Обучение детей связной речи.
консультация (подготовительная группа) на тему

Соколова Любовь Николаевна

Советы родителям по обучению детей связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_svyaznoy_rechi.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Обучение детей связной речи.

       Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.  Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы.

        Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольника. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

         Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимное понимание людей. Развитие связной речи детей является одной из главных задач. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Разговорная речь наиболее простая форма устной речи. Она должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Ребенок в старшем возрасте должен переходить от отрывочных высказываний к более последовательным и развернутым. Для развития начальных форм речи хорошо организовывать совместное рассматривание картинок, рисунков, книг. Побудить к собеседованию на отдельную тему, небольшие рассказы взрослых, которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания. Больше возможности для развития детей представляют игры детей, их труд. Одним из методов формирования разговорной речи является беседа. В беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Темы бесед разнообразные. Можно включить беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее  и плохое в окружающем мире. В беседе необходимо четко выделять такие структурные компоненты как: начало, основная часть, окончание.

        В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи – пересказом и рассказом. По форме рассказы могут быть описательными или сюжетными. Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное ребенку для заимствования по содержанию и форме. Необходим образец рассказа взрослого, чтобы ребенок мог повторить его. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. При обучении связной речи, большое значение имеет пересказ произведения. Тексты нужно подбирать доступные по содержанию и объему. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера. Учить ребенка рассказывать по восприятию. Необходимо, чтобы ребенок отражал реальные стороны предмета, правильно определял его название. Необходимо учить детей описывать объекты, игрушки, натуральные предметы. Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и правила пользования. Для обучения детей связной речи большую роль играют рассказы по картинкам.  Для этого необходимо использовать предметные и сюжетные дидактические картинки. Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом.  Например, из детских журналов. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ.  При этом ребенку задаются соответствующие вопросы по картинке. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. Не менее важную роль по обучению связной речи играет рассказ по памяти. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно.

        Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Формирование коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ОНР при обучении детей связной речи.

В последнее время в логопедии резко вырос интерес к использованию народного творчества в коррекционно-развивающей работе с детьми. Связано это с тем, что для формирования языковой компетенции ре...

Мнемотаблицы как прием в обучении детей связной речи.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”, - К. Д. УшинскийВсе родители понимаю...

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

«Использование современных технологий в обучении детей связной речи»

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи

При обучении детей составлению рассказов-описаний используется приём мнемотехники...

Приемы мнемотехники при обучении детей связной речи

Материал повествует о приемах развития связной речи на примере использования мнемотехники....