Главные вкладки

    Консультация для родителей: “Роль родителей в развитии речи ребёнка”.
    консультация (младшая группа) на тему


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей:

    “Роль родителей в развитии речи ребёнка”.

    Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно со значительными трудностями. И только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка слишком поздно. Вспоминается такой случай: Мать обратилась за консультацией к специалисту - логопеду: “К нам в дом пришла беда. Дочка учится в 1 классе. Но она не может правильно читать и писать. Часто вместо слова “глаза” пишет “клас”, вместо “зубы” - “сюпы”, вместо “шуба” - “суп”. Ведь она не глупая и слышит хорошо. Была веселая, здоровая, а теперь стала молчаливая, обидчивая, часто плачет без причин. После беседы с матерью выяснилось, что девочка до поступления в школу, так и не научилась правильно говорить. Но родителей тогда это не беспокоило. Наоборот, им это нравилось, как она картавит, они считали это забавным и не поправляю ее. С ней мало разговаривали, не читали книг, стихотворений. Считали, что все это она усвоит в школе. В результате у девочки оказалось недоразвитие речи, которое всегда затрудняет обучение чтению и письму. Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо, чтобы с их ребенком не произошло подобного несчастья. С момента рождения до поступления в школу ребенка предстоит научиться правильно, произносить все звуки родного языка, накопил многочисленный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т.е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связной речью. Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей - родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей. Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующий смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог (поэтому нельзя растягивать слов по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно малышу. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет или действие. Если ребенок сам чем - то заинтересовался - назвать несколько раз то, что он видит. Только там можно закрепить связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок самостоятельно произносит новое слово или предложение, надо повторить им сказанное, приласкать, похвалить: малыш охотнее будет разговаривать. Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом взрослый должен несколько раз произнести верно. При этом не стоит забывать о речевых возможностях малыша. Если ему не по силам правильное произношение, не следует его и добиваться. Но слышать от взрослых он должен абсолютно правильное произношение. Бывает, что требовательность родителей к ребенку проявляется в недопустимых формах: в нетерпеливом, раздраженном тоне, окрике, угрозе, даже в наказании, иногда в насмешке, передразнивании. Вредно и назойливое, хотя бы и в ласковом тоне, чуть ли не в каждом слове исправление неправильного произношения. Это мешает малышу выразить свои мысли, чувства, раздражает, обижает его. У детей в таких случаях развивается страх напомнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, подлаживаясь под детскую речь. (“Ах, какое класивое платье!”. “Ты мой холосинький”. “Сейчас оденем колкоточки” и т.д.). Это только наносит вред детям, т.к. надолго закрепляет несовершенство речи. И так, как только вы убедиться, что малыш уже может говорить правильно, - не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова. Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая своего ребенка, его искаженные слова, чутко разбираясь в интонациях, они легко догадываются о его потребностях и желаниях без особых объяснений с его стороны. Дети, убеждаясь, каждый раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их правильной речи. Не следует так “читать мысли” малыша. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимать искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно, хорошо, и он начинает следить за своей речью. Побуждая ребенка к речи, нужно постоянно задавать ему вопросы. Вопросы следуют формулировать четко, понятно. Они должны относиться к действиям, совершаемым ребенком, взрослыми.

    Очень важно побуждать ребенка задавать вопросы. Отвечать малышу всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и понятно объяснять ему все не понятно. Благотворно влияет на развитие речи младших детей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими. Трех летнему ребенку читают книжки. В основном это книжки с картинками с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где колеса, где большой дом, а где маленький, и т.п. Необходимо разучивать с ребенком небольшие стихотворения, рассказывать или читать ему легкие для понимания сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом развивается и речь и память ребенка. Родители должны внимательно слушать, помогать ему при этом вопросами, подсказкой. К трем годам ребенок уже начинает понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направлять внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. Например: “Я не понимаю, что тебе дать, масыну или машину?” В таком случае дети учатся отличать свое неправильное произношение от правильного. Конечно, к трем годам ребенок еще не может все звуки речи произносить верно. Но, если он не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть. Маленького ребенка необходимо приучить смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию (движение губ, языка). Не следует побуждать детей заучивать слишком трудные для них стихи, сказки, потешки, скороговорки.

    Развитию правильного звукопроизношению способствуют игры, в процессе которых дети играют в лошадки, цокают копытами, жужжат, как пчелы, кукуют кукушкой, тикают, как часы, мычат, как коровы, мяукают, как кошки, гогочет, как гуси, кудахчут, как куры, лают, как собачки. Ребята с удовольствием и без устали повторяют вслед за взрослыми, как звучит дудочка (ду-ду-ду), колокольчик (динь-динь-динь), колокол (дон-дон-дон), гудит машина (би-би-би), и т.д. Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти - важное условие формирование правильной речи. Можно предложить малышу закрыть глаза, послушать и угадать о чем “говорит комната”, что слышно со двора. Ребенок услышит, как тикают часы, мурлыкает кошка, шумят машины. Полезно также приучать малыша слушать в лесу, в парке, в саду, в поле, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, гудение мотора трактора, стук топора, мычание коров и т.д. Хорошо при этом пояснять ребенку, что это за звуки, попросить его воспроизвести их. Дети, как правило, поразительно тонко передают размытые звуки и их оттенки. Игры такого рода обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи. Интересна и полезна для ребят игра “Отгадай, кто тебя позвал?” - Когда в комнате соберутся несколько человек, каждый по очереди называет имя ребенка (который предварительно закрывает глаза, чтобы не видеть, кто его зовет). Малыш должен отгадать по голосу, кто назвал его имя. Игру можно усложнять и разнообразить: произносить не только имя ребенка, но и назвать его ласковыми именами, изменять голос. Слуховое внимание и слуховую память ребят, и слушание музыки, детских радиопередач. Такая систематическая работа позволяет развивать у детей правильное произношение, но, что также важно, предупреждает возникновение речевой патологии - дисламии (нарушение звукопроизношения). Примерно к четырем годам ребенок должен произносить правильно все звуки речи. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходящего в это время разговора взрослых. И как только малыш подрастет и начнет свободно говорить, родители “вдруг” заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее правильность, внятность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений. Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них слабы еще тормозные процессы и контроль за своей речью. Часто такое нарушение темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит, то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом обычно исчезают. Однако у нервных ослабленных детей может возникнуть патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение (тахилалия), либо излишнее замедление (брадилалия). При излишне стремительной речи, из-за быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, иногда - слов. Но всего этого ребенок, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника, и торопиться высказаться сам. Бурный поток речи произносится без передышки, до полного выдоха. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела. При этом может возникнуть еще и заикание. Не менее опасно и противоположное явление брадилалия. При такой форме у ребенка бывает чрезмерно замедленная речь, с растягиванием гласных звуков, вялой нечеткой артикуляцией. Большинству таких детей свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Излишне медленная речь вызывает нетерпение и раздражение со стороны окружающих. Поэтому дети стараются меньше говорить. А это еще больше задерживает их речевое, а, следовательно, и умственное развитие. Чтобы этого не произошло, родители должны, прежде всего, заботиться о нервной системе ребенка. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, неожиданные окрики, резкие переходы от суровости к чрезмерной ласковости в общении с детьми.

    Не следует излишне баловать ребят, потакать их дурным желаниям. Старшие должны соблюдать разумную требовательность, по отношению к ребенку. Сознательная дисциплина, выдержанность, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против не благоприятных раздражителей извне и поэтому предохраняют от нервной, очень торопливой речи, т.е. от появления тахиламии. Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно укреплять их здоровье, нервную систему по рекомендации врачей (педиатра, невропатолога, психоневролога). Иначе у таких детей может появиться патологическое нарушение темпа речи. С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в тоже время представляет и известную опасность. В дошкольном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому надо всячески поощрять его стремление говорить. Но также необходимо приучать детей к речевой дисциплине, объясните, что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА"

    Данная информация поможет родителям , как правильно  развивать речь рубёнка."...

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"

    Речь маленького ребёнка формируется на примере речи окружающих его людей. В консультации даны несколько правил общения взрослого с малышом....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Роль семьи в развитии речи ребёнка.

    . Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь....

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи ребёнка"Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в...

    Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

    Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную от...

    Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребёнка"

    Консультация в помощь родителям (дети 3-4 лет)...

    Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"

    Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребёнка"...