Консультация для родителей "Русские народные песенки и потешки"
материал ( группа) на тему

Данная консультация расчитанна на родительскую аудиторию детей от рождения до 7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №69"

Консультация для родителей

на тему: «Русские народные песенки и потешки»

                                 Подготовила:

Иванова Ярославна Анатольевна

                                                                   музыкальный руководитель

                                       

                                     

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая  наше общество сегодня не  в развале экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности.  Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

 Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит нравственное развитие ребёнка.  Ранний и дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

В творческой деятельности возникают   качественно новые, небывалые материальные и духовные ценности. Но это становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности – разум и воображение, эмоции и воля. Творчество в преобразовательной деятельности опирается на познание; оно немыслимо без ценностной ориентации и общения и, с другой стороны, оно присутствует и в познании мира, и в оценке его явлений, и в общении людей между собой. Творчество всегда несет на себе печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же    время оно и его результаты    общественно значимы.                                                                                                

Наблюдая в группе за детьми раннего возраста часто можно заметить, что дети совершенно не могут играть вместе, у них уже присутствуют такие качества как: злость, жестокость. Дети дерутся,  толкаются,  забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженного не спешат. Нравственные качества у многих отсутствуют. Как  же научить малышей  жить дружно, быть добрыми,  отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой  о нравственном воспитании можно сделать вывод, что нравственные качества личности  развиваются с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью.  Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.    Занятия по фольклору – результативная форма воспитания, развития и обучения школьников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу. Да и как не принять участие в игре, не залюбоваться красотой окружающего мира? Как отказаться от удивительных переплетений сказки с реальностью, от мечты и фантазии? Как отказаться от возможности выразить себя, при этом находя поддержку и взаимопонимание коллектива? Традиционная народная культура создает здесь самые благоприятные условия. Важно только собрать именно те ее формы и средства, благодаря которым на занятии будет царить атмосфера добра, красоты и творчества. «Всему свое время» - метко сказано в народе. Испокон веков дети, живя в условиях традиционной культуры и постепенно впитывая ее, включались в исполнение лишь того, что было им доступно. Дети обычно не допускались к участию в сложных народных ритуальных действиях,  несущих в себе сильнейший энергетический комплекс специфического воздействия, - детей инстинктивно берегли от всевозможных перегрузок («мал еще», «нос не дорос» и т.п.) то же самое можно сказать и о протяжных, лирических песнях: конечно, дети их слышали, но сами не пели:   и голосок еще неокрепший , да и о каких душевных жизненных переживаниях расскажет через песню ребенок. Время придет – и память подскажет как выразить свои чувства через лирическую песню, через ее заветные звуки.                                                                                    

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: "У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой".

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца.

В каждой русской избе к потолку обязательно приделывался железный крюк, к которому затем крепилась колыбелька, качка, зыбка. Колыбельную песню, иными словами – «байку», напевала ребенку мать или бабушка, мерно покачивая люльку ногой. Монотонно и однообразно звучала мелодия, в такт качанию люльки. Ребенок слушал ласковый родной голос и засыпал. Колыбельная песня не только усыпляла, но еще и воспитывала младенца. Она рассказывает ребенку о мире и, «Прежде всего, о животных: зверюшках, птицах и т.д. Птицы и звери, даже волк, называются в песнях ласково: гуленьки, галоньки, серенький волчок.  Они похожи на людей и живут как люди. Гули варят ребенку кашу. Котик качает люльку. За работу ему обещают сшить шубку, купить новые сапожки, повязать на шейку шелковый платочек. А в старинных колыбельных есть Сон, Дрема, Угомон, представленные в образе живых существ. Колыбельная песенка создает образ покоя, тишины:

Ой, баюшки-баюшки,

В огороде заюшки

Травушку щипают,

Марину забавляют.

А Марина умная

Да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни,

Крепкий сон тебя возьми.

Баюшки-баю-баю

Тебе песенку спою.

Расскажу я сказочку

Про звезду алмазочку,

Улиточку рогатую

Про белочку хвостатую,

Баюшки-бай-бай

Ты же, милый, засыпай.

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик ночевать,

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Еще в песнях рассказывается о самых близких ребенку людях. Перечисляются в ней все члены семьи, и каждый занят работой:

Баю, баю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

А дед пошел дрова рубить,

А бабушка серпы точить,

А мать пошла уху варить,

Да малых детушек кормить,

А детки ну уху хлебать

Да рыбку ложкою таскать.

Совсем маленького ребенка мать готовит к трудовой жизни, поет ему колыбельные песни о сыновней заботе, доброте:

Когда будешь ты большой.

Будешь рыбку удить,

Да тетерку ловить,

Будешь лес рубить –

Мамку с тятькой кормить.

Колыбельные песни проникнуты любовью к ребенку, в них выражается забота о нем: высказываются добрые пожелания, предостережения. Слушая колыбельные песни, ребенок «купается» в ласке, песни внушают чувство уверенности, защищенности от бед.

Есть в русском фольклоре особые стишки  и приговоры, которые сказывает мать, бабушка, когда нянчит, пестует ребенка. Потому и называют их пестушками. Вот ребенок проснулся, только глазки открыл, а ноги затекли – раньше туго заворачивали. Развернет его мама и начинает поглаживать по животу, массаж, как теперь говорят, делать:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толетунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в руки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Так в бане моют маленького и когда веничком легонько «хвощут» то говорят:

«Шелков веник, тело бумажно,

Хвости на здоровье раба Божья молоденца!»

А когда окатывают водой с головы до пят, уговаривают:

   С гоголя вода

   С дерева роса.

   Скатись с младенца

   Вся худоба, вся тягота.

   В быстрые реки,

   В прегрубые ручьи,

   В широкое море.

После, когда одевают, говорят:

«Уж я жарко баньку топила,

Мальчика помыла.

Теплым оболоком  оденется,

Частыми звездами подпояшется

Раб Божий младеничек».

Как кто увидит у дитя первый  выросший зубок, должен сказать:

Расти, расти, зубок.

Твердый, как дубок!

И обязательно должен купить какой-нибудь подарок, чтобы у малышонка зубки были крепкими.

Как  ребенок впервые встает на ножки, говорят:

 

Ай, дыбочки – дыбок.

    Скоро мальчику годок.

    Вставай-ка дыбок

    Достанешь потолок. Ножницами разрезают,

    Вставай и повыше,

    Достанешь до крыши!

Ребенок еще только начинает ходить, сделает первый шажок, и тут между его ног веревочку ножницами разрезают, называется «разрезать путы».

И рвут на нем рубашечку, чтоб ходить скорее стал. Когда ребенок начинает «гулить», произноить первые звуки в ответ ласковое мамино обращение к нему, обычно приговаривают:

     

      Ах, поет, поет Соловушка.

      Ах, поет, поет, Молоденький.

      Молоденький, хорошенький!

   

Ребенок ушибся, он показывает ушибленное место, плачет. Ласково звучащий приговор, сопровождающийся поглаживанием, отвлекает внимание ребенка от боли, успокаивает  его, поднимает настроение:

     У киски боли,

     У собаки боли,

     А у Ванечки поскорее заживи.

     И сальцем заплыви.

Девочке расчесывают волосы и заплетают косу:

      Расти, коса до пояса,

       Не вырони ни волоса!

    Все волосинки в ряд.

     Расти коса не путайся,

     Маму дочка слушайся!

 Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", на небе появилась радуга-дуга "высока и туга"), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

Добиться от детей естественности, выразительности и свободы звучания, помогает проговаривание текстов песенок в музыкальном ритме (только ни в коем случае не на определенной высоте, а в протяженно-речевом режиме – иначе внимание детей отвлекается на поиск этой определенной высоты. Так быстрее запоминается сама песенка, сразу же формируется ее эмоционально – выразительный строй, в увлекательной форме закладываются  основы звонкого, чистого, свободно «летящего» звука. К ритмодекламации можно еще до пения (если не удается спеть интонационно чисто) подключить игровые движения. Когда детей заинтересует игра, «жестокий тренаж» точного интонирования будет проходить незаметно, т.к. для продолжения они с удовольствием выполняют все необходимое. Большим подспорьем в работе над звуком становится внятная и выразительная декламация всевозможных считалок, поговорок, сказочек, загадок и т.д.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Используются потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - "пшеничный колосочек, лазоревый цветочек" и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач". Стишками-потешками забавляют, потешают ребенка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Ребенок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру. Играя, с ребенком делают гимнастику и воспитывают его. Постепенно он выучивает стишки – потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы.

   Два пожарника бежали,

   Эту кнопочку нажали, пип.

   Глазки-уголь,

   Нос – картошкой,

   Щечки – булочки у нас!

Когда говоришь, вначале указательными пальцами дотрагиваешься до глаз, потом большим пальцем до носа, повторяешь эти движения еще раз, и легко ударяешь по щечкам.

Простенькая игра в «Сороку-белобоку» для самых маленьких. Но в ней через забаву – потеху ребенку внушается,  что все должны работать:

     Сорока, сорока.

     Кашу варила.

     На порог скакала,

     Гостей созывала.

     Гости не бывали,

     Каши не едали

      Гости прилетали

     Каши похлебали.

     Первому дала,

    Второму дала,

    Третьему дала,

     Четвертому дала,

     Пятому не досталось,

Толчет, мелет, (при этих словах крутят большой палец)

     По воду ходит,

     Воду носит.

      Тут тепленько (щекочут ладонь),

     Тут горяченько (щекочут ладонь),

А тут чистый кипяток (при этих словах щекочут под мышкой).

 В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают речевой слух ребенка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать  ритмичность и плавность речи, ее  выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.

Самых маленьких детей потешки обучают в процессе увлекательной игры с взрослым. Это именно слово взрослого дает команду, а малышам нужно под эту команду сделать какие-то действия, жесты. К примеру, рассмотрим известную потешку  «ладушки».  Как только взрослый скажет  слово «ладушки», ребенок должен хлопнуть в ладоши, а когда взрослый говорит «на головку сели - малыш должен положить ручки на головку. Со временем  ребенок будет постепенно овладевать речью и уже сам себе будет давать команды.

      Ладушки, ладушки.

       Где были? – У бабушки

      -Что ели? – Кашку.

      -Что пили? – Бражку.

       - Кашка сладенька,

       -Бражка миленька.

       -Бабушка добренька.

        -Кого целовали?

        -Сашеньку!

И ребенка целуют в головку.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстестические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения, художественному народному творчеству отводится сегодня все более заметное место. Усиление патриотического и интернационального воспитания дошкольников справедливо связывается с развитием чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней. Фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность,  исторические и национальные особенности своего народа. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, но одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Окристаллизованный временем музыкальный фольклор «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа» (В.Г. Белинский). В дошедших до нас времен язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую линию поклонения человека труду как основному средству своего существования.

Фольклор отражает особенности исторического развития народа. Русская история, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала рост способности народа к песнетворчеству. На тесную и непосредственную взаимосвязь национальной истории и музыкального  народного творчества  указывал Н.В. Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как  только в его песнях». Создатели народных песен воспевают добро, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.

Произведение фольклора как художественное целое создается в процессе творческого общения многих индивидуальностей, так сказать, коллективно. При этом народном найдено: уникальное соотношение коллективного и индивидуального начал. Условия бытования фольклора позволяют каждому исполнителю как члену своеобразного творческого коллектива максимально выявить свои творческие возможности. Именно так достигается внутренний динамизм фольклорной традиции, в которой уравновешиваются такие важнейшие противоположности, как устойчивость и изменчивость (вариантность). И если коллектив в целом сохраняет основы традиции, стабилизирует ее жизненно важные параметры, то вариантность – достояние каждого входящего в коллектив исполнителя.

Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу  и синкретическую форму бытования, органично сочетающую поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Вызванное им эмоциональное состояние находит у исполнителей отклик, проявляющийся в способах через характерные интонации и движения. В результате одна и та же песня может иметь разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения в той или иной песенной традиции. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения с движением. В то же время образно – смысловое «видение» песни помогает найти наиболее подходящие средства для ее исполнения – необходимые элементы интонационно – речевой выразительности, пластические движения, жесты, мимику.

Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоциональном ярком произнесении народно – поэтических текстов повышают речевую культуру детей: элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Список литературы:

1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.

2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.

3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.

4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.

6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.

7. Ветрова В.В. Ладушки, ладушки…-М, 1995.

8. Ветрова В.В. Ладушки.-М. 1994.

9. Мир детства и традиционная культура.-М.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные песенки и потешки в режимных моментах

Цель для педагога: создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки,)....

"Русские народные песенки и потешки"

Развитие познавательной и речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора....

Русские народные песенки и потешки для детей младшей группы детского сада

mdash; Пальчик-мальчик,Где ты был?— С этим братцемВ лес ходил.С этим братцемЩи варил.С этим братцемКашу ел.С этим братцемПесни пел!...

Русские народные песенки и потешки для детского сада.

Наиболее доступной понятной, яркой, эмоциональной для детей младшего дошкольного возраста является малый фольклор. Фольклор издавна хранит в себе всю прелесть русских традиций. Его используем во всех ...

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возрастаАй, Ванька-дружок,Ай, Ванька-дружок,Подкуй сапожок!А мне некогда ковать,Надо мост мостить,Серебром гвоздить.А по городу вода разлива...

Русские народные песенки и потешки.

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возрастаАй, Ванька-дружок,Ай, Ванька-дружок,Подкуй сапожок!А мне некогда ковать,Надо мост мостить,Серебром гвоздить.А по городу вода разлива...

Русские народные песенки и потешки для детей 4-5 лет.

Русские народные песенки и потешки...