Главные вкладки

    Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Антонова  Надежда Николаевна

    Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.
    Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать.
    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность), высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность), формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.
    Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения  и адаптации к новым условиям школьной жизни, т.е. готовности к началу школьного обучения?
    · Общее развитие:
    - ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;
    - имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;
    - активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;
    - может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.
    · Развитие памяти и внимания:
    - ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;
    - переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;
    - может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;
    - после нескольких повторений  запоминает стихотворение из восьми строк.

    У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.
    · Речевое развитие:
    - ребенок правильно произносит все звуки родного языка;
    - четко дифференцирует все звуки;
    - может выделять звук в начале, середине, конце слова;
    - может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;
    - использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;
    - умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;
    - способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.
    Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии  создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
    · Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:
    - ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
    - может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;
    - копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;
    - дорисовывает элементы согласно схеме (образцу);
    - находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;
    - не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.
    Эти функции считаются «школьно значимыми», т.к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.
    · Социально-личностное развитие:
    - ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;
    - может заниматься и учиться, а не только играть;
    - может планировать свою деятельность, не действует хаотично;
    - доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;
    - может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;
    - проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

    - хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;
    - способен управлять своим поведением.
    Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.
    · Развитие движений и пространственная ориентация:
    - ребенок  полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;
    - освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр.;
    - при сохранении равновесия движения координированы и ловки;
    - хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
    · Здоровье:
    - ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год);
    - не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;
    - спокоен, нераздражителен, усидчив;
    - в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т.п.)
    - в речи нет выраженных задержек в развитии.

    Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр.; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.
    Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать.
    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность), высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность), формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.

    Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения  и адаптации к новым условиям школьной жизни, т.е. готовности к началу школьного обучения?
    · Общее развитие:
    - ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;
    - имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;
    - активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;
    - может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.
    · Развитие памяти и внимания:
    - ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;
    - переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;
    - может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;
    - после нескольких повторений  запоминает стихотворение из восьми строк.

    У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.
    · Речевое развитие:
    - ребенок правильно произносит все звуки родного языка;
    - четко дифференцирует все звуки;
    - может выделять звук в начале, середине, конце слова;
    - может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;
    - использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;
    - умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;
    - способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.
    Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии  создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
    · Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:
    - ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
    - может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;
    - копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;
    - дорисовывает элементы согласно схеме (образцу);
    - находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;
    - не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.
    Эти функции считаются «школьно значимыми», т.к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.
    · Социально-личностное развитие:
    - ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;
    - может заниматься и учиться, а не только играть;
    - может планировать свою деятельность, не действует хаотично;
    - доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;
    - может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;
    - проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

    - хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;
    - способен управлять своим поведением.
    Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.
    · Развитие движений и пространственная ориентация:
    - ребенок  полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;
    - освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр.;
    - при сохранении равновесия движения координированы и ловки;
    - хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
    · Здоровье:
    - ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год);
    - не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;
    - спокоен, нераздражителен, усидчив;
    - в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т.п.)
    - в речи нет выраженных задержек в развитии.

    Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр.; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

    Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу  школьного обучения Для характеристики ребенка группы необходимо оценить выраженность каждого признака (не пропуская ни одного) по 4...

    Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

    На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований....

    Педагогическая характеристика готовности к началу школьного обучения

    Образец педагогической характеристики готовности ребенка к началу школьного обучения...

    Критерии готовности ребенка к началу школьного обучения

    В статье приведены основные критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни....

    Статья "Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения"

    Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?...