Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка"
консультация (подготовительная группа) по теме

Егорова Наталья Дмитриевна

Консультация для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка»

      Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор.

В атмосфере же холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.

Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания.

Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах, то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка.

Нередко сами взрослые провоцируют ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться.

Наиболее болезненными для ребенка в семье являются следующие ситуации:

- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания.

Чтобы ваш ребенок был эмоционально благополучен, постарайтесь придерживаться следующих принципов:

  • Безусловно принимайте ребенка – значит, любите его не за то, что он умный, красивый, способный и т. д., а просто за то, что он есть. Старайтесь употреблять такие выражения:

- «Ты самый любимый»;

- «Я тебя люблю любого»;

- «Какое счастье, что ты у нас есть».

  • Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самооценке. Стремитесь создавать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами:

-«Я радуюсь твоим успехам».

-«Ты очень многое можешь».

  • Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему:

- «Я вижу, что тебя что-то беспокоит»;

- «Я вижу, что тебя кто-то огорчил».

  • Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа

- «Терпеть не могу»;

- «Ты мне надоел».

  • Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.
  • Не отождествляйте поступок и ребенка. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
  • Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы:

- «Мне хорошо с тобой»;

- «Я рада тебя видеть»;

- «Давай посидим (поделаем, посмотрим) вместе»;

- «Ты, конечно, справишься»;

- «Мне нравится, как ты… »

  • Обнимайте своего ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

Барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

Барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребностей);

Барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

Барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был эмоционально отзывчив, придерживайтесь этих рекомендаций:

  • - Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.
  • - Развивайте словарный запас ребенка. Необходимо, объясняя что-то малышу, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «огорчен» и т. п.
  • - Обращайте внимание на собственные чувства и называйте их.
  • - Учите сопереживать героям сказок, мультфильмов.
  • - Не лишайте ребенка права на так называемые негативные эмоции (гнев, страх, обида). Просто обучайте его конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого состояния.
  • Предлагайте малышу различные способы, помогающие ему взять себя в руки:
  • - покричать в «стаканчик» криков;
  • - побить подушку;
  • - почитать любимую книжку;
  • - спеть песенку;
  • - простучать обиду или злость на барабане;
  • - нарисовать свой страх, потом разорвать рисунок на мелкие кусочки и выкинуть в мусорное ведро.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, формирует ребенка как психологически здоровую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка"

Консультация по данной теме будет полезная для родителей детей имеющих нарушения речи.Здесь вы найдете игры и упражнения направленные на развитие речи ребенка....

Консультация для родителей на тему "Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка"

«...Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».                          ...

Консультация для родителей на тему: «Роль лепки во всестороннем, гармоническом развитии ребёнка-дошкольника».

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка...

Консультация для родителей «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет»

«Создание условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в как...

Консультация для родителей на тему: « Роль подвижных игр в воспитании здорового ребенка»

Подвижная игра оказывает положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности, а также улучшение показателей физической подготовленности, повышение качества выполнения детьми двигател...

Консультация для родителей на тему: "Роль матери в воспитании и развитии ребенка"

Все люди, ели они не имеют физических недостатков, рождаются   приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребёно...