Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Патриотизм - это любовь к родному городу, стране, преданность своему Отечеству. Любовь к Родине начинается с отношения к своим близким: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке и т.д. Вместе с родителями можно добиться положительных результатов по  теме воспитание нравственных качеств у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников

в рамках ФГОС

 Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

     Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

     Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

     Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма, дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

    За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей

  • Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
  • Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
  • Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;
  •  Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

  • Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
  • Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
  •  Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
  • Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

  • Воспитание любви к природе родного края;
  • Воспитание бережного отношения к родной природе;
  • Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию

  • создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • тематические занятия;
  • беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
  • взаимодействие с родителями;
  •  взаимодействие с социумом (экскурсии по району, городу, в музеи, театры, выставочный зал).

     Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.   Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.  У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Обратите внимание на последовательность системы  работы по нравственно- патриоти-ческому воспитанию в детском саду. Она  может быть представлена следующим образом:

СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;

РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД – СТРАНА;

СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

        Задача педагога и родителей  – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:  

  • природа и мир животных (дома, в детском саду, в родном краю);
  • труд людей,
  • традиции,
  • общественные события и т. д.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья Детский сад Родной город Родная страна, Наша Армия.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

     Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя.  Родители с детьми обсуждают, почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома. Использовать переводы имен не рекомендуется, так как часто детям он не нравится, и другие дети могут использовать его как дразнилку.

Обсудить страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.

Составление семейных альбомов, стенгазет о семье

 Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья»

     В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

     Продолжением этой работы является знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства, с другими городами России,

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду трудятся люди для всех  (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины), везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев, защитивших ее от врагов), повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие национальные  и профессиональные праздники.

     Быть гражданином и патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). В детском саду итоги работы по теме представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников.

Хотелось познакомить вас с занятиями, которые проводятся по ознакомлению с городом в группе:

«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная)

«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди)

 «Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, парки, фонтаны, скверы)

«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать, чем занимаются люди на работе)

«Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, героях, в честь которых названы улицы города)

«Памятники родного города» (рассказать,  кому установлены, за что)

«Машины нашего города» (дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)

Сбор иллюстраций  с видами города, фотоальбомов «Мой любимый город», «Как красиво в нашем городе», «Фонтаны города», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе», «Наши герои» и др.

Рисование и аппликация: «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на День Победы», «Наш любимый парк», «Фонтаны города»

Конструирование: «Главная улица города», «Мосты в городе»

Составление коллажей «Я люблю тебя, мой город».

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание стихов о родном городе.

Просмотр видео о праздновании Дня города.

Изготовление сувениров для ветеранов  Великой Отечественной войны

Возложение цветов,  к памятникам   погибших воинов.

Привлекаем родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию  материалов фотоиллюстраций,  изготовлению поделок.

Хочется привлечь вас к проведению  целевых экскурсий: в музей, в парк, в библиотеку, на стройку, в воинскую часть, к фонтану, к памятникам героям войны и др.

После чего нарисовать совместно с детьми рисунки « Я гуляю по Москве с мамой и папой», «Мой выходной день», «День семьи в городе», «Космос», «Первомай» и т.д.

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства»....

Консультация для родителей:" Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию: "Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма"

Програмное содержание: Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города....

Консультация для родителей «Ценности семейного воспитания» (в рамках работы над проектом «Портфолио дошкольника»)

Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви, сострадания в детской среде. Одной из причин этих явлений явл...

Семинар для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание в рамках ФГОС"

Выступление на семинаре "Нравственно-патриотическое воспитание в рамках ФГОС" 26.03.2020г. для воспитателей....