А что можно сделать со словом?
методическая разработка (старшая группа) на тему

Махова Юлия Александровна

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn_2.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

                      А что можно сделать со словом?

       

 Конечно мы слышим слова, их мы  произносим, можно выложить из букв, написать, прочитать… Послушайте слова: мяч, дом, мама, земля, семья, кукла. Послушайте ещё раз, запомните их и повторите в той же последовательности (…). Скажите слово ещё раз и послушайте себя. Перед вами слова: мяч, дом, мама, земля, семья, кукла. Найдите знакомые слова. Найдите самое родное слово. Напишите на песке ( выложите из макарон, мозаики и т.д. ) слова «мама», «семья».

         Теперь вы поняли, что слова можно слышать, произносить, писать, читать.        

   

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.

А еще со словами можно поиграть.    

Найди звук

 С помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А.

Какой предмет?

 

Ведущий показывает игрушку, картинку или  называет слово и задаёт вопрос: «Какой ?». Затем участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков для каждого из предъявленных объектов.

Божья коровка

Украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук.

Что бывает?

К слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зелёный» - помидор, крокодил, цвет и т.д.

Похожие слова.

 Игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться.

Придумай слово.

   

   Придумай слово – кислое, сладкое, тёплое, злое, красивое, и т.д. Педагог бросает ребёнку мяч и задаёт задание.

Аквариум

 Очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме. 

Это что или кто?

   

  В этой игре ребёнку даётся задание назвать слова, к которым можно поставить вопрос «Что?» или вопрос «Кто?» ( отобрать картинки, отгадать загадки и т.д. ).

Мы со звуком Р играем

 Стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р]

Назови скорее ( игра в мяч ).

   

  Педагог бросает ребёнку мяч и даёт задание:

назови слово, которое обозначает фрукт, транспорт, овощ, посуду, мебель, одежду, насекомое и т.д.

Ребёнок в ответ бросает мяч педагогу и называет нужное слово.

Сосчитай слова.

   

   Учитель называет слова, ребёнок их считает и выкладывает на столе столько же фишек. Потом можно поменяться ролями. В конце упражнения можно дать детям задание вспомнить все слова.

   Подсказкой будут фишки, выложенные на столе.

Угадай, кто это.

 

 Цель игры – упражнение в узнавании слов – предметов по их действиям.

   - Кто жужжит, жалит?

   - Кто мурлычет, ласкается?

   - Кто прыгает, квакает?

   - Кто лает, охраняет?

   - Кто мычит, жуёт?...

   Далее учитель даёт детям задание придумать свои вопросы – загадки, начав со слова «Кто».

Улитка

 Можно использовать два варианта игры. Одна плоскостная на карточках , где используются кубик и фишки , а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.

  Лягушка ловит комариков

 В этой игре можно автоматизировать и дифференцировать звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков

Домики.

 

   Педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно

«расселить» слова ( картинки ) по домикам. Ребята интуитивно определяют род и число

   существительных без названия терминов.

Предмет к действию.

   

   Педагог задаёт детям вопросы типа:

   - Кто, что летает? ( самолёт, бабочка, птица, …)

   - Кто, что плавает? (корабль, лодка, человек, рыба, …)

   - Что греет? ( печка, солнце,…)

   Детям нужно подобрать как можно больше слов-ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии «Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…» в подготовительной к школе группе

«Если человек не перестанет загрязнять природу,   то его занесут в красную книгу»                            ...

Конспект занятия "Что можно сделать за минуту?"

Ознакомление детей с 1,2, 3-х минутным интервалом времени....

Что можно сделать из песка

Ознакомление детей со свойствами песка....

Презентация "Что можно сделать из бросового материала"

Что можно сделать с детьми и для детей из бросового материала!...

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...