Консультация для родителей по обучению грамоте
консультация на тему

Гребенникова Жанна Сергеевна

Памятка для родителей. Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте

  1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах.
  2. Называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда нужно познакомить дошкольника с правильными названиями букв русского алфавита: [а], [бэ], [вэ], [гэ], [дэ], [е], [ё], [жэ], [зэ], [и], [и краткое], [ка], [эль], [эм], [эн], [о], [пэ], [эр], [эс], [тэ], [у], [эф], [ха], [цэ], [чэ], [ша], [ща], [твердый знак], [ы], [мягкий знак], [э], [ю], [я].
  3. И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК  и БУКВА, когда учите ребенка читать.
  4. Грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.
  5. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

  1. Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.  

* Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

         * Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце   слова.

Схема:

          * Учим условные обозначения звуков:      Р  У  К  И

                                                                                                           - схема слова

                                                                                                            - слоги

        - гласный                        

        - согласный твёрдый                                  - согласный твёрдый

          звонкий                                                      глухой

        - согласный мягкий                                      - согласный мягкий

          звонкий                                                       глухой

  1. Не предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными звуками (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях, сказав, что это они узнают в школе.

  1. Помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не стоит предлагать детям определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове.

* и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.

*Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

  1. Обучение слоговому анализу и синтезу слов. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить           ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить сколько в слове гласных звуков. СКОЛЬКО  В  СЛОВЕ  ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО  И  СЛОГОВ.

  1. С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке, объяснить, как он понимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Презентация к консультации для родителей по обучению грамоте

Помочь родителям воспитанников овладеть знаниями об обучении грамоте, для закреплений знаний детей полученных в детском саду....

Консультации для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

В консультациях даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада....

Консультация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Обучение грамоте   - это важный этап в жизни ребенка.Систематизация знаний родителей по подготовке детей к обучению грамоте.Укрепление взаимодействия педагогов детского сада с семьей. Соверш...

Консультация для родителей по обучению грамоте в старшей группе

Консультация для родителей по обучению грамоте в старшей группеОбучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, ...

Консультация для родителей по обучению грамоте в старшей группе

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения ...

Консультация для родителей по обучению грамоте дошкольников

Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте?Это зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных особенностей. У дошкольника, начинающего заниматься основами гр...