая букашка на счету. Объясните, что нельзя ради забавы (когда речь не идет об угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения – тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников. 
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_44b23f299c245184ac78cc048f63beee.jpg.jpg


Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36646_786399a26d2848f3a5c545a084be57c8.jpg.jpg

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по – разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его , пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. Благородные поступки детей , пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку в правильности своих решений, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего и плохого формируются нравственные чувства ребёнка.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В детский сад приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые и открытые, простые, любящие все живое.

Дети тянутся к добрым людям. Им нравится находиться рядом с ними, играть с детьми, которые не обидят их.

Ребенку, парой, тоже бывает сложно сказать, поступить “правильно”, что называется совершить добрый поступок. Особенно, если дома постоянно говорят: “Давай сдачу”.

 Хочется зачитать, что об этом говорят психологи.

Учить давать сдачи - это не учить защищаться, а учить быть агрессивным и недоброжелательным, что останется на всю жизнь . Ни в коем случае нельзя учить ребёнка давать сдачи, наоборот надо закреплять те черты врождённые, которые есть у ребёнка на данный момент- доброжелательность. Уча давать сдачи можно научить лишь агрессии и недоверию к другим людям. Ведь часто у нас бывает, что не успел ребенок родиться, первое чему учат - давать в глаз. А потом все удивляются, почему наши дети такие злые и неблагодарные:

Научить давать правильно сдачи, можно научить и позже, когда в этом будет реальная необходимость, и на борьбу отдать, когда ребёнок будет готов правильно воспринять и адекватно эту информацию. В таком возрасте защита и любовь - вот главное, что требуется от родителей. Тогда и ребёнок вырастет спокойным, уравновешенным, доброжелательным, заботливым; а не агрессивным и недоверчивым эгоистом.

***Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребенок поймет, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.

***Также с ребенком нужно поговорить на тему о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.

***Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь.

***С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.

***Если в квартире есть одинокие пожилые люди, нужно учить детей проявлять внимание к ним, помогать им делать что-то по дому.

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

- нарочное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

 - проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

- упрямство – свидетельство желания быть независимым;

- агрессия – ребенок ищет способ защиты;

- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.



Предварительный просмотр:

Детские игрушки: вредные и полезные

 "Нынче в школе первый класс вроде института!"... И дело здесь не только в нагрузке, которую испытывают первоклассники. Во все школы сейчас нужно, также как и в институт, сдавать вступительные экзамены (точнее, проходить тестирование). Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек. Распознавать полезные и вредные для развития ребенка куклы и машинки училась корреспондент "КоммерсантЪ - Деньги" Наталия Тютюненко вместе с психологом Верой Абраменковой.

Белая, пушистая, ужасная.

Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма — беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему мнению, они снабжали его сверх меры.

Другая знакомая, как раз детский психолог, недавно вернулась из детского супермаркета в расстроенных чувствах: «Там продают белых меховых лягушек! Я даже не поняла сначала, что это за зверь, но на ценнике указано: „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких". То есть мало того, что ребенок наглотается ворса,— так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Бесспорно, хороших игрушек сегодня много, но от некоторых даже у далекого от психологии и педагогики человека ворс встает дыбом.

Школа начинающего маньяка.

Антиигрушка это или нет, зависит порой даже от выражения глаз...

На международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т. д.».

Стилистику оставим на совести производителя, а вот, простите за тавтологию, внутреннее наполнение не может не вызвать пристального интереса психиатра. Просто какое-то пособие для юных Чикатило.



Педагоги считают, что изучать анатомию живых существ надо в школе, под руководством учителя и только в определенном возрасте, когда психика ребенка готова к восприятию такой информации.

...или наличия (отсутствия) неположенных куклам частей тела.

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И у ребенка, и у родителей.

Что же сегодня продают в магазинах игрушек? Давно вышедшая из детского возраста корреспондент «Денег» и Вера Абраменкова, доктор психологических наук, заместитель председателя ФЭС при Министерстве образования, отправились в один из обычных магазинов для детей, чтобы провести блицэкспертизу его ассортимента на предмет полезности, бесполезности или потенциального вреда. Мы не увидели конструкторов, равно как и мозаик, кубиков, азбук и т. п. Зато не меньше трети помещения занимали «победители вампиров», всяческие воины, «борцы с привидениями», присмотревшись к которым, корреспондент отпрянула к стеллажу с плюшевыми мишками. Нервную систему надо беречь, не дай бог, ночью приснятся.

Неестественный отбор.

Кто здесь антиигрушка, комментировать, наверное, не нужно.

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби — куклы Синди — к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Типология.

Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.— это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Рассмотрим, например, деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. У одного мальчика вся семья погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе работы с психологом этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.
.
Что американцу хорошо - то русскому смерть?

Психологи не зря утверждают: традиционные игрушки делались для детей, а в современные лучше играть взрослым.

Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля (вплоть до Санкт-Петербургского завода прецизионного станкостроения) . Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работают и с этой продукцией.

Вера Абраменкова: Кто-то подсчитал, что телепузики давали $2 млрд прибыли в год от продажи продукции с их изображениями (игрушки, журналы, сладости и пр.). В России объем таких продаж — около $100 млн в год. Все знают, что сначала был показан телесериал. Посмотрев сериал, ребенок просит (или требует) купить ему игрушечного героя, полотенце, мороженое с его изображениями... На эти деньги снимается следующий детский сериал. Вот только у нас никто не хочет задуматься, почему те же покемоны запрещены в ряде европейских стран?

Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени — пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории от двух до пяти лет (60 — 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.

Наталия Тимошина, администратор одного из магазинов торговой сети «Маленький гений»: Среди зарубежных разработок встречаются безумно интересные, но, как правило, их рекламы по ТВ нет. Следовательно, их нет на прилавках обычных игрушечных магазинов. А если и есть, то лежат они в самом дальнем углу, так как их не спрашивают. Раз их не спрашивают, их не поставляют. Круг замкнулся. Кроме того, если родитель решит купить российскую мозаику или пирамидку, ему придется ее поискать. При этом отечественные игрушки, не уступая в качестве, дают возможность сэкономить. Например, зарубежная мозаика стоит 300—1000 руб., а российская — 150—400 руб. При этом наша дает новые возможности для творчества — другие цвета и игровое поле.

Российские конструкторы — отдельная тема. По словам Натальи Тимошиной, сегодня их достаточно много, разработки порой эстетичнее и полезнее, чем у зарубежных аналогов, но о них почти не знают. Показателен случай с придуманной в России игрой «Мастер-шар». Идея полуконструктора-полумозаики понравилась зарубежному производителю и была им выкуплена. (Причем на упаковке проставлены соответствующие реквизиты этого зарубежного производителя, а на вкладыше по-прежнему изобретателями и изготовителями значатся россияне. Вот такой казус.)

Отношение к развивающей игрушке в нашей стране неоднозначно. Часть психологов-«западников» считают, что в принципе ребенку нужно разрешать все. Если игрушка действительно «не та», то он отвергнет ее интуитивно. По этой логике большинство мам, контролирующих выбор ребенка, смело записываем в неврастенички. Другой подход более консервативен. Утверждается, что от отрицательного воздействия некоторых изделий ребенка нужно ограждать. Иначе можно развить совсем не то, что хотелось бы.

Из одного и того же материала легко изготовить и игрушку, и антиигрушку.

А приверженцы модной сегодня в России вальдорфской педагогики (ратующей за максимальное сопутствование природе ребенка) говорят, что наибольшую пользу ребенку приносят игрушки, сделанные из натуральных материалов: дерева, шерсти, соломы и т. д.

Они дают наибольший простор фантазии, не вредны для здоровья и приближают к природе. Но совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит.

Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.

Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.

Думайте сами, решайте сами.

Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление — замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии — в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование — соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

«Такеши» — интересный и первый в своем роде гибкий конструктор.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).

Светлана Немцова, школьный психолог: часть надоевших, старых игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».

А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Кстати, в том магазине, который мы инспектировали, нашлось всего несколько стоящих игрушек. Барабан, наборы для вышивания, пара настольных игр, несколько мягких игрушек и одна кукла.

Развивающие игры.

(наиболее популярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений")

1. Кубики Никитина — «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные
геометрические фигуры (191-206 руб.).

2. Кубики Зайцева — пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста (1134 руб.).

3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка (45-130 руб.).

4. Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) — планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать (85-207 руб.).

5. Магнитный конструктор «Супермак» (Италия), 1600-5000 руб. в зависимости от количества элементов.

6. Конструктор «Такеши» — мягкие пластиковые трубочки разной длины и цвета и специальные крепления (315 руб.).

7. Мозаика (Россия), 85-320 руб.

8. Мозаика Кверчетти (Италия), 195-820 руб.

9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) — объемная мозаика, состоящая из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений (333 руб).

10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия), 2040 руб.

Пункты 5-10 — игрушки для развития мелкой моторики, воображения, усидчивости, пространственного мышления.

Источник: "КоммерсантЪ - Деньги" №26 (481) 05.07 - 11.07.2004


Что еще необходимо учитывать при выборе детских игрушек:

Соответствует ли игрушка возрасту?

Соответствие возрасту - главный критерий при выборе игрушек. Все уважающие себя фирмы в обязательном порядке размещают подобную информацию на своей продукции. Только в том случае, если игрушка "подходит" малышу по возрасту, он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства. Однако здесь существует еще один, не такой очевидный, но не менее важный момент. Даже самый развитый ребенок, который проявляет интерес к игрушке, предназначенной для более взрослых детей, может причинить ущерб своему здоровью.

Это связано с тем, что игрушки, разработанные для определенной возрастной категории, гарантируют ее безопасность именно для этого возраста. Кроме того, к тому времени, когда ребенок дорастет до этой игрушки, она элементарно ему наскучит.

Игрушка для маленьких детей не должна быть слишком простой (это вызывает скуку) или слишком сложной, что может вызвать раздражение.

Способствует ли игрушка развитию ребенка?

Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых. Ваш ребенок будет получать больше удовольствия от игрушки, если она стимулирует развитие органа зрения (зеркало или мобиль), слухового анализатора (музыкальная шкатулка или клоун с колокольчиком), осязание (доски активности или резинка с набором различных предметов), чем если бы она просто была милой и симпатичной. Существуют игрушки, прямое назначение которых облегчать жизнь малышу (кольцо для прорезывания зубов или любая игрушка, которую можно взять в рот). Когда ребенок подрастет, вам потребуются игрушки, развивающие координацию движений, контроль над малой и основной моторикой, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, пространственные связи и т.д.

Является ли игрушка безопасной для ребенка?

Это самый важный вопрос, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения. Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.

- Прочность: игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать.

- Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.

- Безопасная конструкция: игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.

- Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий - серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.

- Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.

- Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка из-за риска повредить здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.

- Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.

Одобряете ли вы смысловое значение игрушки?

При выборе игрушек для своего малыша обращайте внимание на их смысловую направленность. Поверьте, "агрессивная" игрушка вполне может стать причиной излишней агрессивности вашего чада. Стоит заранее предусмотреть, как та или иная игрушка будет влиять на становление мировоззрения вашего ребенка.

Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек.

В специализированных лабораториях товары для детей проходят строжайший контроль на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после того, как все составляющие продукции будут одобрены специалистами, производителю или фирме-импортеру выдаются удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Именно наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для здоровья игрушку или одежду для ребенка. Качество игрушек, не обеспеченных необходимыми документами, остается на совести продавцов.

В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции.

Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:

- отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленный токсичными веществами горох и фасоль.

- рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии.

- травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

- опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...