Рекомендации для родителей "Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Васина  Светлана  Вячеславовна

Эффективный  прием  привлечения  внимания  ребенка - действия  взрослого  с  игрушками  без  предварительного  объяснения  и  приглашения  ребенка  к  участию  в  игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации  для  родителей.

Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.

Игровая деятельность является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре ребенок становится деятельным, радуется, смеется. Общаясь с родителями, дети учатся играть вместе, уступать, помогать, делится игрушками. В игровой деятельности воспитывается выдержка. Игровая деятельность – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.

Эффективным приемом привлечения внимания ребенка являются действия самого взрослого с игрушками, без предварительного объяснения и приглашения ребенка к участию в игре.

Разговаривая с ребенком нужно максимально сближать слова и обозначаемые ими действия с предметами, т. е. устанавливать непосредственную связь первой и второй сигнальной системы. До 1 года одни и те же игрушки нужно называть заранее определенными одинаковыми словами. Например, игрушечную кошку называть «кисой». Начиная с 1 года 6 месяцев, для уточнения и различения однородных игрушек следует словами подчеркивать различие и сходство (зайчик большой и зайчик маленький и т. п.)

Наиболее действенной является речь взрослого, обращенная к малышу. Индивидуальное обращение способствует концентрации внимания детей, и, кроме того, содержание речи легче приспособить к уровню развития каждого конкретного ребенка.

При знакомстве детей с игрушкой важно, чтобы взрослый обязательно «представил» ей каждого ребенка. («Киса – это Машенька. Я люблю Машеньку. Скажи, киса, Машенька, «Здравствуй, Машенька!», а Машенька тоже скажет: «Здравствуй, киса!»)

Взрослый активно поддерживает любые действия малыша относительно игрушки, что является одним из основных стимулов в овладении ребенком предметной деятельностью и в формировании у него познавательной активности. Например, если ребенок захочет взять игрушку в руки, погладить ее, сжать, произвести какие - то манипулятивные действия, не следует ограничивать его в этом.

Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми он познакомился, и желания продолжать заниматься и играть с ними, является умение взрослого «обустроить их жизнь». Для игрушек, изображающих домашних животных, можно выделить специальные места с подстилками, лежаками и т. п. Для диких животных лучше создать «уголок леса». С этой целью можно использовать маленькие искусственные елочки, плоскостные деревья и др. Можно поселить игрушки в домике -теремке, который взрослый собирает из строительного материала в присутствии детей или построить для каждого из игрушечных животных по домику. Важно, чтобы за игрушками закреплялись определенные места, и дети легко находили их по памяти.

Развитие игровой деятельности детей раннего возраста длится недолго – от 3 до 5 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следующие задачи:

- вызвать интерес к игровой деятельности;

- сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;

-способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;

- побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;

- подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой и т. п.)

Решить эти задачи несложно, если взрослые серьезно отнесутся к руководству игровой деятельностью с учетом специфики возраста ребенка.

Действия с игрушками на первом - втором году жизни являются лишь подражанием тому, что ребенку много раз показывал взрослый, а после полутора лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления об игровых действиях. Дети «кормят» не только то животное, которое «кормил» взрослый – они совершают это игровое действие по отношению ко всем игрушкам. При этом малыш в своей игровой активности может «покормить» стул, книжку и т. п.

Во втором полугодии 2 года жизни развитие игры идет в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать. При этом малыш уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает.

Условия, которые способствуют развитию игры у детей раннего возраста:

-- Прежде чем взрослый начнет игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально - положительный контакт.

-- Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым.

-- Наблюдая за игрой ребенка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет.

-- Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивные действия малыша (если ребенок просто катает машинку, то можно попросить его покатать игрушку).

-- В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом. Хотя воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте малыши способны понять, как можно угостить куклу «понарошку», поднося к ее рту лишь пустую щепотку.

-- Игровые действия взрослого могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т. п.

-- Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты. Во время приема пищи взрослый может посадить на стульчик рядом с детьми собачку, сову или другую игрушку и она будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т. п. можно также организовать участие игрушек в этом процессе.

Ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественно – эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Дидактическая игра:

В младшем возрасте при проведении дидактических игр родителю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по - прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

Применение родителем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровые действие.

Подвижная игра:

При организации подвижных игр необходимо учитывать:

- общий уровень физического и умственного развития ребенка;

- уровень развития двигательных умений;

- состояние здоровья ребенка;

- время года;

- особенности режима дня;

- место проведения игры и интересы ребенка.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности ребенка накопления им двигательного опыта.

Театрализованная игра:

Немаловажным является то, как взрослый готовится к предстоящей постановке: выбирает художественный материал, оборудование, продумывает драматургию спектакля, репетирует, пробуя разные средства выразительности для решения поставленных задач. Сюжет постановки будет интересен детям, если воспитатель использует в нем яркие куклы, подбирает музыку, соответствующую характеру сценической ситуации, эффективно пользуется средствами художественной выразительности.

Родитель, должен использовать стремление ребенка к самостоятельности (выполнить действие, участвовать в инсценировке, поощрять малейший проблеск фантазии, направлять ее в развивающее русло). Необходимо привлекать к работе идейно - содержательный материал, так как в этом возрасте малышам доступны и нравственные выводы, и юмор, содержащиеся в играх и сказках. Театрализованная деятельность не должна носить стихийно - развлекательный характер, она должна воспитывать ребенка.

Родитель на протяжении всего дошкольного возраста в игровой деятельности должен занимать роль - партнера.

Родителю необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру ребенка. Наблюдение за ребенком во время самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребенка, выявить предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.

Планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности, но и в других различных формах работы с ребенком (образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно – образовательной деятельности) с учетом образовательных областей.

Это важно:

-- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочнонакапливать.

-- Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции.

-- За неимением места для длительной демонстрации, «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т. п.) - и только после этого убирайте игрушки для хранения.

-- Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями.

-- По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.

-- Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.

-- Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь со становлением игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять. Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.

-- Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее. В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»).

-- Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.

-- Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.

-- Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).

-- Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т. д.

-- Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.

-- Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

Взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Но, для того чтобы игра стала генератором развития, ребёнок должен овладеть этой деятельностью во всей её полноте, стать человеком играющим, то есть научиться играть, и взрослые - родители должны ему в этом помочь.

На протяжении дошкольного детства ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры в следующей последовательности:

– предметно - действенный способ построения игры;

– ролевой способ построения игры.

– сюжетосложение.

Однако если условным предметно - игровым действием к трём годам овладевает большинство детей, то усвоение более сложных способов построения игры в дальнейшем происходит у детей в разное время и не всегда в полной мере. Это часто бывает результатом неправильного подхода взрослых – требования от детей разыгрывания готовых, заданных взрослым сюжетов, что препятствует самостоятельному творческому построению ребёнком сюжета игры.

Формирование самого простого способа построения игры – предметно-действенного – может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий с предметами, то есть освоил назначения бытовых предметов (ложкой – едят, расчёской – причёсываются и т. п.). Обычно понимание таких простых функций вещей становится доступным детям к полутора годам.

Переход к ролевому поведению в игре в значительной мере связан с возрастающими возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием его речи, которая становится одним из важных средств реализации роли в игре.

Мир современного ребёнка трудно себе представить без игрушек. Игрушка игрушке – рознь, и не только по своей тематике, но и по способу, которым представлены в ней реальные предметы и образы. Всем, конечно, известно, что дети в своих играх используют и разнообразный предметный материал – палочки, шишки, камушки, верёвочки и т. п., которые замещают необходимые в ходе игры настоящие предметы (например, камушки вместо конфет, опавшие листья вместо горчичников, песок вместо каши и т. п.). Кроме того, в ход часто идут и любые другие вещи из «взрослого» обихода (стулья для конструирования «машины», диванные подушки для устройства «дома» или «пещеры», папин ремень для обозначения роли солдата и т. п.). Все эти предметы, не предназначенные специально как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребёнком в ней, психологи и педагоги называют предметами - заместителями. Предметам - заместителям принадлежит важная роль в развитии детского мышления и творчества. Включение предметов - заместителей в игры детей способствует переходу от наглядно - действенного мышления к образному; у старших дошкольников они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества.

Среди многих родителей бытует представление, что чем больше у ребёнка игрушек, тем лучше он будет играть и тем свободнее будут сами взрослые. На самом деле это далеко не так. Обилие игрушек приводит лишь к механическим манипуляциям с ними, рассеивает внимание ребёнка. При большом количестве игрушек (а это очень распространённое явление) целесообразно разделить их на несколько равноценных наборов и периодически менять их.

Организуя дома условия для самостоятельной сюжетной игры, не следует забывать ещё об одном виде игрушек, которые обеспечивают основные самостоятельные занятия ребёнка, — о дидактической игрушке. Она предназначена для развития восприятия и умственных способностей ребёнка - это различного рода пирамидки, матрёшки, коробочки - вкладыши, доски со вставками разной формы, разрезные картинки т. п. Занимаясь с ними, ребёнок осваивает цвет, величину, форму предметов, упражняется в тонких движениях. При первоначальном освоении таких игрушек обязательно участие взрослого. Взрослый должен раскрыть для ребёнка правило действовать с игрушкой, только тогда в последующих самостоятельных занятиях ребёнка будет реализовываться развивающее значение дидактической игрушки.

Развитие ролевого поведения у ребёнка в значительной мере зависит от включения его в сообщество других детей, уже владеющих таким способом построения игры, или от определённых стимулирующих воздействий взрослого. В домашних условиях эти воздействия идут главным образом от родителей, которые время от времени должны играть с ребёнком, поощрять его самостоятельную ролевую игру, подбирать игрушки, способствующие такой игре. Эти игрушки заставляют ребёнка отвлечься от предметных действий и перемещают центр игры в плоскость ролевого диалога. За одну из кукол действует взрослый, за другую – ребёнок. Выбор конкретной роли можно предложить самому ребёнку, а взрослый подберёт соответствующую ей дополнительную роль (врач – пациент, продавец – покупатель, Белоснежка – гномик и т. п.).

Когда ребёнок уже владеет способами ролевого поведения (устанавливает множественные связи ролей, легко переходит от одной роли к другой в своей игре, взрослый должен позаботиться об активизации его воображения, стимулировать творчество в его игре.

Целесообразно предоставлять ребёнку предметы, позволяющие обозначить принятую им игровую роль. Это уже не специальные ролевые атрибуты, а ненужные взрослым предметы, которые можно приспособить для самых разных игр (например, старая шляпа для гнома или кота в сапогах, кусок старого тюля – для феи, принцессы и т. п.). Конечно, игрушки нужны ребёнку-дошкольнику. Каждая новая игрушка приносит ему радость, однако взрослые должны знать, что сами по себе игрушки не рождают полноценной игры. А если ребёнок овладел способами построения игры – любая вещь может стать для него игрушкой, может быть приспособлена для игры.

Обращая внимание на игру, не забывайте и о других видах деятельности дошкольника – рисовании, лепке, конструировании. Их содержание во многом совпадает с содержанием игры и определяется непосредственными впечатлениями ребёнка. Можно ставить и специальные задачи для ребёнка – нарисовать или вылепить игрового персонажа, построить для него дом и т. п. Тем самым будут активизироваться эти виды деятельности, а игра получит подкрепление в виде нового, созданного самим ребёнком игрового материала.

Даже когда ребёнок переходит из детского сада в школу, игра не исчезает, она занимает меньше места в жизни ребёнка, но всё равно необходима ему для эмоционального благополучия, самовыражения и самоутверждения, для организации общения со сверстниками. Ребёнок с удовольствием отвлечётся от своих занятий, если взрослый проявит желание поиграть с ним. Всем известно, как дети любят «заманивать» взрослых в свою комнату, игровой уголок, демонстрируя им игрушки и пытаясь втянуть в игру. Обычно такое поведение ребёнка старшего дошкольного возраста направлено на гостей, т. к. ребёнок знает, что обращаться на этот счёт к родителям уже почти безнадёжно. «Не мешай мне!», «Я очень занят», «Поиграй сам, ты уже большой» – обычные ответы родителей на заявления ребёнка: «Мне скучно одному играть». Но, если взрослый научит ребёнка строить интересные и разнообразные сюжеты игр, проблема скуки будет решена. Следует снабдить ребёнка сюжетными игрушками для режиссерских игр. Это автомобильчики, солдатики, маленькие куклы с соответствующей мебелью и лоскутками для шитья, наборы небольших животных, то есть всё то, из чего можно построить целый «мир».

Также необходимы строительные наборы разного размера; они обеспечивают ребёнка свободным конструированием и могут быть использованы в сюжетной игре для обозначения игрового пространства или в качестве предметов-заместителей. «Пещера» под столом, накрытым скатертью, «ракета» из перевёрнутых стульев, стремянка – «капитанский мостик» – всё это придаёт игре привлекательность. Доступными для ребёнка должны быть и материалы для рисования и лепки, предметы для игр-упражнений (мяч, скакалка, обруч, кегли и т. п.). Все материалы для игры и самостоятельных занятий ребёнка должны располагаться так, чтобы он имел возможность организовать самостоятельную деятельность и сменить один её вид на другой без лишних обращений к взрослому. Не надо хранить игровые материалы в разных местах. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен сам убирать за собой игрушки, мыть кисточки после рисования, поэтому всё это должно быть компактно расположено в доступном для него месте (на низком стеллаже, в шкафчике).

В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребёнком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры. Когда ребёнок подрастёт, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное – игра!

Игры для детей раннего возраста.

Дидактическая игра «Панцирь для черепахи»

Цели:

Закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Формировать устойчивые представления о величине (большой - маленький, форме (круг).

Развивать память, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Картинка черепах с белым фоном вместо панциря.

Игрушка-манипулятор «Черепаха».

Картинки-фоны с изображением четырех черепах разной величины, панцири четырех соответствующих величин.

Камешки или бусинки разной величины и цвета.

Аудиозапись: «Как львенок и черепаха пели песню»

Детям раздаются картонные силуэты черепах разных цветов с былым кругом посередине (вместо панциря). Затем предлагается рассмотреть разноцветные круги и подобрать каждой черепахе соответствующие по цвету камешки или бусинки для украшения панциря.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).

Учить детей считать.

Формировать знания о понятиях «круг», «один - много», «большой – маленький» и способах уравнивания совокупностей.

Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает».

Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Разноцветные пуговицы (разного размера)

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.

Картинка-заготовка с изображением аквариума.

Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»

-- Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Дидактическая игра «Что в мешке у гнома?»

Цели:

Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, расположении предмета в пространстве.

Продолжать учить детей определять количество словами «один - много».

Ввести в словарь детей слова приветствия, прощания, приглашения.

Развивать чувство ритма, темпа.

Развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Игрушка «Гном».

Картинка с изображением гнома и мешков разной формы, цветные силуэты предметов из мешков: елочка, гриб, груша, морковь, яблоко, клубничка.

Аудиозапись: «Шествие гномов» Э. Григ.

Приветствие: «Руки вверх мы поднимаем»

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Хлоп раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей

Топай, топай веселей!

Сюрпризный момент «Позовите гостя»

Наш гость очень маленький. Он стоит за дверью. Давайте пригласим его зайти, скажем: «Заходи, пожалуйста!»

Гномик – очень маленький,

Но зато – удаленький!

Улыбается игриво;

Умный, добрый и красивый! Вносят игрушку Гном.

Давайте поздороваемся с Гномом. Скажем ему: «Здравствуй!»

Вот гном и мешки. Сколько гномов? Один гном. А сколько мешков? Много мешков. Попробуйте догадаться, что в мешках у гнома.

Дети прикладывают силуэтные изображения на очертания мешков, подбирая подходящие по форме.