Главные вкладки

    Консультация «Развитие конструктивного мышления посредством развивающих игр»
    консультация (старшая группа) по теме

    Баракова Елена Андреевна

    Игра-это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Иными словами, игра- это то, чем и в чем наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей волшебным образом неразделимы, то мы, взрослые, должны это принять и сделать игру своей союзницей в деле обучения и развития своих детей.  

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Центр развития ребенка « Развитие конструктивного мышления посредством развивающих игр» Подготовила: Баракова Е.А. – воспитатель г. Гусев 2014 г.

    Слайд 2

    Что такое игра? Игра-это ведущая деятельность у детей в дошкольном возрасте. Иными словами, игра- это то, чем и в чем наши дети живут с рождения и, как минимум, до школы. А раз игра и жизнь у детей волшебным образом неразделимы, то мы, взрослые, должны это принять и сделать игру своей союзницей в деле обучения и развития своих детей.

    Слайд 3

    В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и совместной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды ДОУ. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал ,что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и др. считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно – речевую и познавательно - творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и детей группы.

    Слайд 4

    Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно - развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Слайд 5

    Что такое развивающие игры. Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

    Слайд 6

    Игра — многогранное понятие Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны. Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества .

    Слайд 7

    Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка, развитию его творческих способностей. Развивающие игры- это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т.е. обучения. Каждого ребёнка можно сделать творчески развитым; взрослым, человек этот будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности- всё это составляет творческие способности

    Слайд 8

    Важнейшее условие усвоения новых знаний - это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях - всё это недопустимо в работе с детьми. В играх необходимо действовать в зависимости от реальных условий, стараясь обеспечить активность всех детей, учитывать индивидуальный подход к каждому; усложнять задания для наиболее способных и помогать тем, кто испытывает затруднения. Надо учитывать, что дети не могут долго выполнять однообразную работу и поэтому в каждое занятие необходимо включать игры с выполнением движений, физ. минутки. Они обеспечивают не только физическую разрядку, но и создают условия для непроизвольного лучшего выполнения задания .

    Слайд 9

    Американский учёный Глен Доман даёт совет родителям и воспитателям: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но ученье-это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен», и вставал со стола знаний с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось ещё».

    Слайд 10

    Условия организации занятий с развивающими играми. Условиями, способствующими успешному развитию творческих способностей, являются : - раннее начало; - создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда); - свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом; - максимальное напряжение сил ("потолок" своих возможностей); - доброжелательная помощь взрослых.

    Слайд 11

    Что же такое развивающие игры, какие особенности они имеют: - каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает; - задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип: от простого к сложному; - задачи имеют широкий диапазон трудностей, поэтому могут длительное время вызывать интерес; - постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности; - нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу; - большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет ребёнку и взрослому составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка . В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребёнок может подняться до "потолка" своих возможностей.

    Слайд 12

    Правила развивающих игр. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре. Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки тоже. Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.

    Слайд 13

    Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. В игре формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные способности. В настоящее время разработано очень много современных и интересных игр. Они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Основной их целью является подготовка мышления ребенка к дальнейшей работе в школе. Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. "Конечным продуктом" такой деятельности является конструкция Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек и т.д., что само собой направляет на исследование .

    Слайд 14

    Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания. Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.

    Слайд 15

    Развитие конструктивного мышления, возможно, будет осуществляться эффективнее, если в процессе обучения дошкольников математике упор будет делаться на: 1. Дидактические игры с геометрическим материалом. Геометрический материал стимулирует процесс развития мышления и воображения, необходимые для решения любых познавательных задач. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. 2. Развивающие упражнения, развивающие пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формирующие умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывающие такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость. 3. Моделирование вещественное и графическое, пространственное и количественное, символическое замещение, позволяющее формировать приёмы умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и т.д.).



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Трудовое воспитание в семье»

         Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
        Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
         Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
        Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
     

       

       

     

          На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом – это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

         Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
        Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

         Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенок необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется обедать из грязной.
        Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.    

         Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности.

         Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
        Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

         Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
        Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    памятка для родителей "Развитие внимание, памяти, мышления посредством развивающих игр"

    Пямятка для родителей содержит информационный материал о развитии познавательной сферы дошкольника, упражнения для занятий с детьми в домашних условиях, дан список настольных игр....

    "Развитие логического мышления посредством развивающих игр"

    Опыт работы по развитию логического мышления детей среднего возраста с помощью развивающих игр...

    Значение логического мышления посредством развивающих игр и упражнений.

    Какую пользу приносят занимательные игры и упражнения на развитие логического мышления....

    Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"

    Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие у старших дошкольников логического мышления посредством развивающих игр"...

    «Развитие внимания, памяти, мышления посредством развивающих игр»

    Буклет «Развитие внимания, памяти, мышления посредством развивающих игр»....