Определение памяти и её физиологический механизм
статья на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти всегда занимало умы учёных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_pamyati_i_eyo_fiziologicheskiy_mehanizm.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение памяти и её физиологический механизм.

        Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти всегда занимало умы учёных. С. Л. Рубинштейн как-то сказал: “Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом”.

        Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память?

Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.  Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта, интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Итак, память – очень сложный механизм, который состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим.

        Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.

 Объем -  способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.

        Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренерования памяти.

        Точность -  точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении

        Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

 Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

 Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.

        Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности;

 Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

        Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизводный процесс.

        Теперь подробнее рассмотрим  каждый процесс:

Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его.

        Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

        Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:

Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.

        Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже различаем, обновляется в сознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать.

        Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перезагрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

 Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

        Теория систематической деформации следов памяти - говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание).

Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

Список литературы

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989.

Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

Смирнов А.А. Избранные психологические труды (Проблемы психологии памяти).— М., 1987.

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Шаталов В.В. Память и возможности ее развития, Киев 1997.

Немов Р.С. Общая  психология.  М. Изд. центр ВЛАДОС 2005.

Развитие памяти. Можно ли тренировать память? - Рига, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи"

Консультация предназначена для родителей и педагогов. В ней отражены физиологические механизмы речи и этапы её развития в норме....

"Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи"

Речь играет важную роль в жизни человека:  служит главным средством общения с други­ми людьми; является основой человеческого мышления и при­обретения новых знаний.Основой речи как физиологическо...

Консультация для родителей "Физиологические механизмы для закаливания организма".

История развития человека всегда была связана с природными процессами, происходящими на Земле. Уже имеется достаточно доказательств, что Вселенная, Земля и Человек имеют единые качества, они схо...

Психолого-физиологические механизмы развития у дошкольника

В статье дается представление о развитии высших психических функций у ребенка в разные периоды жизни. Важность понимания родителями физиологического созревания и возникших в этот период психических но...

Анатомо-физиологические механизмы речи

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт  осуществляется  сложной  системой  органов,  в  которой  главная,  вед...

Консультация для родителей «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»

Консультация для родителей «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»...