Система методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
методическая разработка ( группа) на тему

Гончаренко Наталья Николаевна
Целью методических рекомендаций для родителей направлены на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Эти задания рассчитаны прежде всего на тех детей, у которых возникли наиболее серьезные проблемы в усвоении грамматики и которым недостаточно игр и упражнений, содержащих в еженедельных заданиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система методических рекомендаций для родителей по формированию

у дошкольников грамматического строя речи

 

Целью методических рекомендаций для родителей направлены на формирование у детей грамматического строя речи.

Задания содержат упражнения и игры, которые можно провести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Эти задания рассчитаны прежде всего на тех детей, у которых возникли наиболее серьезные проблемы в усвоении грамматики и которым недостаточно игр и упражнений, содержащих в еженедельных заданиях.

 

Методические рекомендации для родителей.

  • Большая часть упражнений проводится в игровой форме.
  • Для проведения некоторых игр желательно иметь мяч среднего размера. Для игр-соревнований потребуются фишки или фанты. Для некоторых упражнений нужны предметные картинки, лучше рисовать их вместе с ребенком прямо во время занятия. При проведении отдельных упражнений можно использовать игрушки: куклу, машинку, кубики.
  • Выделенные слова родители обязательно должны четко произносить в качестве примера.
  • Усвоенные грамматические формы желательно сразу же вводить в связную речь ребенка, исправляя грамматические ошибки в повседневном общении.

 

 

1

 

Учим ребенка образовывать уменьшительные имена существительные. Поиграйте в игру с мячом «Ласковые имена», научите ребенка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.

 

Валя – Валечка Люда – Людочка Витя – Витенька

Таня Вова Петя

Рая Вера Костя

Соня Дима Катя

Аня Ира Маша

Даня Лара Вася

 

 

2

 

Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительных существительных с помощью суффиксов. Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?» Сначала покажите, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом проведите соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.

 

Наташа - Наташенька – Натуля - Натуся – Наточка

 

Марина Арина Оля

Алена Лена Лиля

 

Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок

 

Алеша Женя Слава

Рома Паша Валера

 

 

3

 

Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительных существительных. Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».

 

голова — головка лоб — лобикрука - ручка

шея нос ресницы

спина рот

колено живот

грудь глаз

 

 

 

 

4

 

Продолжаем работу по обучению ребенка образованию уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы. Проведите игру с мячом «Большой — маленький». Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.

стол – столик диван – диванчик полка – полочка

дом шкаф рамка

нож стакан юбка

мяч карман шапка

рот

кот

подушка – подушечка носок – носочек дым – дымок

кружка песок дуб

ложка листок коготь

чашка платок локоть

 

 

5

 

Учим ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Проведите игру с мячом «Один и много». Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.

 

стакан – стаканы слива – сливы кольцо – кольца

огурец – огурцы кофта ведро

помидор шуба окно

стол шапка лицо

шкаф чашка яйцо

мяч ложка полотенце

 

 

 

6

 

Учим ребенка использовать имена существительные в родительном падеже. Проведите игру с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. — ...

У меня есть кубик.— …

У меня есть мяч.—...

У меня есть обруч. — ...

У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.

У меня есть кофта.- …

У меняесть подушка.- …

У меня есть коляска - …

У меня есть лента. — ...

У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. - …

У меня есть колесо.— …

У меня есть полотенце.—…

 

7

Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.

 

На моей рубашке нет пуговицы.

У Кати нет новой... (кукла).

У стола нет... (ножка).

У цветка нет... (лепесток).

В лодке нет... (рыбак).

В корзине нет... (яблоко).

В буфете нет... (блюдце).

 

8

 

Обучаем ребенка образованию формы дательного падежа имен существительных. Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает вам.

 

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна... (художник).

Гаечный ключ нужен... (шофер)

Иголка нужна... (швея)

Лопата нужна... (садовник)

Указка нужна... (учитель).

 

 

 

9

 

Продолжаем обучать ребенка образованию формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения. Можно провести игру с мячом « Кого угостим?» Ребенок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим... (кролик).

Косточкой угостим... (собака).

Молоком угостим... (кошка).

Пшеном угостим... (курица).

Овощами угостим…(свинья).

 

 

10

 

Упражняем ребенка в образовании формы творительного падежа имен существительных. Предлагаем ответить на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? (метла)

Чем медсестра делает укол? (шприц)

Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)

Чем повар режет морковь? (нож)

Чем садовник рыхлит землю? (грабли)

Чем маляр красит стены (кисть)

Чем столяр строгает доски?(рубанок)

 

 

11

 

Продолжаем работу по обучению ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже. Предлагаем

закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

 

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу… (рыба).

Лося угощу… (трава).

Белку угощу… (шишки).

Кабана угощу… (желуди).

Зайца угощу… (кора).

 

12

 

Учим ребенка считать до трех и согласовывать числительные с существительными. Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан…

Один стакан…

Один карман…

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка…

Одна ложка...

Одна кукла...

Одно ведро, два ведра, три ведра.

Одно кольцо...

Одно солнце...

Одно дерево...

 

13

Учим ребенка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки...

Две ложки...

Две шапки…

Два стола. — Пять столов.

Два носка…

Два дивана…

Два шкафа…

Два чайника..

Два яблока. – Пять яблок.

Два ведра…

Два окна…

Два дерева…

 

14

Обучаем ребенка порядковому счету, упражняем в образовании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?» Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком.

 

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

 

Первый мяч...

 

Первое ведро...

 

 

15

 

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

 

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

 

 

16

 

Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).

 

Дедушка сидит в кресле.

Книги лежат ... полке.

Дерево растет ... забора.

Щенок залез ... кровать.

Солнце поднялось ... морем.

Розы цветут ... высоким забором.

Листья облетают ... деревьев.

 

 

17

Предложите ребенку поиграть в игру «Есть — нет», бросаете ребенку мяч и говорите, что у вас есть; ребенок ловите мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.

У меня есть два кубика. — ...

У меня есть два карандаша. — …

У меня есть два шара. — ...

У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.

У меня есть две книги. — ...

У меня есть две машинки. — ...

У меня есть две рубашки. — ...

У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.

У меня есть два ведра. — ...

У меня есть два кольца. — ...

У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.

У меня есть пять кубиков. — ...

У меня есть пять карандашей. — ...

У меня есть пять шаров. — ...

У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.

У меня есть пять книг. — ...

У меня есть пять машинок. — ...

У меня есть пять рубашек.— ...

У меня есть пять яблок. —-А у меня нет пяти яблок.

У меня есть пять ведер.— ...

У меня есть пять колец.— ...

 

18

 

Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из числительных с существительными, поиграйте в игру «Я вижу».

 

Я вижу два дома и пять домов.

Я вижу две розы и пять роз.

Я вижу два дерева и пять деревьев.

 

Для игры используйте существительные стол, шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.

 

 

19

Предложите ребенку сосчитать предметы до десяти, правильно образуя словосочетания из числительных с существительными. Используйте предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.

 

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

 

Используйте следующие существительные: стакан, носок, цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.

 

 

20

 

Учим ребенка образовывать увеличительные существительные.

У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи.

У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничищи; не клыки, а клычищи.

У орла не клюв, а клювище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.

 

 

21

 

Учим ребенка образовывать имена существительные со значением единичности. Можно провести упражнение в форме игры с мячом:


снег — снежинка

чай — ...

горох —…

пух — ...

песок — ...

 

 

22

Учим ребенка использовать в активной речи имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными. Предлагаем подобрать как можно больше определений к каждому предмету:

помидор — красный, круглый, вкусный, сочный…
огурец...

мяч…

нож…

кубик...

морковь — оранжевая длинная, сочная, сладкая...

репа...

кукла…

шуба...

солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое...

ведро...

блюдце...

яблоко...

дерево...

лицо...

 


 

 

23

 

Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем подобрать по несколько существительных к прилагательным. Проводим игру «Про что можно сказать?»:

красный мяч, шар, кувшин...

теплый...

сочный...

круглый…

высокий…

длинный…

красная вишня, чашка, кофта...

теплая...

сочная...

круглая...

 

 

24

 

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прилагательными и обучению согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко».

 

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед, ...

Нож, как бритва, ...

Шоссе, как стрела, …

Снег, словно пух, …

Трава, как изумруд, …

 

 

25

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными. Предлагаем подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое — материал.

Дом красный кирпичный.Блузка — белая шелковая.

Шарф...Чашка...

Стол..Полка...

Нож...Машина...

Кувшин...Шуба...

Мяч...Дорога...

Ведро зеленое пластмассовое. Колготки желтые шерстяные.
Блюдце...Носки...

Кольцо...Тапки...

 

 

26

Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.

Шар - красный, зеленый, желтый. Чашка красная, зеленая, желтая.

Флажок….. Кофта…..

Кубик……. Юла……

Мяч……… Лопатка…

Шарф…… Лента……

Яблоко – красное, зеленое, желтое. Рукавицы – красные, зеленые, желтые.

Ведро….. Трусы…..

Кольцо…. Брюки….

Полотенце… Кубики…

Блюдце……. Шары…..

 

 

27

 

Обучаем ребенка образованию уменьшительных имен прилагательных по образцу:

 

белый – беленький легкий – легонький

старый мягкий

теплый высокий

добрый широкий

сладкий глубокий

узкий мелкий

 

 

28

 

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прилагательными. Учим образовывать относительные прилагательные.

 

Стакан из стекла – стеклянный. Кофта из шерсти – шерстяная.

Стол из дерева - ….. Дорожка изо льда - ….

Коробок из картона – картонный. Сапоги из резины – резиновые.

Сок из лимона -…. Бусы из рябины - …

29

Продолжаем работу над словарем ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

длинная (дорога)

широкая

маленькое

большая

короткий

низкое

узкая

высокий

круглое

желтая

овальное

 

 

30

Продолжаем работу по обогащению словаря ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

деревянные – ложки, кубики, столы, скамейки, двери…

кожаные…

пластмассовые….

металлические…

стеклянные…

шелковые…

шерстяные…

меховые…

 

31

Игра «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов – прилагательных с противоположным значением.

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Дерево высокое, а куст….

Суп горячий, а мороженое….

Река длинная, а ручей….

Книга толстая, а тетрадь….

Дорога широкая, а тропинка….

Орехи крупные, а семечки….

Папа молодой, а дедушка….

 

 

32

Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а ночь еще….

Вечер темный, а ночь еще …

Я сильный, а папа еще ….

Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще…

Африка большая, а Америка еще….

Река глубокая, а море еще….

33

Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных по образцу:

хвост лисы – лисий лай собаки – собачий лай

хвост нос лисы - … след собаки-…

глаза лисы - …. шкура собаки - …

усы лисы - … лапа собаки - …

лапа лисы - … глаза собаки - …

ухо лисы - … чутье собаки - …

пасть медведя – медвежья пасть рога коровы – коровьи рога

голова медведя - … хвост коровы - …

нос медведя - … уши коровы - …

хвост медведя- … вымя коровы - …

лапы медведя - … глаза коровы - …

тело медведя - …

 

№34

Упражняем ребенка в образовании относительных прилагательных:

сок из вишни – вишневый сок

варенье из сливы - …

повидло из айвы - …

компот из апельсина - …

котлеты из моркови – морковные котлеты

салат из свеклы - …

икра из баклажана - …

сок из огурца - …

 

35

Обогащаем речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Проводим упражнение «Закончи предложения».

Человек, который никогда не обманывает, - честный человек.

Человек, который часто лжет, - … человек. (лживый)

Человек, который стремится к достижению цели, - …человек. (целеустремленный)

Человек, который умеет настоять на своем, добиваться нужного результата, - … человек. (настойчивый)

Человек, который отличается упорством, - … человек. (упорный)

Человек, который любит трудиться, - … человек. (трудолюбивый)

Человек, который не любит трудиться, - … человек. (ленивый)

 

 

36

 

Упражняем ребенка в согласовании притяжательных местоимений с существительными. Предлагаем называть окружающие предметы, добавляя слова мой, моя, мои.

Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки…..

 

 

37

 

Обучаем ребенка изменению глаголов по числам. Предлагаем сказать по образцу:

Он сидит. – Они сидят.

Он лежит. – Они…

Он строит. – Они …

Она поет. – Они…

Она рисует. – Они…

Она играет. – Они…

38

Учим ребенка образовывать форму повелительного наклонения глаголов. Предлагаем сделать это по образцу. Можно провести упражнение в виде игры с мячом:

сидеть - сиди

ходить – ходи

бегать – бегай

спать – спи

петь – пой

пить – пей

бить – бей

лить – лей

рисовать – рисуй

читать – читай

танцевать – танцуй

 

39

Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошедшем времени. Предложите сказать по образцу:

Он пел. – Она пела. – Они пели.

Он сидел. – Она … - Они …

Он танцевал. – Она … - Они…

Он рисовал. – Она … - Они…

Он строил. – Она … - Они …

 

40

 

Обучаем ребенка образованию отглагольных существительных. Предложите закончить высказывания.

 

Моя мама учит детей, она учительница.

Мой брат строит дома, он….

Моя тетя продает продукты, она….

Мой папа водит троллейбус, он….

Моя сестра убирает класс, она….

 

 

 

41

Формируем у ребенка умение образовывать возвратные глаголы (глаголы с частицей -ся). Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

раздевать – раздеваться

умывать – умываться

причесывать – причесываться

мыть – мыться

застегивать – застегиваться

 

 

42

Упражняем ребенка в образовании формы будущего времени глаголов по данному образцу:

пою – буду петь

рисую – буду рисовать

читаю – буду читать

играю – буду читать

играю – буду играть

бегаю – буду бегать

ем – буду есть

43

Учим ребенка образовывать глаголы с разными приставками. Предложите ему построить гараж из кубиков и поставить в гараж машину, соорудить мост, дом и т.п. совершайте действия с машинкой, а ребенок пусть их комментирует, договаривая начатое вами предложение. Если ребенок затрудняется, дайте образец ответа и попросите повторить его.

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража….

Машина на мост….

Машина по мосту ….

Машина с моста….

Машина к дому….

Машина вокруг дома….

Машина через дорогу….

 

44

Закрепляем умение образовывать глаголы с различными приставками. Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением. Вы совершаете действия с птичкой или бабочкой и начинаете предложение; а ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.

Бабочка с цветка слетает.

Бабочка от цветка….

Бабочка вокруг цветка….

Бабочка через вазу с цветами….

Бабочка от вазы….

Бабочка к вазе….

Бабочка на цветок….

 

45

Упражняем ребенка в образовании глаголов с противоположным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:

надевать – снимать

наливать - …

завязывать - …

зашнуровывать - …

насыпать - …

складывать - ….

вносить - …

открывать - …

 

46

Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные. Предложите послушать высказывания и ответить на вопросы.

У папы есть сын. Чей это сын? (Папин)

У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?

У мамы есть шуба. Чья это шуба?

У тети есть туфли. Чьи это туфли?

У Сережи есть пальто. Чье это пальто?

У бабушки есть очки. Чьи это очки?

У дедушки есть кресло. Чье это кресло?

У дяди машина. Чья это машина?

 

47

Учим ребенка образовывать наречия т прилагательных. Предложите закончить высказывания.

Конь скачет (быстрый) быстро.

Черепаха ползет (медленно)….

Собака лает (громкий) ….

Звонок звенит (звонкий)….

Ветер дует (сильный)….

Самолет улетел (далекий)….

Воздушный змей поднялся (высокий)….

 

48

Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы:

Как зовут маму котенка? – Кошка.

Как зовут папу котенка? – Кот.

Как зовут сестер и братьев котенка? – Котята.

Как называть усы кошки? – Кошачьи.

Как называть большого кота? – Котище.

Как называется комок из снега? – Снежок.

Как называют фигуру из снега? – Снеговик.

Как называются хлопья снега? – Снежинки.

Как называются первые весенние цветы? – Подснежники

Как называют явление, когда выпадает много снега? – Снегопад.

Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? – Заснеженный.

49

Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов. Предложите подумать, как можно сказать по-другому:

бросать – кидать – швырять – метать

идти – плестись – тащиться – ползти

бежать – нестись – лететь – лететь – мчаться

тянуть – тащить – волочить

плакать – реветь – выть – рыдать

имя – прозвище – кличка – название

доктор – врач – лекарь

волшебник – колдун – чародей

буря – шторм – ураган – буран – шторм

холм – бугор – горка – курган – возвышенность

толстый – жирный – пухлый

трудный – тяжкий – тяжелый

главный – основной – первостепенный

маленький – малый – крошечный - крохотный – мелкий – небольшой

интересный – забавный – занятный

 

50

Обучаем ребенка образованию действительных причастий по образцу. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.

 

Луг, который покрыт цветами, - цветущий луг.

Девочка, которая смеется, - смеющаяся девочка.

Мальчик, который улыбается, - улыбающийся мальчик.

Девочка, которая плачет, - плачущая девочка.

Мальчик, который бежит, бегущий мальчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Методические рекомендации для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Зима»

В методических рекомендациях представлены серии заданий на закрепление и отработку речевого материала по изучаемой теме  "Зима"...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....

Картотека методических рекомендаций для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи

Картотекаметодических рекомендаций для родителейпо формированию у дошкольниковграмматического строя речи...

рекомендации для родителей по формированию у дошкольников грамматического строя речи

методические рекомендации для родителейпо формированию у дошкольниковграмматического строя речи...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...