Гиперактивный ребёнок. Советы для родителей
консультация на тему

Пьянова Елена Евгеньевна

 Несколько советов по работе с гиперактивным ребёнком по материалам книг Г.В.Болотовского, Л.С Чутко. «Гиперактивный  ребёнок», Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизическое сопровождение обучения»; как помочь ребёнку с нарушением внимания, с повышенной рассеянностью,  агрессивностью по материалам книг  и статей  «Практическая психология образования» под ред.  Дубровиной,;. Бахрушиной В.С. «Развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога», Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Как помочь ребёнку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebyonok._sovety_dlya_roditeley.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Термин «гиперактивный ребёнок» в последнее время встречается очень часто. Как отличить егозу от ребёнка с дефицитом внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений??

   Гиперактивный ребенок  характеризуется рядом качеств:

импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный.

   Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное — желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах:

- неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода;

- неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности;

- дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах — гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков — все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

                                                                       

 http://kids365.ru/giperaktivnyj-rebenok/

ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

(ПО    КРИТЕРИЯМ   АМЕРИКАНСКОЙ  ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ.)

ИЗМЕРЕНИЕ: Нарушение внимания.

ПРИЗНАКИ:

1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из - за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении задания или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не способен доводить выполняемую работу до конца.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, игрушки.)

9. Забывчив.

ИЗМЕРЕНИЕ: Гиперактивность / импульсивность.

ПРИЗНАКИ:

1. Ребёнок суетлив.

2. Не способен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутиться, ёрзает на месте.)

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем - либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведёт себя как перпетуум  мобиле.

6. Болтлив.

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) к окружающим.

Ребёнку можно поставить диагноз СНВГ, если:

- у него присутствует хотя бы шесть из девяти признаков в каждом измерении;

- эти признаки сохраняются как минимум в течение полугода;

- проявляются они, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (в детском  коллективе, дома, в труде, в играх.)

- эти признаки проявляются не на фоне общих аномалий развития, шизофрении, психопатии или других нервно - психических расстройств (здесь уже будет другой диагноз, и вполне вероятно, что при нём будут присутствовать какие - нибудь из названных признаков.)

- поведение ребёнка выходит за рамки обычных шалостей и резвости, вызывает значительный дискомфорт и дезадаптацию.

ВЫЯВЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ.

Анкета для родителей

1. Беспокоен, извивается как уж.

2. Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

3. Настаивает на том, чтобы его требования выполнялись немедленно.

4. Задевает, беспокоит других детей.

5. Возбудимый, импульсивный.

6. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

7. Не заканчивает работу, которую начинает.

8. Поведение ребёнка требует повышенного внимания педагога.

9. Не старателен в учёбе.

10.Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив.)

 ОЦЕНКА:

0 - отсутствие признака.

1 - присутствие в незначительной степени.

2 - присутствие в умеренной степени.

3 - присутствие в выраженной степени

Более 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков  - говорит о наличии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью.

СИСТЕМА «СКОРОЙ ПОМОЩИ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ

РЕБЁНКОМ.

- Отвлечь от капризов.

- Поддерживать дома чёткий распорядок дня.

- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

- Задать неожиданный вопрос.

- Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действия ребёнка.)

- Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме.

- Не приказывать, а просить (но не заискивать.)

- Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас.)

- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном.)

- Сфотографировать ребёнка или  подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья.)

- Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принёс извинения.

- Не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит.)

ИЗБЕГАТЬ ДВУХ КРАЙНОСТЕЙ:

- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

- с другой стороны, постановки завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить, в сочетании  с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.

Частое изменение указаний и колебания настроения взрослых оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

                           Литература: Г.В.Болотовский, Л.С Чутко. «Гиперактивный

                                 ребёнок» Санкт-Петербург 2004 год.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

 «Найди отличия».

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Ход:   ребёнок рисует несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в  рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

«Ласковые лапки».

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Ход: взрослый подбирает 6 - 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается  оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить  «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо закрыть глаза и угадать, какой «зверёк» прикасается к руке - отгадать предмет.

Вариант игры - «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.

«Броуновское движение».

Цель: развивать умение распределять внимание.

Ход: все дети встают в круг. Ведущие вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщается правило игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Передай мяч».

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Ход: Сидя на стульчиках или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.
Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре несколько мячей.

«Запрещённое движение»

Цель: игра с чёткими правилами  организует, дисциплинирует детей, сплачивает, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Ход: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом  каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети услышат её, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте.)

                                     Литература: Г.В.Болотовский, Л.С.Чутко. «Гиперактивный

                                                          ребёнок» СПБ.2004 год.

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  ГИПЕРАКТИВНЫХ  ДЕТЕЙ.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

- проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

- помните, что поступки ребёнка не всегда являются умышленными;

- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

- не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;

- реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного (если это не опасно) и т.д.);

- повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;

- выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребёнку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьёй;

- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех членов семьи;

- чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телепередач;

- по возможности избегайте большого скопления людей;

- помните, что переутомление  приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему.

- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;

-чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности  к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям;

- составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его  на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;

- воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

- постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

- объясните гиперактивному ребёнку его проблемы и научите  с ними справляться.

  Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы.

  Помните, что для ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности  наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач, встречи с друзьями;

- приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);

- смена дружеского тона на строгое официальное общение;

- внеочередное дежурство по кухне и т.д.

    Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребёнка родителями.

    Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже лет. Причём признаки гиперактивности  исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

  Поэтому надеяться на то, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

   Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Поэтому проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Постоянные наказания, замечания, окрики, нотации не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его.

Литература: Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и

                                                психофизическое сопровождение обучения»

                                                 Москва. 2003 год. ТЦ «Сфера».

                   Внимание - одно из основных условий эффективности   учебно-воспитательного процесса.

Недостаточный уровень развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспеваемости, задержке психического развития.

 Виды невнимательности: ослабленность внимания; отвлекаемость; рассеянность.

Ослабленность   внимания.

Основная причина - ослабленность или нарушение деятельности коры головного мозга.

Ослабленность внимания может быть временной или органической, то есть постоянным свойством.

 Временная ослабленность может возникнуть в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после хронической болезни, хронического переутомления. Главное в этом случае - устранить причину болезни, переутомления, недосыпания. С этой целью можно рекомендовать прогулки, тихие спокойные игры на свежем воздухе.

Ошибки, которые  допускают родители:

Первая ошибка, когда взрослые решили, что ребёнок выздоровел, и спрашивают с него в полной мере. Это неверно. Ребёнок ещё долгое время может оставаться недостаточно сосредоточенным. Важно установить: он может или не хочет быть внимательным.

Вторая ошибка: наоборот, родители оберегают давно выздоровевшего ребёнка, не позволяют ему заниматься в полную силу.

Отвлекаемость.

Проявляется в том, что ребёнок не может глубоко сосредоточить своё внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает. Порой ребёнок сосредоточен довольно долго, но малейшая помеха - и он отвлёкся.

 Важно ограничить чрезмерную подвижность ребёнка во время работы, организовать его деятельность так, чтобы она требовала от него глубокого внимания.

   На внимание действуют как внешние, так и внутренние раздражители.

  Внешние раздражители (звуковые, световые.)

- Прерывистые: проявляются неожиданно, время от времени, с различной частотой. Например, громкие звуки, мигающий свет, запах, громкий разговор.

- Непрерывно действующие раздражители - обычно отвлекают внимание только в начале действия, а затем становятся привычными и не мешают.

    В домашних условиях родителям не следует соблюдать абсолютную тишину. Надо приучать работать внимательно под действием раздражителей.

    Внутренние раздражители (настроения, чувства, мысли.)

Внутренняя отвлекаемость - явление явно отрицательное, она ведёт к нарушению внимания. Возникает под влиянием очень сильных эмоций, посторонних мыслей. Ей способствует отсутствие интереса к делу.

  Вывод: исключить из жизни ребёнка всё то, что угнетает или чрезмерно возбуждает настроение, вызывает чувство обиды, страха, гнева, оскорбляет достоинство.

Рассеянность.

Может быть мнимой и истинной.

Мнимая  рассеянность заключается в том, что человек настолько глубоко сосредоточен, погружён в свои дела, что не замечает всего остального. Это так называемая  рассеянность учёного. В случае подобной рассеянности наблюдается плохая переключаемость, недостаточное распределение внимания. Но при этом существует большой плюс: очень глубокая концентрация внимания, то есть высокая сосредоточенность на определённом виде деятельности. Такая рассеянность бывает у учащихся старших классов.

Истинная рассеянность - вид невнимательности, которая определяется недостатком сосредоточенности (концентрацией) и устойчивости внимания, проявляется в лёгкой и частой отвлекаемости. У таких детей внимание носит поверхностный характер. Рассеянный ребёнок не может долго и глубоко сосредоточиться на занятии, дома не может вникнуть в суть материала.

Этот вид рассеянности  нередко является одной из причин снижения работоспособности и неорганизованности поведения.

  Рассеянность формируется жизненным опытом человека в результате его неправильного воспитания.

Причины рассеянности:

- Устойчивое личностное образование в результате неправильного  воспитания. Борьба с такой  рассеянностью должна вестись путём воспитания волевых черт характера.

- Временная рассеянность возникает как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления.

- Рассеянность родных и близких.

Благоприятные условия борьбы с рассеянностью:

- Любой труд, требующий сосредоточения. Постараться выделить те дела, где требования быть внимательным проявляются наиболее отчётливо.

- Контроль за результатом, совместная оценка этих результатов. Это поможет ребёнку наглядно показать, что его успех или неудача вызваны именно тем, насколько он внимателен.

                   Литература:  «Практическая психология образования» под ред.

                                               Дубровиной, Москва, 1997год.

                                               Бахрушина В.С. «Развитие и коррекция внимания в

                                               практике школьного психолога». Киров, 1994 год.

Агрессия

    Слово  «агрессия» произошло от латинского «aggression», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре можно найти такое определение данному термину: «Агрессия - это мотивированное деструктированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам  нападения, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).

Причины  агрессии:

   Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать  проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играет воспитание в семье, причём, с первых дней жизни ребёнка. Доказано, что когда ребёнка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность жестокость, агрессивность, эгоизм.

И наоборот, где в общении с ребёнком присутствует мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества у детей не вырабатываются.

    На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще всего выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия - либо снисходительность, либо строгость. Так что агрессивные дети одинаково встречаются и у слишком «мягких» родителей, и у чрезмерно строгих.

    Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют  агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в ребёнке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

   Если родители не обращают внимание на агрессивные вспышки своего ребёнка, и такое поведение остаётся каждый раз «незамеченным», то ребёнок начинает понимать , что он ведёт себя дозволенным образом, и его единичные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

   И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удаётся научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Агрессивный ребёнок «нападает» на остальных детей, обзывает их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» для всего детского коллектива и источником огорчения педагогов и, конечно же, родителей.

Агрессивный ребёнок  очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребёнка чувство, что его не любят. Ребёнок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать, не знает.

Агрессивные дети часто  не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют окружающим страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Агрессивный ребёнок  имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это умение чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, что другим может быть плохо.

Признаки агрессивности:

- ребёнок часто теряет контроль над собой.

- ребёнок спорит, ругается со взрослыми.

- ребёнок часто отказывается выполнять правила и просьбы.

- ребёнок винит других в своих ошибках и поведении.

- ребёнок чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

- ребёнок часто сердится и отказывается сделать что-либо.

- ребёнок часто завистлив, мстителен.

   Для того чтобы предположить, что ребёнок является агрессивным, необходимо, чтобы в течение не менее 6 месяцев он проявлял хотя бы 4 из 8 признаков.

Помощь агрессивному ребёнку.

   Задача педагогов и родителей - научить агрессивных детей оценивать свою агрессивность, брать ответственность на себя (а не обвинять в неудачах окружающих), а также показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций, дать возможность посмотреть на себя глазами других детей.

 - Агрессивный ребёнок зачастую не знает других способов выражения своих отрицательных эмоций, кроме гнева. Для того чтобы он не стал своеобразной «копилкой гнева», необходимо научить его выражать свой гнев сразу, то есть

прямо спросить, чего хочет ребёнок.

 -  Также следует учить ребёнка говорить о том, что ему нравится или не нравится.

 - Параллельно с этой работой необходимо учить ребёнка управлять своим гневом и сдерживать его в тех ситуациях, когда это крайне необходимо. А если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло: включить ребёнка в подвижную деятельность.

- Проявление физической агрессии можно предотвратить окриком, отвлечь ребёнка каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

-  Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребёнку, что такое поведение абсолютно не приемлемо.  Проявивший агрессивную выходку ребёнок подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребёнку, что сам он только проигрывает от таких поступков.

- Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные, с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

                     Литература: 1) Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Как помочь

                                                 ребёнку». СПБ, 1999г. 2). «Практическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям "Гиперактивный ребёнок" (советы психолога)

Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) у детей  выделяют как самостоятельное заболевание. Но чаще всего гиперактивность сопровождается синдром нарушения (или де...

Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития....

Гиперактивный ребёнок. Правила для родителей.

v  Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.v  Диагноз может поставить толь...

Гиперактивный ребёнок.Советы родителям.

Как помочь малышу научив его управлять своей активностью и своими эмоциями?Советы для Вас дорогие родители!....

Гиперактивный ребёнок: рекомендации для родителей и педагогов

Признаки, причины СДВГ. Приемы коррекционной работы....

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок: признаки, ошибки родителей и правила воспитания"

В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, ...

Гиперактивный ребёнок. Советы родителям

Гиперактивный ребёнок. Советы родителям...