Главные вкладки

    Детский сад или домашнее воспитание?
    статья ( группа) на тему

    Белая Лидия Евгеньевна

    Статья предлагат поразмышлять на тему преимуществ инедостатков домашнего обучении и посещения десткого сада ребёнком дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detskiy_sad_ili_domashnee_vospitanie.docx18.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детский сад или домашнее воспитание?

    Воспитатель ГБДОУ №120

    Белая Л.Е.

    В чем привлекательность домашнего воспитания и обучения и в чем преимущество детского сада?

    Есть масса аргументов и доводов о пользе домашнего воспитания и обучения. Останавливаться на всех не будем. Отметим очевидное преимущество. Ребенок, окруженный дружественно настроенными близкими людьми, получает больше возможностей развиваться согласно законам природы естественно и гармонично.

    Сама идея детского сада – не искусственно придуманная человеком модель. Эта модель подсмотрена в природе. Многие животные, например, пингвины также устраивают детские сады. Пингвины-воспитатели оберегают подопечных, помогают им, защищают их в случае необходимости,

    И в чем недостатки домашнего воспитания и обучения?

    Отметим самый очевидный недостаток. В условиях домашнего воспитания и обучения ребенок не получает практических навыков коммуникации. Ребенок оказывается в ситуациях искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития. Он не видит других детей, других образцов социального поведения, перед ним встают реальные задачи усложнения взаимодействия с миром и людьми. Это факторы способны создать в будущем массу поведенческих проблем.

    Домашние дети испытывают трудности в организации социальных контактов, но они также испытывают и потребность в них. Если в ситуации вне дома ребенок потерпит неудачу в контактах со сверстниками, это разовое огорчение будет переживаться им болезненно. Полученный отрицательный опыт затрудняет будущие попытки социальной адаптации. В стенах детского сада даже после отрицательного опыта следует новая попытка контакта, и, соответственно, увеличивается шанс интуитивного нахождения и обретения требуемой модели поведения и общения.

    Школьная жизнь домашнего ребенка может носить механистический характер. Он может усвоить общие стереотипы правильного поведения и, научаясь не мешать другим, существовать рядом со всеми. Формально правильно отвечать на вопросы учителя, знать имена учителей, одноклассников, но не обращаться к ним, не принимать участия в реальной жизни класса. Словом, без дополнительных педагогических усилий он не осваивает более сложные, более гибкие формы отношений с другими людьми, которые мог бы освоить в стенах детского сада.

    Такой ребенок в подростковом возрасте часто проходит период отчуждения со стороны своих более благополучных одноклассников. Они могут получать удовольствие, провоцируя его на неправильное поведение. Социальная наивность домашнего ребенка делает его удобным объектом для таких «развлечений». Только страстная тяга учиться, быть вместе с другими позволяет ему в это время продолжать ходить в школу.

    Ребенку жизненно необходимы социальные контакты с другими людьми, со сверстниками. И домашняя теплая атмосфера не заменит эту потребность. Можно найти компромиссы для тех, кто яростно отстаивает домашнее воспитание и образование. Можно организовать посещение детского сада на короткое время (время прогулок или игр). 2-3 часа в день могут дать ребенку возможность восполнить важный пробел в домашнем воспитании – возможность налаживать контакты с посторонними людьми.

    В чем сложность организации домашнего воспитания и обучения?

    Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто — нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

    Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям. Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны "своего" взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек. И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: "Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу", "Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру". Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше.

    Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

    В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей. Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему — не делать за него и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"

    Педагогический совет на тему безопасности детей на дороге, в быту, в доме. Полезно для старших воспитателей при проведении педагогического совета....

    Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

    Педсовет «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

    Цель данного педагогического совета -  систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил, создавать условия для взаимодейс...

    консультация для родителей на тему: "Организация и проведение детского праздника в домашних условиях"

    В публикуемом материале даны полезные советы о том, как организовать и провести в домашних условиях детский праздник....

    Организация детского экспериментирования в домашних условиях

    консультация для родителей: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...

    Организация детского экспериментирования в домашних условиях

    Данная статья поможет родителям организовать детское экспериментирование в домашних условиях....