Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Если ваш ребёнок плохо говорит…».
консультация ( группа) на тему

Николаева Любовь Васильевна

Причины нарушения речи у детей.

Развитие речи в норме.

Советы родителям.

Ответы на вопросы родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rech_4_let_reb.docx49.23 КБ

Предварительный просмотр:

                        Консультация для родителей детей 3-4 лет

«Если ваш ребёнок плохо говорит…».

Содержание:

Причины нарушения речи у детей.

Развитие речи в норме.

Советы родителям.

Ответы на вопросы родителей.

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

Внутриутробная патология.

Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.

Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода.

Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Курение.

Алкоголь и наркотические вещества.

Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.

Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.

Стресс, который испытывает будущая мама.

2. Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3. Неблагоприятные роды и их последствия.

Родовые травмы.

Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.

Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.

Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания.

Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.

Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

                                        Советы родителям

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.

                            КАК ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК?

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка слишком поздно. Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребенка, что необходимо делать, чтобы с их сыном или дочерью не произошло несчастья.

С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит научиться правильно произносить все звуки родного языка, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, т.е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связанной речью. Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей — родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.

Если ребенок неверно произнес слово или фразу, надо спокойно поправить его. При этом взрослый должен несколько раз произнести слово верно. При этом не следует забывать о речевых возможностях малыша. Если ему еще не по силам правильное произношение, не следует его добиваться. Но слышать от взрослых он должен абсолютно чистое произношение. Бывает, что требовательность родителей к ребенку проявляется в недопустимых формах: в нетерпеливом, раздраженном тоне, окрике, угрозе, даже в наказании. Вредно и назойливое, хотя бы и в ласковом тоне, чуть ли не на каждом слове исправление неправильного произношения. Это мешает малышу выразить свои мысли, чувства раздражает и обижает его. У детей в таких случаях развивается страх перед речью и может появиться заикание.

Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, подлаживаясь под детскую речь («Ах, какое класивое платьисе», «ты мой холесенький», «Сейсяс наденем колготоськи», «Маса пойдет тпруа» и т.п.). Это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенства их речи. Понятно, что ваш ребенок будет говорить «тпруа» вместо «гулять», «бобо» вместо «больно» и т.п.

Итак, как только вы убедитесь, что малыш уже может говорить правильно, не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова.

Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая своего ребенка, его искаженные слова, чутко разбираясь в интонациях, они легко догадываются о его потребностях и желания без особых объяснений с его стороны. Дети убеждаясь всякий раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их правильной речи. Не следует так «читать мысли» малыша. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно, хорошо, и он начинает следить за своей речью.

Побуждая ребенка к речи, нужно постоянно задавать ему вопросы. Здесь большие возможности для обогащения словаря детей. Вопросы следует формулировать четко, понятно. Они должны относиться к действиям, совершаемым ребенком, взрослыми, к предметам, окружающими малыша, игрушкам. Очень важно побуждать ребенка задавать вопросы. Отвечать малышу нужно всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и подробно объяснять ему все непонятное.

Благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими.

Трехлетнему ребенку читают книжки. В основном это книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребенку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где колеса, где большой дом, а где маленький и т.п.

Необходимо разучивать с ребенком большие стихотворения, рассказывать и читать ему легкие для понимания сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом, развивается и речь, и память ребенка. Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребенка, помогать ему при этом вопросами, подсказкой.

К трем годам малыш начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направить внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. Например: «Не понимаю что тебе дать, масыну или машину?» затем несколько раз четко произнесите: «машина, слышишь ш-ш-ш-ш, ма-ши-на, машина». В таком случае сын или дочь научится отличать свое неправильное произношение от правильного. Конечно, к трем годам ребенок еще не может все звуки речи произносить правильно. Но если он не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть.

Маленького ребенка необходимо приучить смотреть на говорящего. Тогда он легче перенимает артикуляцию (движения губ, языка). Не следует побуждать детей заучивать слишком трудные для них стихи сказки, потеплей, скороговорки.

Развитию правильного звукопроизношения способствуют игры, в процессе которых дети играют в лошадки, цокают копытами, жужжат, как пчелы, кукуют кукушкой, тикают, как часы, мычат как коровы, мяукают, как кошки, гогочут как гуси, кудахчут, как куры, лают, как собачки. Ребята с удовольствием и без устали повторяют вслед за взрослыми, как звучит дудочка (ду-ду- ду), колокольчик (динь-динь-динь), колокол (дон-дон-дон), гудит машина (би-би-би), паровоз (у-y-y) и т.д.

Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти — важное условие формирования правильной речи. Можно предложить малышу закрыть глаза, послушать и угадать, о чем «говорит комната», что слышно с улицы, со двора. Ребенок услышит, как тикают часы, мурлычет кошка, шумят машины. Полезно также приучать малыша слушать в лесу, в парке, в саду, в ноле шелест листы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, гудение мотора трактора, cтyк топора, мычание коров. Хорошо при этом пояснить ребенку, что это за звуки, попросить его воспроизвести их. Дети, как правило, поразительно тонко передают различные звуки и их опенки. Игры такого рода обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.

Интересна и полезна для ребят игра «Отгадай, кто тебя позвал». Когда в комнате или на улице соберутся несколько человек, каждый по очереди называет имя ребенка. Малыш должен отгадать по голосу, кто назвал его имя. Игру можно усложнять и разнообразить: произносить не только имя ребенка, но и называть его ласковыми именами, изменять голос. Слуховое внимание и слуховую память ребят развивает и слушание музыки, детских радиопередач.

Примерно к четырем годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых, Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь, но и разговоры взрослых между собой. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора взрослых. И как только малыш подрастет и начнет свободно говорить, родители «вдруг» заметят, что он может и ругаться и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на внятность и правильность, но и на тон темы разговоров, выбор слов и выражений.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Часто такое нарушение темпа речи возникает в результате подражания окружающим.

Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы.

Но в большинстве случаев такие явления с возрастом обычно исчезают.

Однако у нервных и ослабленных детей может возникнуть патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение, либо излишнее замедление.

При излишне стремительной речи, из-за быстроты высказывания происходит повторение слогов или наоборот, их пропуск, искажение звуков, иногда слов. Но всего этого ребенок, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела. При этом может возникнуть еще и заикание.

Не менее опасно и противоположное явление. При такой форме патологии у ребенка бывает чрезмерно замедленная речь, с растягиванием гласных звуков, вялой, не четкой артикуляции. Большинству таких детей свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Излишне медленная речь вызывает нетерпение и раздражение со стороны окружающих. Поэтому часто дети вообще стараются не говорить.А это еще больше задерживает их речевое, а следовательно и умственное развитие.

Чтобы этого не произошло, родители должны прежде всего заботится о нервной системе ребенка. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивания, неожиданные окрики, резкие переходы от суровости к чрезмерной ласковости в общении с детьми.

Не следует излишне баловать ребят, потакать их дурным желаниям. Старшие должны соблюдать разумную требовательность по отношению к ребенку. Сознательная дисциплина, выдержанность, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против неблагоприятных раздражителей извне и поэтому предохраняют от нервной, очень торопливой речи.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известную опасность. Ведь и нарушения темпа речи, и заикание могут возникнуть в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезвычайно быстро или слишком медленно, или заикаются.

Речь же самих взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.

В дошкольном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому надо всячески поощрять его стремление говорить, предоставляя ему в этом отношении известную свободу. Не следует, как это делают некоторые родители, раздражаться его «болтовней». Но в то же время постепенно приучайте сына или дочь к речевой дисциплине, объясните что, когда говорят другие, надо помолчать, не перебивать их.

Важная задача - научить ребенка правильно пользоваться своим голосом. Напомните ему, чтобы он не кричал, не говорил очень громко, иначе это приведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего может возникнуть хрипота.

Но может быть и так, что у ребенка слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таком случае хорошо начинать разговор с ребенком на большом расстоянии. Незаметно для себя малыш начнет усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но никогда не следует понуждать ребенка говорить громко. Только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желательному результату.

Чтобы избежать серьезных нарушений голоса, которые впоследствии будет трудно устранить, необходимо соблюдать ряд мер. Так, например, при насморке у ребенка или при малейших признаках охриплости нужно следить за тем, чтобы он как можно меньше говорил. Постоянно следите за тем, чтобы дети не перенапрягали свой голосовой аппарат: не кричали, не пели на холоде. Пыльный, прокуренный воздух также может вызывать заболевание голосовых связок.

Все сказанное поможет не только развить правильную, полноценную речь вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи голоса, и он сможет в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения. Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту. Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь. Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями. Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу. В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье. Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом. Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносит сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести “режим молчания”. Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось. Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное – своевременно показаться врачу.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи. Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-ладушки жили у бабушки”.Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия. Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье. Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным. Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё большею Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”. Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог-имитация и звукоподражание

-стих

-чтение

Диалог - Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль. Пример:

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

-Вопросы. “Да-нет” (Хочешь есть? Идём спать? Видишь машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение содержащееся в вопросе.

Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.- Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань.... Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.- Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”, “Кормление зверей” и т.д.

Имитация и звукоподражания.

Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.

Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм. Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те, которые ребёнок выучит, проговаривайте их многократно.

Чтение.

Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Рекомендации.

При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос: Кто там пришёл? Малыш вместо “дядя” отвечает “дя”, на вопрос: Что тут растёт? Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.

Желаем успехов!

Итак, на четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать в речи прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, но ещё недостаточно точна в словарном и грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.

Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.

Итак:

- ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;

- критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;

- обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

- большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух; посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов; через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов; в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО дошкольного возраста

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

1.правильно произносить все звуки языка;

2.выделять первый и последний звук в слове;

3.разделять слово на слоги;

4.определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

5.придумывать слова на заданный звук;

6.сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

7.повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

8.определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

1.насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

2.насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

3.что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

4.сформированы ли у него слова-обобщения;

5.ориентируется ли во времени;

6.умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

7.может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи. Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Родителей детей раннего возраста часто задают вопросы: " когда мой малыш должен научиться говорить, какой запас слов должен быть у него к 2-м годам" и т.д. Так как всем известно, что становление проис...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

            Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неукл...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

            Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неукл...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

            Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неукл...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Консультация для родителей детей раннего возраста«Почему мой ребёнок плохо говорит?»              Овладение правильным прои...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как помочь ребёнку запомнить стихотворение, используя мнемотехнику»

В представленном материале дано понятие "мнемотехника" и рассмотрен вариант её использования при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста....