Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Наседкина Ольга Александровна

"Воспитание без наказания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Воспитание без наказания"17.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание без наказания»

(консультация для родителей)

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей

В. А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.

А. С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А. С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребенка». Формируя желаемые личностные качества, мы используем требования, запреты.

Требования и запреты являются совершенно необходимым компонентом воспитания.

Требования – конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ребенку, т. е. описание того поведения и тех результатов достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют негативные ожидания, т. е. те формы поведения и личностные качества ребенка, которых родитель хотел бы избежать.

Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых невозможно избежать.

Основные необходимые запреты:

-здоровья ребенка (запрет который вредит жизни ребенка);

-физической и личной безопасности окружающих людей (запрет на действия которые составляют угрозу жизни);

-необходимости сохранности материальных, культурных ценностей (запрет на деструктивные разрушающие действия в отношении природной и культурной среды).

Таким образом, все запреты могут быть сведены к 3-м вышеуказанным.

Способ контроля исполнения требований и запретов:

Тотальный – охватывает все сферы жизнедеятельности (не упускает ни одной мелочи). Результатом подобного контроля становится утрата ребенком чувства безопасности и интимности собственного внутреннего мира, рождение тревоги, чувства свободы, переживание зависимости от родителя.

Систематический – дифференцированный подход на зоны подлежащие контролю со стороны родителя и зоны полной ответственности ребенка. Это контроль признающий право ребенка на самостоятельность. Представляет собой оптимальную форму контроля.

Ситуативный – контроль является случайным, это непоследовательный, непродуманный. Несистематичность контроля зачастую приводит к формированию у ребенка стратегии выполнения требований родителя лишь при условии внешнего контроля и большой вероятности проверок.

Отсутствие контроля, попустительство – негативно влияют на развитие у ребенка чувства ответственности, способности к произвольной регуляции деятельности, воли и целенаправленности.

Психологическое значение и смысл поощрений и наказаний состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения и поступков социальным ожиданиям и принятым в обществе нормам и правилам.

В разное время появлялись интересные методики, которые вообще не предполагают наказаний. Именно так воспитывались французские дофины, при этом самый ненаказываемый и избалованный – Людовик XV четко определил результат: «После нас – хоть потоп».

Современная педагогика провозглашает принцип отказа от наказаний как метода воспитания ребенка, указывая на негативный эффект наказаний для развития личности ребенка, недопустимость построения отношений в системе «родитель-ребенок» с позиции силы, неограниченной власти и принуждения.  Наказания порождают озлобленность, равно как метод принуждения, и метод командования ребенком. Родительский авторитаризм приводит к борьбе ребенка за власть и личное превосходство, не обеспечивая в должной мере формирования у ребенка социального интереса.

Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Поощрения должны создавать особую атмосферу – атмосферу поощрения ребенка к инициативности, самостоятельности, творчеству, атмосферу принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5-3 года. Он должен быть в состоянии понять цель наказания – научить ребенка правильно вести себя. Ваш ребенок должен видеть наказания как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление вашей воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...