Адаптация ребенка в ДОУ
консультация (младшая группа) на тему

Дякина Людмила Николаевна

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.odt 8.8 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Консультации для родителей

Адаптация

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно

приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются

правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка

постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к

характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка

взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления,

укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка

временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно

приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них

также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности

слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка

очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают

привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается

уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок

адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском

учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не

всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается

рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям

относят:

· нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

· нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

· меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

· повышение температуры тела

· изменения характера стула

· нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь

затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни

пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же

возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое

предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой

детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько

заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с

матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать

только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к

которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В

зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним.Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную

адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является

пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику

развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в

которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период

более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке,

около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести

приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о

садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в

своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то

принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее

определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное

напряжение от первых контактов.

6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной

обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос

воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта

между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.

7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в

детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском

учреждении.

НЕОБХОДИМО:

· до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего

ребёнка (анкета).

· в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и

приучать ребёнка к новому укладу жизни.

· приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в

самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения

ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой

адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к

детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть

более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом

дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может

протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после

выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Неследует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых

осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я

думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей,

Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и

индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до

поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников

– за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой

ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше).

Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

Источник: интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...