Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Зяблых Наталья Геннадьевна

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей.

  • «Отгадай загадку».

Цель: развитие воображения и действий построения графических изображений объектов действительности при достраивании модели, состоящей из одного сенсорного элемента.

Воспитатель предлагает ребенку какую-либо геометрическую фигуру, просит внимательно посмотреть на нее и сказать, что хотела, но не успела построить (отгадать загадку). Ребенок конструирует образ реального объекта. Затем изображение разбирается  и ребенок повторяет поиск вновь и вновь. («У тебя получился замечательный цветок, но я загадала другую фигурку. Отгадай, что ?»)

  • «Изобрази по-разному».

Цель: учить детей конструировать разнообразные варианты динамичных образов животных в трех прямоугольных проекциях, разных позах.

Воспитатель предлагает ребенку построить графические изображения какого-либо животного – например, медведя в разных позах, в движении (вид спереди, сбоку): медведь идет, стоит, сидит на пне, танцует и т.д.

  • «Поиграй со мной, дружок».

Цель: развитие воображения и действий построения вариантов графических изображений играющих животных (вид сбоку, голова вниз) при достраивании расчлененной модели, состоящей из овала и круга.

Воспитатель предлагает ребенку отгадать, какую фигурку играющего животного она загадала. Ребенок рассматривает модель и пытается представить образ (котенок играет с клубком, собака грызет кость, зайчик играет с бабочкой). Затем называет его и конструирует изображение.

  • «Зоомир».

Цель: развитие воображения и действий построения вариантов графических изображений диких и домашних животных, птиц, насекомых (вид сбоку, сзади, спереди) при достраивании расчлененной модели, состоящей из двух геометрических фигур (овалов разного размера, овала и круга).

Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть незавершенные графические модели, которые по-разному располагаются на фоновой поверхности – вертикально, горизонтально, наклонно, перевернуто, и сказать, каких животных, насекомых, птиц хотела, но не успела построить.

  • «Птицы».

Цель: развитие воображения и действий построения вариантов графических изображений птицы в пяти разных состояниях при достраивании расчлененной модели, состоящей из круга и овала.

Воспитатель по-разному располагает расчлененную модель на фоновой поверхности: вертикально, горизонтально, наклонно, перевернуто и предлагает ребенку также по-разному изобразить птицу: птица сидит на ветке и смотрит вверх, вниз, вниз налево, вниз направо; летит вниз, вверх и т.д.

  • «Отгадай настроение».

Цель: развитие воображения и действий построения вариантов графических изображений животных (вид спереди, сбоку) в разных эмоциональных состояниях.

Играют двое детей. Один ребенок изображает какое-либо животное в разных эмоциональных состояниях (например, испуганный зайчик и веселый), а другой пытается по характерной позе животного отгадать его настроение и объяснить, как с помощью деталей конструктора его товарищу удалось передать настроение персонажа.

  • «Зоопарк».

Цель: учить детей действиям построения динамичных, выразительных образов разных животных в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, сбоку, сзади), передавая характерные особенности каждого объекта.

Ребенку предлагается сконструировать изображение двух-трех животных. При этом нужно выделить характерные особенности каждого животного и места его обитания (лес, жаркие страны, северные районы); решить, кого будет изображать: взрослого или детеныша, в какой позе: стоит на задних лапах, свернулось в комочек, убегает и т.д.

  • «Подбери оттенки».

Цель: развивать у детей восприятие цвета, учить детей подбирать оттенки к основным цветам.

Ребенку предлагается геометрическая фигура какого-либо основного цвета. Нужно подобрать к ней фигуры таких цветов, которые являются оттенками этого основного цвета – собрать «дружную семью».

  • «Веселые человечки».

Цель: упражнять детей в построении вариативных, динамичных графических изображений людей, опираясь на схематический рисунок.

Ребенок по предложенным схематическим рисункам человека в разных позах конструирует образы людей в движении.

  • «Кто что делает».

Цель: упражнять детей в умении изменять и преобразовывать динамичные графические образы людей, передавая их позу (в трех прямоугольных проекциях).

Играют двое детей. Один ребенок конструирует изображение человека, выполняющего какую-либо деятельность (поливает цветы, играет в футбол, танцует и т.д.), а другой – отгадывает эту деятельность. Затем дети меняются ролями.

  • «Моя семья».

Цель: развитие воображения, конструктивных навыков детей.

Ребенок составляет свою семью из геометрических фигур, подбирая их по цвету и размеру.

  • «Волшебные фигуры».

Цель: развитие воображения детей, творческих, конструктивных способностей.

Ребенок составляет любые объекты действительности из набора фигур  только одной геометрической формы (например, только из треугольников любого цвета и размера).

  • «Придумай историю».

Цель: учить детей перед изображением сюжетной композиции делать предварительный схематический рисунок, придумывать какую-нибудь историю и воплощать свой замысел с помощью элементов конструктора. Развивать конструктивный замысел и речь ребенка.

Ребенок придумывает какую-нибудь историю, определяет, что он будет изображать, как будут располагаться объекты, какой они будут формы (использует опорную схему разработки конструктивного замысла), затем делает схематический рисунок и конструирует свою композицию по схеме. Когда изображение готово, ребенок рассказывает свою историю.

  • «Сказка-загадка».

Цель: учить строить детей сюжетную композицию по самостоятельно составленной пространственно-временной модели сказки (схематическому рисунку); развивать связную речь, конструктивные навыки детей.

Воспитатель предлагает ребенку вспомнить самую интересную и любимую сказку, но не называть ее; представить, какую композицию можно сконструировать по одному из эпизодов данной сказки – загадать загадку,  затем схематически нарисовать этот эпизод и построить его изображение. Остальные дети отгадывают сказку и данный эпизод.

  • «Составь узор».

Цель: учить детей составлять декоративный узор по готовой или самостоятельно составленной схеме.

Ребенок выбирает любую готовую схему декоративного узора и по ней выкладывает из элементов конструктора композицию на фоновой поверхности.

Или: воспитатель предлагает ребенку самостоятельно придумать узор из геометрических фигур и схему к игре, а затем воплотить свой замысел, построив композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Дидактическая игра в развитии сенсорных способностей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе...

«Дидактическая игра в развитии сенсорных способностей младшего дошкольного возраста» воспитатель Плотникова М.М.

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста...

Дидактические игры в развитии сенсорных способностей детей младшего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области...

Упражнения и игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития сенсорных способностей  у детей дошкольного возраста...