"Читаем, обсуждаем, рассказываем вместе с ребенком"
консультация (подготовительная группа)

Калмакова Юлия Михайловна

Рекомендация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Читаем, обсуждаем, рассказываем вместе с ребенком»

Развитие речи, внимания, восприятия, памяти, мышления, основной запас сведений и знаний, понимание того, что происходит вокруг ребенка, а также формирование самооценки и понимание себя приходят к ребенку в процессе совместного чтения, в те моменты, когда взрослые читают ребенку и с ним обсуждают прочитанное, анализируют ситуацию, размышляют над поступками героев, отвечают на вопросы.

В первых детских книжках мало текста, но он готов по многу раз разглядывать картинки, слушать «про репку», «про колобка», задавать одни и те же вопросы.

Именно в этот момент важно не упустить внимание и интерес ребенка к совместному чтению, важно не отмахнуться от его вопросов, не проявить нетерпение, в двадцатый раз читая сказку, которую ребенок уже знает наизусть.

Но ведь бывает и так: «я тебе это уже сто раз читала», «ты это знаешь наизусть», «посмотри книжку сам» и т. п. Самому не так интересно, ведь внимание малыша нестойкое, он быстро отвлекается, а мама (или другой взрослый) своими словами, интонацией, жестами, взглядами способна создать позитивный эмоциональный настрой, который и поддерживает внимание.

Семейное чтение вслух, когда после ужина садятся в кружок дети и родители, кажется, безвозвратно ушло в прошлое. И причины вполне обоснованные: родители заняты, появились новые формы «подачи информации»: можно включить диск с любой сказкой, почти любой книжкой, причем в очень хорошем исполнении. Эти технические новинки, конечно, нужно использовать, но в этом случае процесс слушания, восприятия никак не направляется взрослым, и через пять минут ребенок отвлекается, потом опять «включается», особенно если вдруг всплывает непонятное слово или возникает какай-то вопрос, который остается без ответа.

Особенно сложно детям с недостаточно сформированным фонематическим восприятием, они слышат, как слышат, не понимая смысла. Так появляется в рассказах детей «Дерьмовочка» вместо «Дюймовочки» (никто не объяснил происхождение этого имени, «пачка» вместо «прачки» (это слово исчезло из современного языка, появляется странный зверь «ктоаченный» - «кот ученый» или удивительный напиток «метапиво» - от «Я там был, мед, пиво пил». Подобные несуразицы разрушают целостность восприятия, и не удивительно, что слушая одну и ту же сказку, ребенок не может ее пересказать, не понимает смысла. Восприятие информации на слух без зрительной «подпитки» (если это аудиокнига) малоэффективно. Другой вариант – когда к книге, совместному чтению добавляется аудиокассета.

И это интересно!

Исследования последних лет показывают, что взрослые очень мало читают детям-дошкольникам. Меньше 10% читает ежедневно, около 20% - несколько раз в неделю и примерно 30% - редко. Почти все родители перестают читать ребенку, как только он научился читать сам.

И это самая большая ошибка взрослых, так как процесс обучения чтению – очень сложен и длителен. С этого момента, когда ребенок научился складывать буквы в слова (а именно этот момент родители и принимают за точку отсчета – «научился читать», до чтения, при котором все внимание ребенка будет сосредоточено не на том, что он читает, а на самом «техническом процессе чтения, пройдет не меньше 1, 5 – 2 лет (у некоторых детей может быть и больше). В то же время именно в этот период в 5-7 лет особенно высока потребность восприятия текстов, разных по жанру, по форме и по содержанию. Это период повышенного интереса к событиям, поведению, взаимоотношениям героев, период, когда ребенок готов «брать пример». Его привлекают достаточно сложные по объему и содержанию книги, но сам он может читать что-то очень простое, но не очень интересное для восприятия. Это несоответствие между реальными возможностями ребенка (его способностью хорошо читать) и его интересами способно погасить только зародившуюся увлеченность чтением.

На этом этапе возрастного развития у ребенка очень высока потребность восприятия текстов, их обсуждения, анализа, пересказа. Именно в возрасте 5-7 лет активно формируется речь ребенка, увеличивается запас слов, активно растет словарь глаголов, прилагательных. Ребенок учится диалогической речи – осваивает способность задавать различные вопросы и отвечать на них. Именно в этом возрасте чтение ребенку вслух помогает создать основу для формирования монологической речи.

Предварительно прочитанный рассказ, сказка, стихотворение помогают ребенку составить рассказ по картинке, описать иллюстрацию, видеть и понимать логику происходящего, выделять главную мысль. Даже если ребенок уже умеет читать в 5-7 лет, то это, как правило, достаточно простые и по содержанию, и по форме литературного произведения, которые ребенку уже читали в более раннем возрасте. Они фактически служат основой для формирования технического навыка чтения и не соответствуют потребности ребенка в новой, более сложной информации, не обогащают речь. Кроме того, процесс чтения ребенку – это взаимодействие, в котором взрослый и ребенок с интересом, увлечением и без принуждения решает задачу развития, причем не только речевого, но и таких познавательных функций, как восприятия, внимания, памяти, мышления. Для примера возьмем две разные по сложности сказки: более простую «Гуси-лебеди» и более сложную «Конек-горбунок». Сначала рассмотрим, как можно использовать для этих целей, например, небольшую русскую сказку «Гуси-лебеди». Читаем сказку с показом картинок к ней. Сказку нужно читать не торопясь, интонационно подчеркивая содержание, выделяя голосом речь девочки, Бабы-Яги, печки, яблоньки и т п. Рассматривание картинок позволяет поддерживать внимание, но если ребенок отвлекается, то можно разделить чтение сказки на части (например, первая часть – до появления сестрицы у Бабы-Яги, а вторая часть – окончание сказки). Интерес ребенка, желание узнать, что будет дальше, подкрепляют, поддерживают внимание. Рассматривание картинок (иллюстраций к сказке, их подробное описание, рисование, составление иллюстраций способствуют формированию зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-моторных координаций.

Основная задача совместного чтения это развитие разных сторон речи ребенка, прежде всего, это расширение запаса слов, уточнение смысла слов и выражений (сказки в этом случае незаменимы, ребенку могут быть не совсем понятны и слова, с которыми он уже встречался, которые широко употребляются в ином контексте, поэтому по ходу чтения необходимо спрашивать, все ли понятно. Уточняя понимание, стоит задавать простые вопросы.

Формирование правильного произношения – еще одна задача речевого развития, которую можно эффективно решать в процессе совместного чтения. Если ребенок нечетко произносит какие-то звуки, можно попросить его повторять слова, содержащие эти звуки, можно называть слова, в которых есть определенные звуки. Если ребенок хорошо произносит все звуки, можно проговаривать по ходу чтения новые, незнакомые слова.

Расширение запаса глаголов позволяет ребенку свободнее излагать свои мысли, описывать разные действия. Игра «Кто что делает (делал, сделал) » помогает зафиксировать внимание на новых глаголах, закрепить их использование:

- Что сделала девочка? Посадила братца… заигралась… загулялась.

-Что сделали гуси-лебеди? – Налетели, подхватили… унесли на крыльях.

- Что потом сделала девочка? – Бросилась догонять… бежала, бежала.

- О чем просила девочку печка? – Съешь моего пирожка.

Подобные вопросы привлекают внимание ребенка к последовательности основных событий, что помогает при составлении связного рассказа по картинкам и при пересказе.

Дети старшего дошкольного возраста увлеченно играют «в слова» и с удовольствием образуют «новые слова» (ласкательные, уменьшительные). В этой сказке много таких слов, можно обратить на них внимание ребенка:

«доченька» (дочка) ; «братец» (брат) ; «киселек» (кисель) ; «молочко» (молоко) ; «ножка» (нога) ; «яблочки» (яблоки) ; «матушка» (мать – мама).

Обсуждение событий, действий, героев, их поведения способствует формированию диалогической речи. Сделать это можно в игре «я – вопрос, ты – ответ или наоборот». Важно научить ребенка не только развернуто отвечать на вопросы, но и самому задавать их.

Составление связного рассказа по картинкам – важный шаг формирования монологической речи. Это может быть:

- пересказ, близкий к тексту (так бывает чаще всего, так как у детей 5-7 лет очень хорошая механическая память, но лучше, если ребенок пересказывает своими словами, включая описание иллюстраций;

-рассказ о героях, их приключениях, событиях, формирование способности выделять главную идею текста («О чем мы читали? »). Ребенок не сразу научится выделять главную мысль текста, сначала он будет пытаться пересказать все события, но постепенно он научится отвечать на вопрос «О чем эта сказка? », причем дети могут по-разному выделять для себя главное: для одного это будет сказка о девочке, которая не послушала наказ родителей, для другого – о приключениях девочки, пока она искала своего братца, для третьих – о чем-то еще. Каждый из них будет прав, если сможет объяснить, почему он так думает.

Чтение по ролям не только создает позитивный эмоциональный настрой ребенка, но и является хорошим средством тренировки памяти (можно дать ребенку заучить сначала очень короткие и простые фразы, а потом более сложные, с новыми словами). Слова «от имени» печки, яблоньки, речки ребенок не откажется запомнить.

Собственные рисунки ребенка к сказке – способ развития его творческого и логического мышления.

И так, чтение сказки превращается в увлекательный процесс активного взаимодействия с ребенком, в ходе которого стимулируется его познавательное развитие. Сказки в стихотворной форме особенно привлекательны для детей – их завораживает ритм, музыка стиха, сочетание рифм. Чтение сказок А. С. Пушкина, П. Е. Ершова, К. И. Чуковского и др. могут на многие месяцы стать увлекательным чтением с очень значимым эффектом познавательного, личностного и социального развития ребенка.

Подобным образом можно читать и другие более сложные сказки, литературные произведения, прозу, поэзию.

Не стоит забывать, что дошкольники на примерах героев книг (и прежде всего сказочных героев) учатся понимать и различать, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому обсуждение поведения и поступков героев дает возможность без излишней назидательности объяснить плюсы и минусы поведения людей и их последствий. На примере первой части сказки П. Е. Ершова «Конек-горбунок» можно рассмотреть еще вариант познавательного развития детей. Сказка предоставляет необыкновенные возможности для расширения словарного запаса, освоения новых понятий, новых представлений, анализа хороших и плохих поступков. Очень многие слова сказки давно вышли из употребления, но это повод многое объяснить ребенку. Читая сказку, необходимо будет объяснять буквально каждое слово: старинушка (старик) ; детина (большой ребенок) ; так и сяк (по-всякому, разный) ; вовсе (сосем) ; град-столица (столичный город) ; недалече (недалеко, близко) ; сума (сумка, матерчатый мешок) ; аль (или) ; вскоре (быстро) ; отродяся (от рождения, очень давно) ; соглядать (подсмотреть) ; смекнули (надумали, решили) ; постеречь (подкараулить). При этом стоит спрашивать ребенка, все ли понятно, так как могут быть понятны слова, но не понятен ход событий. Дети, играя, с удовольствием используют новые слова в своей речи: «я вовсе не устала», «ты пойдешь гулять аль нет», «мы поедем в град-столицу». Такая игра закрепляет не только произношение, но и смысл незнакомых слов. Иллюстрация помогает отвечать на вопросы детей (не забывайте объяснять все новые, незнакомые слова и выражения). Произнесение слов с форсированным выделением определенных звуков и звукосочетаний по сказке «Конек-горбунок» таких как: сызнова, дозор, зубы, мороз, промерз, выделение звуков в начале, середине и конце слов – один из вариантов формирования правильного произношения и звуко-буквенного анализа. Расширение набора глаголов, обозначающих разные действия, один из вариантов развития речи, который позволяет ребенку сначала подробно описать картинки-иллюстрации, а затем – составить связный рассказ по последовательным картинкам. Не владея достаточным набором глаголов, ребенок не может выстроить цепь событий, действий героев, важно зафиксировать внимание ребенка на последовательность основных событий. И так, способность проследить и выстроить последовательность событий, сначала в небольших частях сказки, развивает логическое мышление, память, внимание к событиям и деталям происходящего. Разумеется, сказку (ее части) можно заучивать наизусть, разыгрывать (или читать) по ролям, рисовать к ней иллюстрации или лепить героев… (каждый родитель при желании найдет свои варианты, и чтение сказки из родительской обязанности может превратиться в полезную и увлекательную развивающую игру.

Десять советов родителям :

1. Сделайте чтение потребностью ребенка. Читайте детям ежедневно.

2. Читайте не торопясь, четко и правильно проговаривая все слова.

3. Выделяйте интонацией отдельные части.

4. Приучайте ребенка спрашивать о значении новых слов. Объясняйте все непонятные ребенку слова. Если ребенок не просит объяснить новое слово (а Вы считаете, что он его не знает, спросите ребенка о его значении.

5. Повторите то, что ребенок просит повторить.

6. После чтения задайте несколько вопросов к каждому эпизоду сказки (соответствующих прочитанному отрывку). Научите ребенка отвечать на вопросы развернуто (ответьте сами на поставленный вопрос) .

7. Повторите основные события прочитанного (перескажите сказку, рассказ и т. д.) .

8. Попросите ребенка пересказать услышанное произведение.

9. Попросите ребенка нарисовать самое интересное событие или героя сказки (альбом с рисунками к прочитанным сказкам будет своеобразным литературным дневником, который поможет впоследствии вспомнить само произведение) .

10. Продолжайте читать ребенку и тогда, когда он научился читать самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читаем и сочиняем вместе с ребенком

Словесные игры и упражнения...

Что читать и рассказывать детям о Святом Николае

Уже совсем скоро начнутся новогодние праздники. Безусловно, первым и, наверное, самым любимым детским праздником, к нам придет день Святого Николая. Праздник этот является христианским, его отмеч...

Как читать и рассказывать детям.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Искусство слова отражает действительность че...

Консультация: «Читаем и рассказываем детям о ПДД»

Уважаемые родители!!!Не все придают значение обучению своих детей знакам  и Правилам дорожного движения, ссылаясь на то, что ребёнок всегда находится под присмотром. А ведь порой собственный двор...

Консультация для родителей " Читаем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Читаем вместе с ребенком"...

Рекомендации для родителей «Читаем вместе с ребенком»

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается ...

Рекомендации для родителей «Читаем вместе с ребенком» Чтение стихотворения А. Л. Барто «Девочка чумазая».

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается ...