«Роль игры в формировании условий повышения качества образовательного процесса в группе»
консультация (подготовительная группа) по теме

«Роль игры в формировании  условий повышения качества  образовательного процесса  в группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_formirovanii_usloviy_povysheniya_kachestva.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игры в формировании

условий повышения качества

 образовательного процесса

в группе»

 «Игра – путь детей к познанию мира, в котором

                                                                      они живут и который призваны изменить».

                          А. М. Горький.        

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

В  дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность направлены, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования  на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Используя игру в образовательном процессе, воспитателям необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игры является то, что она проникает во все виды деятельности детей: труд и игра (например, такие игры как «Научим куклу стирать белье», «Угадай, что делаю», «Назови профессию», «Кто трудится в поле», «Кому что нужно» и другие), учебная деятельность и игра (это разные развивающие игры, игры познавательного характера), повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра (например, «День, ночь – сутки прочь», «Когда это бывает?» - на ориентировку во времени; «Салфеточки», «Ягодки в компоте» - на формирование навыков культурного поведения за столом; «Вежливая просьба», «Учимся вежливо слушать» - на формирование моделей культурного поведения» и другие).

Это связано с тем, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игры в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с помощью игры мы развиваем у детей психические процессы: внимание, память, мышление.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.   К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - предлагаю детям выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у меня. Или игра “Найди ошибку”, где воспитатель специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить. Многие игры для тренировки внимания не требуют специальной подготовки и проводить их можно где угодно, это: выкладывание по образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?»С подгруппой детей можно поиграть, например, в игру «Поставь пальчик» на развитие целенаправленного внимания.     Предлагаем ребенку выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который называем и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую называем. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Игры помогают и в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры типа “Магазин”, “Запомни узор”, “Нарисуй, как было” и другие.

Игра способствует и развитию мышления ребенка.  На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Например, мы используем такие игры, как «Наша любимая зима и любимое лето», «Найди похожее», «Летает, плавает, ползает», «Что лишнее?» «Чередование», используем игры «Танграм», «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и другие.

С помощью игры развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Конструкторы очень благотворно влияют на творческое развитие дошкольников, поскольку путем создания из нескольких элементов одной фигуры способствует развитию пространственного мышления.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, игры «Сочини сказку», «Сочини концовку сказки», игру «Представлялка» начинаем со слов: «Представьте себе, если бы …..,  что тогда бы было?»

В игре «Перевоплощение» дети воображают себя каким-либо предметом, представляют его мир. От лица предмета дети рассказывают, как он живет, что вокруг него, что чувствует. Детским фантазиям нет предела. Воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игры в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

Естественно, что использование игры разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе, облегчает переход с одной ступени образования (дошкольной) на другую, более высокую (начальное образование). С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у дошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игры тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада.   В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу, безболезненного перехода дошкольника в 1-ый класс школы.

Наш детский сад давно уже тесно сотрудничает со школой. Школьники наши желанные гости. Вместе проводим викторины: «Зимующие птицы», «День матери» с выставкой рисунков детей. Дети начальной школы ставят сценки и показывают их на утренниках или вечерах развлечений в детском саду. Школьники любят приходить к нам  в сад, чтобы вспомнить, как они здесь играли, и поиграть с нашими дошколятами. Мы рады таким встречам, ведь это сближает детей, вселяет в дошколят уверенность, что им тоже будут рады в школе.

В заключении, хочется сказать, что игра – это важный вид деятельности не только в дошкольном возрасте, но и в младшем школьном возрасте, поэтому нам, взрослым, необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая детство, мог получить знания, умения и навыки, которые помогут ему не только в обучении в школе, а которые он пронесёт через всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада

Роль игры в жизни детей первой младшей группы детского сада...

Консультация "Роль игры в речевом развитии детей" средней группы

  Основной  целью игр по развитию речи в детском саду является  помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, чем со школьниками, т.к. дошкольники  ...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Роль игры в развитии речи детей старшей группы

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

Роль игры в адаптационный период детей второй группы раннего возраста

В статье представлен опыт работы с детьми в адаптационный период....

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....