Электронный образовательный маршрут "Береза - русская душа"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Нечаева Анна Олеговна

 

Уважаемые родители!!!

В наше время, когда ребенок безмерно мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

С чего начинается родная природа? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории детского сада, во дворе дома?

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Приступим к похождению маршрута!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza_-_russkaya_dusha.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут

«Береза - русская душа»

           Автор: Нечаева А.О.

Для родителей детей дошкольного

                                   возраста (5 - 7 лет)

Уважаемые родители!!!

В наше время, когда ребенок безмерно мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

С чего начинается родная природа? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории детского сада, во дворе дома?

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Приступим к похождению маршрута!

Шаг 1. Знакомая незнакомка

Приступая к прохождению маршрута, не называйте сразу ребенку тему всего образовательного маршрута. Назовите только заголовок первого шага - “Знакомая незнакомка”. Спросите, о ком может идти речь? Загадайте несколько загадок.

Познакомьте ребенка с темой образовательного маршрута “Береза - русская душа”, поясните ребенку тему словами Людмилы Ивановны Горшкиной (автор рассказа “Березка”): «... для русского человека нет дерева милее и роднее. Это символ России. Множество поэтов посвятили свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что она растёт в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно Береза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе». Прочитайте рассказ “Березка” Л.И. Горшкиной.

Далее обсудите с ребенком, что он знает о березе, предложите ему расширить свои знания.

Виды берез

Для закрепления знаний внешнего вида ветвей, листьев и кроны березы поиграйте в игру “Березовые парочки”.

Шаг 2. Щедрая душа

Сообщите ребенку название второго шага. Спросите, почему березу так называют? Прочитайте познавательный рассказ:

Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

  • Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.
  • Листья дают жёлтую краску для шерсти.
  • Берёзы — хорошие пыльценосные растения, в мае пчелы собирают с нее пыльцу, а иногда и пьют сок.
  • Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

Прочитайте ребенку информацию об использовании древесины березы, дегтя и бересты.

Презентация "Изделия из бересты" - посмотрите с ребенком, какие изделия могут быть изготовлены из коры березы (бересты).

Интерактивная игра - "Береза - щедрая душа" - поиграйте в игру, чтобы закрепить знания об предметах, сделанных из березы.

Отгадайте ребус и узнаете, чем еще береза делится с человеком

Прочитайте стихотворение:                

Белая береза,

Как ты хороша,

Хоть горда, но все же

Щедрая душа.

Плачешь ты родная,

Как весна придет,

Ведь сама страдая

Поишь ты народ...                                                                                         Береза – щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок. Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло.

Прочитайте и обсудите с ребенком рассказ Андрея Плешакова "Пожалейте березы"

Шаг 3. Пожалейте березы

Прочитайте рассказ Г. Скребицкого "Передышка"

Побеседуйте с ребенком:

Почему рассказ называется “ Передышка”? 

– Как описывает автор березу весной? (Нарядная, усыпана клейкими молодыми листочками.) Осенью? (Вся желтая; золотые листья ) – эпитеты

– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)

Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? 

– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) 

Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)

– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)

– Что дальше стало с березкой? (Приехали на дрогах люди, свалили сухое дерево.)

– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?

– Как они решили исправить ошибку?

– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?

Рассмотрите фотографию “Засохшая береза” Фото Обсудите чувства, которые испытываешь, глядя на погибшее дерево.

Спросите ребенка «Входишь в зеленую берёзовую рощу и чувствуешь…?»,  

Ответы ребенка - красоту русской природы;

                       - аромат трав, цветов;

-лёгкий холодок,                          

-шорох  листочков;

                        - живительную прохладу;

                        - вдохновение, красоту природы и любовь к Родине.

                       - свежий аромат деревьев;

                       - красоту родной земли.

                       - свободу и что всё в этом мире прекрасно.

Поиграйте в игру - Найди две одинаковые березы 

Распечатайте и раскрасьте раскраску - Раскраски "Береза" 

Шаг 4. Березовое вдохновение

Береза дарила вдохновение многим русским поэтам и писателям, художникам и композиторам. Предложите  ребенку окунуться в мир творчества русской красавицы.

Презентация "Красота русских берез..." - рассмотрите картины и почитайте стихи.

Караоке “Во поле береза стояла” - поем вместе!

Поделка из картона "Русская береза" - сделайте вместе поделку

Соберите мозаику: пазл 6 элементов,  пазл 12 элементов, пазл 24 элемента 

Шаг 5. Ты расти, моя березка...

Каждую весну в нашем детском саду проходит акция “Посади дерево”

В этом году приглашаем вас поучаствовать в акции “Посади березку”. Вместе с ребенком выберите место посадки дерева.

Прочитайте инструкцию посадки дерева.

Предложите ребенку поиграть в игру, которая находится по ссылке: Интерактивная игра "Посади березку" 

Не менее интересными будут для ребенка следующие задания:

Пазл 15 элементов "Дети сажают березу" 

Пазл 24 элемента "Дети сажают березу2" 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская песня, русская душа" (подготовительная группа)

Цель занятия - пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре....

Электронный образовательный продукт к НОД в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам»

Презентация к занятию по художественной литературе в подготовительной группе...

Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""

Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе ...

Методическая разработка. НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста. Русский народный костюм – хранитель истории

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи:     1. Продол...

Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественно эстетическое развитие. Тема: « Березка – русская душа».

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России. Задачи:Обучающая:Учить рисовать зимнюю березу.Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом к...

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)

В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...

Электронный образовательный маршрут « Добрая сказка» по русской народной сказке «Теремок» для совместной деятельности родителей с детьми дошкольного возраста.

Электронный образовательный маршрута «Добрая сказка»  по русской народной сказке «Теремок» состоит из семи шагов. В процессе прохождения электронного образовательного марш...