роль мелкой моторики в развитии ребенка
статья на тему

Скокова Светлана Леонидовна


Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их полноценного развития, в процессе задействована не только двигательная , но и нервная и зрительная системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_melkoy_motoriki_v_razvitii_rebenka.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность [1].

В процессе задействована не только двигательная, но и нервная, и зрительная системы, так что развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их скорейшего и полноценного развития. Именно в этом и состоит роль игрушки: научить ребенка управлять собственным телом. Как показывают исследования, около трети площади двигательной проекции нашего мозга отвечает за проекцию кистей рук, которая, в свою очередь, соседствует с речевой зоной. Таким образом, развивая моторику рук, мы подталкиваем развитие речи. Мелкая моторика включает комплекс самых разных движений, от примитивных захватов предметов до весьма сложных манипуляций, например письма. Именно поэтому игрушки, которые способны провоцировать развитие моторики у детей, непременно должны быть их верными спутниками чуть ли не с самого рождения.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Важную роль в дошкольном возрасте имеет развитие мелкой моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [2].

Тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.

Список используемой литературы.

  1. Развитие сенсорной сферы детей. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова – М.: Просвещение, 2009. – 160с.
  2. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов. н/Д.: «МарТ», 2002. – 304c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Консультация для родителей о важном значении развития мелкой моторики рук у ребенка....

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием ...

Семинар - практикум для родителей "Роль мелкой моторики в развитии ребенка"

           В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии то...

"Роль мелкой моторики в развитии ребенка"

Консультация для родителей...

Роль мелкой моторики в развитии ребенка. "Пальчиковые игры и упражнения"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания...

Статья РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...

"Роль мелкой моторики в развитии ребенка"

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­...