Консультация для воспитателей "Работа в тесном контакте с семьей"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Платонова Ольга Федоровна

"Работа в тесном контакте с семьей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx129.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

Консультация для воспитателей на тему: «Работа в тесном контакте с семьей»

C:\Documents and Settings\Administrator\Desktop\56268511146dc5b032aa9d5af08fbfad0e7245e6_667.jpg             Подготовила и провела:

        воспитатель высшей

        квал. категориии

        Платонова О.Ф.

                                                     

Саранск, 2016 г.

   

У ребенка дошкольного возраста психика пластична, легко поддается изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение, например мастерить, не угасло, а переросло в навык, в привычку. Только творческий союз воспитателя и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, соде Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

Но зачастую не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между ними всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит.

Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения малышей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Воспитателю непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Воспитателю необходимо учитывать возраст родителей, их образовательный уровень, наличие или отсутствие специальных знаний, необходимых для воспитания детей; желание взаимодействия с ДОУ. Педагог должен владеть навыками организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы с родителями с целью повышения их родительской компетентности, оптимизации детско-родительских отношений, объединения интересов родителей и педагогов для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса.

Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Цель совместной деятельности – вовлечение родителей в педагогический   процесс.

Основой работы педагога с семьёй в ДОУ является взаимодействие:

 Диалог с родителями (обмен мнениями, опытом, переживаниями)

 Совместная деятельность (педагог + дети + родители)

Во время совместной деятельности формируются практические умения родителей:

 умение общаться;

 умение играть вместе с ребёнком.

Направления работы с семьёй:

 Совместная деятельность с родителями.

 Обучение родителей.

 Консультирование родителей

 Просвещение родителей

 Информирование

На основании этого педагог изучает каждую семью и выясняет её образовательные потребности.

 Принципы работы с семьёй:

Активность педагога.

 Дифференцированный подход к родителям.

 Системность работы.

 Продуктивность любой встречи с родителями.

Формы работы с родителями:

Общее родительское собрание.

Круглый стол.

Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др.

Консультации для родителей  могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».

Дискуссия.

«Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

        Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

 В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Информационно - аналитические        

 Выявление интересов, потребностей, запросов  родителей, уровня их педагогической грамотности        

 Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые        

 Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми        

 Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные        

 Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей        

 Семинары - практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно – информационные:

Информационно – ознакомительные, информационно - просветительские        

 Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании развитии детей        

 Информационные проспекты для родителей,  организация дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.

Планирование работы педагогов с семьей.

В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:

 — наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

 — плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка (неплановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;

 — просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;

— вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лейка, конструирование, участие в Игре-драматизации, спортивных играх);

 — привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

— проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

Планирование работы с семьей должно предусматривать:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического развития ребенка, с индивидуальным планом его оздоровления, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания;

 - формирование у родителей основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и в семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики);

 - обучение родителей разнообразным техникам общения с детьми.

В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей. Это традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы» и т.д. В календарном плане указывается тема встречи, форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.

В нашей группе проводится планомерная работу с родителями. Родители совместно с воспитателем участвуют  в воспитании, развитии и обучении детей. Педагог приобщает родителей к участию в жизни образовательного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Для решения поставленных задач составлен годовой план работы с родителями, в котором прописаны несколько направлений: деятельность по образовательной программе обучения ребёнка в детском саду; работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В начале учебного года в  группе проходит собрание, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей. Пропаганда педагогических знаний ведётся через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем образовательным областям  программы. Оформлен специальный «Уголок здоровья», где родители получают интересующую их информацию, а также «Уголок доверия» -  «Вы спрашиваете – мы ответим», где родители  могут получить ответы на любые интересующие их вопросы.

     Деятельность педагога осуществляется в тесном контакте с семьей. В  группе имеется тетрадь для информации по посещению детей на дому. Воспитатель регулярно оповещает родителей о том, чем занимались, какие навыки нужно закрепить дома. В течение года  воспитателем проводятся как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные (родительские гостиные, мастер классы, круглые столы).

     При составлении календарного планирования в начале каждого месяца указываются темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.  С успехом проходят «Дни открытых дверей». Родители посещают непосредственно-организованную деятельность, развлечения,  мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. В эти дни родители могут увидеть и оценить достижения своего ребёнка. В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: «Моя семья», «Саранск – вчера, сегодня, завтра», «Папа – лучший друг», «Мы ими гордимся» и др. Вместе с родителями проводятся музыкальные и спортивные мероприятия.

      Родители частые гости на открытых занятиях не только в дни открытых дверей, в любой режимный момент. Поэтому родители участвуют в различных конкурсах, оказывают помощь в оформлении группы, в изготовлении нестандартного физкультурного оборудования и т.д.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работать в тесном контакте с семьей»

У ребенка дошкольного возраста психика пластична, легко поддается изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинако...

консультация для родителей«Работать в тесном контакте с семьей"

У ребенка дошкольного возраста психика пластична, легко поддается изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад — та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинако...

Здоровье ребенка - тесный контакт работников ДОУ с родителями.

Здоровый образ жизни – это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку....

Воспитание детей будет успешным только при условии тесного контакта педагогов и семьи

Без сотружества с семьей невозможно сформировать нужные черты личности. Ведущая роль в формировании будущего гражданина принадлежит педагогу, тка как он по роду своей профессии хорошо знает методы вос...

Создание благоприятного климата в группе, установление тесного контакта между детьми, педагогами и родителями

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – мес...