игровые упражнения на развитие внимания
статья на тему

Мищенко Мария Валерьевна

развиваем внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

        Ряд упражнений, которые предлагались для развития памяти, служит одновременно и для развития внимания.

Можно предложить и другие игры на развитие внимания у детей.

  1. «Пальцы».

Переплести пальцы положенных на колени рук, сев удобно в кресло. Большие пальцы

(переплетены все остальные, а большие пальцы свободны) по команде «Начали» медленно вращаются один вокруг  другого с постоянной скоростью и в одном направлении. Надо следить, чтобы пальцы не касались друг друга.

        По команде «стоп» через 2-5 минут прекратить движение. Это упражнение хорошо успокаивает и позволяет проследить работу внимания «в чистом виде», благодаря бессмысленному вращению пальцев.

  1. «Муха».

Упражнение способствует развитию произвольного внимания, способности управлять им.

Надо заранее приготовить доску с 9-клеточным полем 3х3, присоску или кусочек

 пластилина, который выполняет роль «дрессированной мухи».

        Перемещение мухи с одной клеточки на другую происходит  посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. Возможны команды: «Вверх», « Вниз», «Вправо», «Влево».

        Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля.

        Команды подаются участниками по очереди.  Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допускать ее выхода за пределы игрового поля.

        После разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый участник представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» вышла за пределы поля. Он подает команду и, вернув «муху» в центр, начинает все с начала.

        Если детям сложно выполнять это упражнение на 9-клеточном поле, то можно начать с

 4-клеточного.

  1. «Слушаем тишину».

По команде ведущего дети слушают тишину в комнате, за окном, в коридоре. Это

 упражнение выполняется для развития умения переключать внимание.

Можно слушать и звуки: тиканье будильника, шум машин за окном, звук собственного

дыхания.

  1. «Найди различия».

Перед ребенком кладутся две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но

имеющие существенные различия. Играющие должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет больше различий.

  1. «Сосед, подними руку».

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают

 водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и  громко произносит: «Руки».  Тот  игрок, к  кому обращается ведущий, продолжает стоять (сидеть),  не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед с лева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то ошибся, он меняется ролями с водящим.

        Играют установленное ранее время. Выигрывает тот, кто не был водящим ни разу.

  1. «Черный,  белый не берите, «да» и «нет»  не говорите».

Игра начинается так: ведущий обходит играющих и каждому говорит: «вам прислали сто

 рублей. Что хотите, то купите. Черный и белый не берите.  «Да» и «нет» не говорите».

        После этого он ведет с участниками игры беседу, задавая разные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». Тот, кто сделает ошибку и сбился, сам становится водящим или получает «штраф», который после окончания игры должен отработать, спев песню или выполнив другое задание.

  1. «Колечко».

Играющие встают в шеренгу, держа руки вперед лодочкой. Выбирают ведущего. В руках у

него лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик или монетка).

Ведущий идет и каждому будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

«Я иду, иду. Иду,

Всем колечко вам  кладу,

Ручки крепко зажимайте,

Да следите не зевайте!».

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит» Колечко, колечко, выйди на крылечко».  Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны задержать его. Если «колечко смог выбежать, то он становится ведущим.

  1. «Дай ответ».

Игроки делятся на две группы, которые выстаиваются друг против друга. Ведущий становится между ними. Обращаясь по очереди к каждой группе, он задает разные  вопросы. По условиям игры игроки не должны отвечать. Кто ответит, тот платит фант. Выигрывает та группа, игроки, которой меньше ошибались. В конце игры фанты выкупаются.

  1. «Летит – не летит».

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц,

зверей, насекомых, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимает пальцы при названии нелетающего предмета, платит фант, который в конце игры надо выкупить.

        Перед началом игры ведущий разбирает с детьми, кто летит, а кто нет. Отдельно рассказывается о нелетающих птицах и насекомых, о летающих предметах, сделанных руками человека, о летающих сказочных существах.

  1. «Съедобное – несъедобное».

Игра проходит по сценарию, похожему на предыдущий.  Но дети  стоят шеренгой против

 ведущего с мячом. Ведущий называет несъедобные (съедобные) предметы и бросает кому-нибудь из игроков мяч. Если мяч пойман, то предмет «съеден». В зависимости от того, правильно или нет, поступил игрок, он либо остается на месте, либо заменяет ведущего.

  1. «Зеркало».

Двое играющих встают друг против друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности,

как зеркало, повторять движение другого.

  1. «Нос – ухо – нос».

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит:  «Указательным пальцем правой руки

дотроньтесь до носа и скажите при этом: «Нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос- нос – нос – ухо».  Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на лоб, и многие невольно делают  то же самое.

  1. «Карлики и великаны».

 Играющие становятся кругом вокруг ведущего. Если ведущий скажет «Великаны», то все

 должны стать на носки и поднять руки вверх, если «Карлики», - присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала ведущий проводит репетицию, при этом он может не делать движений. Потом, проводя игру, руководитель может время от времени показывать движения невпопад.  Кто ошибется, - отдает фант. В конце игры фанты выкупаются (можно заменить на штрафные очки. Тогда побеждает тот, у кого их меньше всего).

  1. «Запрещенное слово».

Играющие образуют круг. Руководитель заранее условливается с ними, какое движение

нельзя делать, например: «присесть», «хлопать в ладоши», «махать руками». Затем руководитель показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее. Неожиданно руководитель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен потом сплясать, спеть или прочесть стихотворение по собственному усмотрению.

        Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда руководитель кладет руки на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги, а когда он накланяется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши. До начала игры надо все движения хорошо отрепетировать.

  1. «Цап-царап».

Для игры нужно 6 мышек разных цветов, игральный кубик, грани которого окрашены в те

же цвета, что и мышки, пластмассовая чашечка.

        Мышек вырезают из полукруглой планки (можно обойтись и просто деревянными чурками).  К каждой мышке привязывают прочную длинную нитку (хвост).

        Играющие садятся вокруг стола. Мышек размещают в центре стола по кругу. Каждый игрок держит свою мышку за конец нитки. Водящий – кошка. Он получает кубик и чашечку.

        Водящий бросает кубик. Все следят за тем, какой стороной он упадет вверх. Если допустим, кубик упал красной стороной вверх, то игрок, у которого красная мышка, должен немедленно отдернуть ее. Водящий же старается накрыть ее чашечкой.

        И всякий раз, в зависимости от того, стороной какого цвета упадет кубик, водящий старается накрыть ту или иную мышку, а мышки ускользнуть.

  1. «Не ошибитесь, пожалуйста».

Ведущий говорит» Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я

назову «волшебное слово»: «Не ошибитесь, пожалуйста!»:

        Встаньте, пожалуйста.

        Поднимите руки.

        Будьте добры, похлопайте.

        Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Тихонько сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста.

Спасибо, ребята!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения на развитие внимания для дошкольников

эта бодборка игр и упражнений поможет в работе не только воспитателям, но и родителям....

Мастер-класс для воспитателей "Игры и игровые упражнения для развития памяти, внимания, усидчивости".

Материал по играм и игровым упражнениям для развития внимания, памяти и усидчивости для детей дошкольного подготови возрастательного возраста....

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....

Игровые упражнения на развитие внимания старших дошкольников

Предлагаем вашему вниманию занимательные вопросы и задания на развитие внимания дошкольников...

Игровые упражнения для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...