Главные вкладки

    Памятки
    методическая разработка на тему

    Фомина Татьяна Алевтиновна

    Памятка - это маленький совет родителям по воспитанию, развитию и обучению ребёнка. "Вместо того, чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всём любовь".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    4 способа правильно похвалить ребёнка

    Почему от некоторой похвалы становится только хуже

             Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Обычно негативная реакция ребёнка на похвалу возникает в том случае, если положительная оценка дается человеку, а не его действию. «Ты — настоящий баскетболист!» или «Ты такой молодец!».

    Также избегайте обобщающих слов, таких, как «умный», «красивый» и «прекрасный». Их употребление не только заставляет сосредоточиться на собственных недостатках, но ещё и подталкивает к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, то незачем и стараться, рисковать. А вдруг в следующий раз у меня не получится соответствовать?

    Какие же нужно подбирать слова, чтобы действительно похвалить ребёнка?

    Как правильно хвалить?

     Правильная похвала придаёт уверенности, желание продолжать работу. Если мы хотим помочь детям поверить в себя, то нужно забыть такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший».

    1. Описывайте свои чувства

    От вас ожидают похвалы? Опишите то, что вы чувствуете: «Я вижу, ты пытался решить задачу разными способами. Мне нравится тот, который ты выбрал».

    «Ура! Мяч попал прямо в корзину. Какой точный бросок! Мне понравилось, как ты это сделал».

    «Я ценю твою помощь. Спасибо, что оставила свои дела. Мне очень приятно».

    «Мне нравится эта картина. Птичка на ней как будто живая!»

    «Каждый раз, когда вспоминаю ту твою шутку, не могу удержаться от смеха».

    Когда вы описываете ребёнку то, что видите или чувствуете, это оказывает почти магическое действие на него. Своими словами вы не только подтверждаете ценность приложенных усилий малыша, но и придаёте ему уверенности. И тем самым мотивируете его на дальнейшие старания.

    После такой правильной похвалы ребёнок начнет думать: «Да, я не тренировался до тех пор, пока у меня не получилось забросить мяч в корзину…», «Чем больше я рисую, тем лучше у меня получается…», «Я могу быть доброй», «Я умею шутить…».

    Не сомневайтесь: именно так всё и будет! Опишите ребёнку свои чувства и впечатления. Тем самым вы не только покажете ему, что вам действительно нравится результат, но и сможете закрепить в нём уверенность в себе и в своих силах, а также воспитаете чувство ответственности.

    2. Суммируйте и перечисляйте то, что вы видите

             Трехлетний малыш прибежал к вам и несмело протягивает рисунок. Синяя клякса на маленьких зеленых ножках, тут и там пятна поменьше, желтого цвета. Пока вы прикидываете, что это могло бы быть, ребёнок ждёт вашей оценки.

    Многие родители сразу же отмахиваются фразой: «Да, красиво, молодец». Но малыш ждёт от вас не этих слов.

    Также вы можете ответить: «Что-то странное… Бегемот? Что-то не похож, давай, я покажу тебе, как его надо рисовать». Но и такой вариант станет ошибочным. Чужой штамп заменит собственное видение малыша.

    Итак, как же быть? Ребёнок всё ещё стоит и с волнением ждёт от вас реакции.

    Возьмите рисунок и внимательно рассмотрите его, а потом с одобрением в голосе произнесите: «Ты нарисовал что-то большое и синее… я вижу маленькие зеленые ножки… и желтые точки. А здесь еще осталось пустое место…»

    Перечисляя детали, вы тем самым проявляете к ним интерес, а не оцениваете работу — что хорошо. Вы отмечаете то, что малыш потрудился, а не то, как он это сделал. Как правило, такой подход сразу же налаживает верный контакт — ребёнок, подхватывая слова взрослого, с энтузиазмом продолжает сам: «Это бегемот! Я сначала хотел нарисовать слона, но у меня не получилось. Вот тут желтое — это цветы. А тут будет ещё дерево, сейчас нарисую…»

    Вы почувствуете, как меняется настроение малыша. Теперь ребёнок включился в общение, он больше не подвержен авторитетному мнению и способен сам оценить свою работу. А ведь в самом начале он ещё зависел от вашей оценки. Но в ходе разговора малыш получил желаемое одобрение и почувствовал неподдельный интерес к своему занятию.

    Приведём примеры суммарной оценки деятельности:

    «Я сразу поняла, что ты репетировала. Твои пальцы помнят все произведение до последней ноты. Я бы назвала это упорством».

    «Я заметила, что ты оставил последний кусок торта своей сестрёнке. Вот это сила воли! Я рада, что ты подумал о Марусе».

    «Ты помыл всю посуду! Как чисто! Вот это ответственность».

    А если хвалить не за что?

             Такое тоже бывает. Представьте: утро, вы опаздываете на работу, а ваша дочка еле-еле завязывает шнурок на кроссовке. Или уже поздний вечер, а ваш сын-подросток ещё и не думал садиться за уроки.

    Бывают моменты, когда родителям страшно хочется высказать детям всё, что они думают: «Ну, почему ты так медленно всё делаешь! Сколько можно одеваться!», «Если бы ты сел за уроки сразу после школы, а не играл в дурацкие видеоигры, то давно бы уже справился с домашними заданиями! Вечно оставляешь всё на последний момент!»

    Ни в коем случае не делайте так: поступите мудро. Как говорится: «Помолчите, пока мысли не станут цензурными и этичными». Глубоко вдохните и постарайтесь последовать нашему совету: опишите достижения ребёнка вслух. Перескажите всё, что он уже сделал:

    «Так, ты умылась, оделась, осталось только завязать шнурки и — ты готова!»

    «Давай посмотрим вместе… три задания по математике… да, не просто. Я вижу, ты такие делал в классе. Если начать сейчас, ты всё успеешь за полчаса. Будут вопросы — задавай, я тебе помогу».

    Так мы отмечаем достигнутый прогресс (пусть даже малый), нейтрализуем возможную конфликтную ситуацию, избегаем взаимных упреков и вселяем в ребёнка уверенность и желание продолжать старания.

    Если мой ребёнок — сверхчувствительный?

             Некоторые дети ужасно расстраиваются, если сделали что-то не так. Они очень остро реагируют на замечания и на свои собственные промахи. Одна мама рассказывала, как её трехлетний сын, обратившись к ней с вопросом, случайно пролил сок из чашки на рубашку и на пол. Ребёнок начал истерично рыдать.

    — Коля! — торжественно и спокойно произнесла мать, — ты сделал открытие!

    Мальчик перестал плакать и удивленно посмотрел на неё. Мать продолжила в том же тоне:

    — Ты только что обнаружил, что, когда трясёшь чашку, сок может расплескаться!

    Через какое-то время в гости приехала бабушка. Она положила сумочку и очки на стол. Потом вспомнила, что ей нужно принять лекарство. Потянулась за сумочкой и уронила очки. В сердцах бабушка воскликнула:

    — Ну вот!

    Коля же торжественно произнес:

    — Бабушка, ты только что сделала открытие!
    — Какое же? — удивилась женщина.
    — Если класть очки на сумку, они могут упасть!
    — Ну наааадо же! — восхищённо ответила бабушка и поцеловала малыша. — Я это запомню!

    Подводя итог

             Мы поделились с вами основными приемами похвалы, которые вы можете смело использовать в своей родительской практике. Придерживайтесь нехитрых правил:

    1. Опишите свои чувства:

    — Нравится мой рисунок?
    — Я вижу, ты очень старался!

    2. Суммируйте то, что видите:

    — Нравится мой рисунок?
    — Я вижу домик, травку, трубу, а вот это что?

    3. Опишите всё, что уже сделано:

    — Мне скучно дорисовывать эту картинку.
    — Ты уже нарисовал домик, травку, трубу, а вот тут осталось совсем чуть-чуть свободного места.

    4. Ура, открытие!

    — Я случайно прорвал дырку в своем рисунке… (слезы, расстройство)
    — Вася! Ты только что сделал открытие: если мокрую бумагу тереть «стёркой», то бумага может порваться.

    http://mamsy.ru/mail_send/images_48/m48_img9.jpg



    Предварительный просмотр:

    Десять заповедей для родителей

    1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

    3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

    5. Не унижай!

    6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

    8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

    9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

            



    Предварительный просмотр:

    10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

    Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

    Ошибка первая - обещание больше не любить.

    "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить"

    Мнение родителей:

    Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: "Теперь мамочка больше не будет любить тебя". Как часто многие из нас произносят эту фразу.

    Мнение психологов:

    Обещание больше не любить своего малыша - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

    Намного лучше сказать так: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".

    Ошибка вторая - безразличие

    "Делай что хочешь, мне все равно"

    Мнение родителей:

    Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

    Мнение психологов:

    Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

    Можно сказать, например, так: "Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета".

    Ошибка третья - слишком много строгости

    "Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная"

    Мнение родителей:

    Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку - 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

    Мнение психологов:

    Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и "плевать" на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем".

    Ошибка четвертая - детей надо баловать

    "Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам"

    Мнение родителей:

    Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

    Мнение психологов:

    Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

    Ошибка пятая - навязанная роль

    "Мой ребенок - мой лучший друг"

    Мнение родителей:

    Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

    Мнение психологов:

    Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

    Ошибка шестая - денежная

    "Больше денег - лучше воспитание"

    Мнение родителей:

    Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

    Мнение психологов:

    Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

    Ошибка седьмая - наполеоновские планы

    "Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс"

    Мнение родителей:

    Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

    Мнение психологов:

    К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

    Ошибка восьмая - слишком мало ласки

    "Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка"

    Мнение родителей:

    Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи.

    Мнение психологов:

    Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.

    Ошибка девятая - ваше настроение

    "Можно или нет? Это зависит от настроения"

    Мнение родителей:

    Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

    Мнение психологов:

    Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое - постарайся быть ко мне снисходительным".

    Ошибка десятая - слишком мало времени для воспитания ребенка

    "К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя"

    Мнение родителей:

    Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

    Мнение психологов:

    Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо



    Предварительный просмотр:

    Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_629.jpg

    Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

    Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не правильно и предложите ребёнку найти и зачеркнуть написанные неправильно.

     Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.

    Найди точно такую же группу букв среди остальных

             Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.

    Какие буквы написаны? Сколько их?

     

    Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_632.jpg

    Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.

    Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? Раздели геометрические фигуры на 3 части.

     Срисовывание по образцу фигуру или букву;

    Складывание из палочек фигуру (по образцу);

    Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;

    Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);

    Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).

    Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»?

    Напишете букву и предложите ребёнку превратить её в другую. В какой цепочке получится больше букв. 

    ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

                                

    Памятка для родителей

    Готовим детей к школе

    «В игры играем –

    восприятие

                 развиваем».

     

    п.г.т. Излучинск

             Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию).  Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.                

    Ребёнок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится                этому.                                                                    Развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
    Школьное обучение уже с первых дней предъявляет большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.                                            Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать.
    1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета.                                                  ! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.

    ! Лото-вкладки

    ! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

    Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_621.jpg

    2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.

    ! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

    Какие предметы изображены? Назови их.

    Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_622.jpg

    ! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

    Какие предметы изображены? Назови их.

    Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_623.jpg

    ! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

    Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови.

    Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_624.jpg

    ! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (например в газетной статье)

    ! Найди и обведи все треугольники.      Описание: Описание: http://www.u-mama.ru/img/news/00001_625.jpg

    ! Поиск отличий в сходных изображениях.

    ! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

    3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

    ! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.



    Предварительный просмотр:

    - Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:

    • Гладкий черный твердый...
    • Темный тяжелый шумный...
    • Светлый легкий блестящий...
    • Белый мягкий съедобный...
    • Светлый легкий блестящий...
    • Белый мягкий съедобный...

    Игра «Какой игрушки не хватает?»

    Цель: развитие зрительной памяти.

    Ход игры: Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребёнка   отвернуться и убрать одну игрушку.

    Вопрос к ребёнку: «Какой игрушки не хватает?»

    Игру можно усложнить:

     а) увеличить количество игрушек;

     б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

           Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).

         

    Переверни страницу.

    Читая ребёнку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке:

    - сколько мячей было в комнате?

    - сколько окон?

    - куклы сидели или стояли?

    - были ли на окнах цветы?

    - сколько детей было в комнате и т.д.

    Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, пересказывание сказок, выполнение заданий по памяти:

    - нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;

    - нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.

     

    ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

                                

    Памятка для родителей

    В игры играем –

    память развиваем.

    Составитель: педагог-психолог

    Фомина Т.А.

    п.г.т. Излучинск

           Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – ничего не держит.

           О чём идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идёт о памяти.

    Память!  В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объём и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.

         Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую. 

         Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.

    Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

    • Зрительно-моторная память

    необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);

    • Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);
    • Логическая память (запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)

        У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка-дошкольника, необходимо помнить:

    • Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребёнок ждёт похвалы или удивления взрослого.
    • Лучше сохраняется материал, который поразил и увлёк ребёнка.
    • Дети очень любят соревнование, игру.
    • Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.

          К семи годам у ребёнка начинает формироваться произвольная память

    (сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребёнка.

             Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.

    • Детская память характеризуется

    тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.

    • Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь (таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
    • Чтобы ребёнок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чём это? Что про это говорится? И т.д.

    Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.

    Игра «Слово за слово».

    Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря.

    Взрослый начинает игру и говорит:

      «На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)

    Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или вновь взрослый) повторяет всю фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребёнка и стимулирует развитие памяти.  

    Игра «Два предмета».

    Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребёнка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.



    Предварительный просмотр:

    «КОГДА ВЫ ВЫБИРАЕТЕ НАКАЗАНИЕ,

    УСПЕЙТЕ ВЗВЕСИТЬ ЕГО ВРЕД И

    ПОЛЬЗУ ДЛЯ РЕБЕНКА»

    (Размышляют психологи Владимир Леви, Юлия Гиппенрейтер и Алла Спиваковская)

    1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать - это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
    2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
    3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание — только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний - блюдо не для детской души.
    4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год - это чревато риском задержки психического развития.
    5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не

    бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать сначала!

    1. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над, его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
    2. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
    3. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
    4. Наказание — не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение о родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его, любят.


    Предварительный просмотр:

    Не ждите приглашения от своего ребёнка, чтобы поиграть, проявите собственную инициативу!

    Используемая литература:

    Арнаутова Е.П. Об игровой компетентности родителей дошкольников.//Детский сад от А до Я №5 /2006

    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. – Изд. 2-е, дораб. – М.: Академический Проект, 2001.

                

     

    Памятка для родителей

    «Говорю с ребёнком...

     на языке игры»

    Составитель: педагог-психолог

                                  Фомина Т.А.

    п.г.т. Излучинск

    Адрес: п.г.т. Излучинск

    ул. Строителей, д. 5

    телефон: (3466) 28-25-51

    тел/факс: (3466) 28-34-44

    Уважаемые родители!

    Позволяйте себе иногда отключиться от окружающих проблем и погрузиться в игровую атмосферу жизни своего ребёнка. Это не только полезно, но и приятно! Вспомните своё собственное детство, ведь это было здорово?! Вот и отправляйтесь прямо сейчас вместе с ребёнком в увлекательный мир игровых путешествий.

          Если Вы пришли к ребёнку в его комнату или уголок, поинтересуйтесь для начала, во что он любит играть или уже играет? Можно ли с ним поиграть? После этого Вы можете подключиться к уже начавшейся игре, взяв на себя подходящую по сюжету роль или предложить собственный сюжет, если игра у ребенка «не клеится».

         Уважаемый родитель! Если вам кажется, что игровой опыт Вашего малыша недостаточен, попробуйте во время игрового общения с ним брать инициативу в свои руки. Найдите привлекательную для себя роль и от лица этого персонажа вступайте в игровой диалог со своим ребенком.          Постарайтесь не выходить из роли несколько минут естественность, и непринужденность Вашего поведения наверняка будут замечены ребёнком и по достоинству оценены.

           Если Ваш ребёнок уже приобрел игровой опыт в группе детского сада или общаясь с соседскими ребятами дома, возьмите на заметку тематику некоторых самодеятельных игр для домашнего уик-энда!

         Любимая игра девочек – «В семью». Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Станут готовится к дню рождения? Замечательно! Кто из игрушек будет именинником? Надо подумать о подарке. А кто придёт в гости? Как развлечь гостей? Чем вкусненьким угостить? Играйте на здоровье.

         Вы давно собирались «В зоопарк»? Не хотите ли отправится прямо сейчас, пройти по вольерам, где живут разные животные... сначала вместе с ребёнком соберите всех имеющихся в доме зверей, птиц и пресмыкающихся. Определите в комнате место для зоопарка. Понадобятся также билетная касса, билетер, экскурсовод. Фантазируйте дальше вместе с ребёнком. Зоопарк уже открылся...

         В «Туристическом агентстве» предлагают билеты. Кому достанется

    роль менеджера или агента бюро путешествий? С помощью современной техники – компьютера, телефона, факса (коробки из-под обуви или конфет) – агент знакомит потенциальных путешественников с турами на разные континенты. Хорошим оснащением игры станут рисунки ребёнка про места, где он побывал с вами в отпуске; старые открытки с изображением растений, обитателей природных зон, городскими пейзажами, сувениры и другое. Сюжет игры выведет на развитие параллельных сюжетов – «В аэропорт», «В авто - или железнодорожный вокзал». Объединив несколько игровых сюжетов, Вы можете играть не один день.

         Если Вы выбрали «Морское путешествие», для корабля вполне подойдет стул или кресло. Наверняка у ребёнка есть название кораблю. Подходящий прием для обыгрывания сюжета игры – воображаемые действия, ваши и ребенка. Будут кстати руль, бинокль, рация из предметов заместителей (пустая коробка, крышка от кастрюли). Кому-то понравится роль радиста, а кто-то захочет стать врачом или поваром в ресторане на верхней палубе... через минуту корабль снимается с якоря...



    Предварительный просмотр:

    Как нельзя поступать с ребёнком.

    Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий; образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не соблюдают элементарные правила воспитания малыша. Наша жизнь стремительна, и хочется многое успеть. И мы поторапливаем, делаем неуместные, обидные замечания, иногда в некрасивой форме. Или же, напротив, не замечаем стараний малыша, не оказываем самой главной поддержки - родительской. А затем, спустя годы, видим в детях очевидные промахи наших "усилий". Но уже поздно. Результаты воспитания не радуют.

    ЗАПОМНИТЕ, ели вы хотите, чтобы ребёнок справился с трудными периодами собственного становления, был счастлив во взрослой жизни и не имел комплексов, ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

    1. Игнорировать ребенка. Это явление встречается довольно часто. С одной стороны малыш завален игрушками, книжками, сыт, одет, обут, присмотрен: А с другой, у родителей практически никогда нет на него времени. Они оба работают, заняты домашними делами, увлечены собственными заботами, и не замечают просьб ребёнка об общении, совместных играх, в лучшем случае отсылают его к телевизору.

    Кроме того, у родителей есть привычка обсуждать при ребенке свои проблемы, устраивать конфликты, считая, что ребенок маленький и поэтому "все равно ничего не понимает". Это ошибка. Может малыш и не вникнет в суть конфликта, но поймет, что отец и мать ссорятся, и это вызовет у него такие негативные эмоции, как страх перед кем- то из родителей или перед обоими, вину (многие дети считают себя причиной родительских ссор) и так далее. Кроме того, ребёнок невольно перенимает манеру общения при выяснении отношений.

    1. Смеяться над ребенком и унижать его. Родители могут и не подозревать о том, что некоторые их высказывания в адрес ребёнка звучат с унизительным акцентом. Такое случается довольно часто. "Не трогай, ты еще маленький!", "Детям этого делать нельзя!"

    И так далее. Подобные замечания вызывают у ребенка обиду и злость, и эти два чувства постепенно начинают доминировать в душе малыша. При этом сценарий развития внутренних качеств может быть совершенно разным: одни дети будут спровоцированы на неуверенность в собственных силах в дальнейшем, другие - на агрессию.

    1. Не принимать во внимание мнение ребенка. Каким родителям приходит в голову посоветоваться с сыном или дочерью, если они затевают ремонт, переезд, планируют рождение еще одного ребенка, и так далее? Чаще всего взрослые просто информируют ребенка о своем решении, не считаясь с его мнением. Его голос не принимается во внимание на семейных советах, или же он всегда остается в меньшинстве:

    И что же потом удивляться, когда через несколько лет уже подросток, начнет вести себя, по мнению родителей, наплевательски, не интересуясь их жизнью и проблемами? Его же давно приучили к тому, что его мнение никого не волнует! Вот теперь родителям и приходится пожинать семена, посеянные ими собственноручно.



    Предварительный просмотр:

    КОММУНИКАТИВНЫЕ    НАВЫКИ    ОБЩЕНИЯ

    Джентльменский    набор

    Приветствие

    Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием.

    Прощание

    «Пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться.

    Обращение

    Ребёнок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться.

    Просьба о помощи, поддержке, услуге

    Ребёнок, теоретически, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи.

    Оказание помощи, поддержки, услуги

    Предложение помощи – это уже высший пилотаж для детей.

    Благодарность

    Ребёнку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то теплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах.

    Принятие благодарности

    Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребёнок показывает, что благодарность услышана и принята.

    Извинение

    Если ребёнок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Тимоша, что я сломал твой домик»), – то это замечательно.

    Принятие извинения

    Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно.

    Отказ

    Это важное умение, оно порой трудно даётся некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо.

    Требование

    Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью.

    Слушание

    Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь.

    Развернутое высказывание

    Это умение ребёнка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно.



    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Излучинская общеобразовательная

     начальная школа»

    (дошкольная ступень №2)  

     

     

    Педагог-психолог

    Фомина Татьяна Алевтиновна

     

    Адрес: п.г.т. Излучинск

    ул. Строителей, д. 5

     

    телефон: (3466) 28-25-51

    тел/факс: (3466) 28-34-44

    :

     

                                                          

    Памятка для родителей

    Рекомендации по развитию положительных эмоций    вашего ребёнка.

    2014г

    Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

    1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия, у ребенка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «Я - хороший ребёнок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».

    2. Душевная копилка ребёнка работает день и ночь, её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

    3. Научиться слушать своего ребёнка в радости и в горести.

    4. Даже требования, которые вы предъявляете своему ребёнку, должны быть наполнены любовью и надеждой.

    5. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

    6. Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

    7. Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

    8. Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.

    9. Проводите со своим ребёнком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.

    10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

    Ритуалы, которые нравятся детям

    • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребёнка;

    • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;

    • в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;

    • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;

    • на ночь услышать доброе пожелание;

    • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;

    • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;

    • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

    ЖЕЛАЕМ   УДАЧИ!



    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД»

    Детский сад – это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое расставание ребёнка с близкими людьми, и, следовательно, первое большое испытание, которое он встретит самостоятельно. Малышу надо приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателя. Чтобы стресс не был болезненным и не затянулся на долгие недели, необходима разумная и последовательная помощь родителей.

    1. Своё решение о посещении детского сада необходимо сообщить ребёнку с радостью, преподнести его как награду.

    2. Готовить ребёнка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.

    3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребёнком. Заботится о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь – на липучках или на молнии.

    4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организовать похожий режим дома.

    5. Отправлять малыша в детский сад лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.

    6. Как можно раньше познакомить ребёнка с детьми и воспитателями в детском саду. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

    7. Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он там будет делать.

    8. Учить ребёнка всем необходимым навыкам самообслуживания.

    9. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.

    10. Продумать, кто будет приводить и уводить ребёнка.

    11. Планировать своё время так, чтобы не оставлять малыша первое время на целый день в детском саду. Всё время объяснять ребёнку, что он для Вас по-прежнему дорог и любим.

    12. Накануне напомнить малышу, что завтра он пойдёт в садик и ответить на все вопросы ребёнка. Поговорить с ребёнком о возможных трудностях, с которыми он может столкнуться в начале посещения дошкольного учреждения.

    ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!



    Предварительный просмотр:

              5. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
             6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения        человека.
             7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
             8. С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
             9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

             Успешная учёба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком.

    ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

    Педагог-психолог

    Т.А. Фомина

                               

       

     

       Памятка для родителей первоклассников

    C:\Users\логопед\Desktop\грамоты\rodit4_2.gif

    пгт. Излучинск

    2016 год

    1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

    2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребёнка.

    3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребёнка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребёнка.

    4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой. Главное – побуждать интерес к учению.

    5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».

    6. Содействуйте тому, чтобы ребёнок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.

    7. Старайтесь выслушать рассказы ребёнка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.

    8. Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).
             Только контакт родителей, ребёнка и учителя даёт положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребёнка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребёнка в школе, быть активными участниками педагогического процесса.

     Советы родителям первоклассников.

              Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте дать вам несколько советов.

    1. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
             2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
             3. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
             4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
             



    Предварительный просмотр:

                           Правила счастливых семей 


    Правило 1. Умение уступать друг другу
    Взаимные уступки – важнейшее условие прочной семьи. Уступать – это значит считаться с интересами и мнениями партнёра.
    Правило 2. Постоянно проявляйте внимание и уважение друг к другу
    Важным показателем благоприятного психологического климата в семье являются стремление членов семьи проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.
    Правило 3. Считайтесь с интересами и настроением близких, управляйте своим поведением
    Неприятности на работе, усталость или плохое самочувствие, семейные обстоятельства – мало ли причин для плохого настроения…
    Срывать его на близких – прямой путь к конфликту. Вместо этого лучше рассказать о своих неприятностях, скверном самочувствии, снять тем самым «запал» и объяснить свою раздраженность. Услышав слова поддержки и утешения, легче перенести плохое состояние. Если же грубость уже сказана – сдержитесь, не отвечайте тем же. Лучше спросите: «Тебя что-то расстроило?»
    Счастливые пары ссорятся ничуть не меньше, чем другие. Но у них ссоры не приобретают затяжного характера, они не посвящают в конфликт и, кроме того, после каждой ссоры возвращаются к тому уровню взаимопонимания, который является нормальным и исходным для них.
    Правило 4. Цените друг друга, почаще хвалите. Помните только хорошее.
    Нередко привыкая к хорошему, мы воспринимаем как должное и со временем перестаем ценить. Это ошибка, и не малая, в результате которой пропадает желание делать хорошее. Важно уметь говорить друг другу добрые слова, поблагодарить за помощь, похвалить – всё это так просто и не требует усилий. Помните, эмоциональная поддержка нужна каждому из супругов.
    Правило 5. Как можно больше общайтесь
    Старайтесь по возможности чаще бывать вместе в кино, в театре, на прогулке, рассказывайте друг другу о том, что вас волнует, поддерживайте тепло семейных отношений.
        Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.


       
    Признаки благоприятного психологического климата в семье:
        Сплоченность, любовь, уважение, доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность.

       
    Общаясь с ребёнком…
        Основная характеристика диалогичного общения в семье заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого.
        Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком весьма трудно. Обычно позиция взрослого – это позиция «над» ребёнком. Безусловно, взрослый обладает силой и жизненным опытом. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства с ребёнком.
        Равенство позиций означает:
    1. Признание активной роли ребёнка в общей жизни семьи, разделяя все её цели и планы, в результате возникает подлинный диалог.
    2. Необходимость родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах как бы глазами своих детей.

        Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом его взаимодействия с другими людьми. Чтобы ребёнок рос счастливым, уверенным, благополучным, можно опираться во взаимодействии с ним на следующие принципы:
    1. Принимать ребёнка таким, как он есть
    2. Активно слушать его переживания, потребности
    3. Делиться с ним своими чувствами
    4. Поддерживать его успехи, анализировать неудачи
    5. Организовать совместные занятия, игры в домашних условиях
    6. Для эмоционального благополучия и комфортности необходимо обнимать и целовать ребенка не менее восьми раз в день
    7. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:
    - Мне хорошо с тобой
    - Я рад(а) видеть тебя
    - Мне хорошо, что ты пришел
    - Мне нравиться как ты…
    - Давай поиграем вместе
    - Я по тебе соскучилась
    - Давай посидим, вместе подумаем
    - Как хорошо, что ты у меня есть

        Уважаемые родители!

    Не ограничивайте общение для себя и своего ребёнка, находите возможности развивать и обучать своих детей, расширяйте их круг общения.
                                                   Выбор остаётся за Вами.



    Предварительный просмотр:

    «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»).

    Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?»

    (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

      

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Развитие любознательности      у детей 3-4 лет».

    Описание: C:\Users\Анна\Desktop\Documents\картинки\images[11].jpg

    Составитель: педагог-психолог                    Т.А. Фомина

    п.г.т. Излучинск

    Есть у меня шестеро слуг,
    Проворных, удалых,
    И всё, что вижу я вокруг, -
    Всё узнаю от них.
    Они по знаку моему
    Являются в нужде…
    Зовут их: «Как и  почему,
    Кто, что, когда и где…»
                                 Р. Киплинг

    Какого ребёнка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».      

    Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

    На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются по форме.

    Малышей 3-4 лет интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме: «Где? Кто? Что? Какой? Когда?» Ответить на все вопросы маленького «почемучки», порой не хватает сил. Но многие из них можно предвидеть, и помочь ребенку в познании окружающего мира.

    Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. Поэтому:

     •         Ходите с детьми на прогулки, на которых рассматривайте окружающие предметы, наблюдайте за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле и т.д.), побуждайте ребенка задавать вопросы, вопросы – это «выходы» познавательной активности  (принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

    •        Хорошо, если Вы предлагаете ребёнку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии).

    •        Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т. д.

    Комочек пуха,

    Длинное ухо,

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    (Кролик, заяц)

    •        Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: «Что здесь перепутано?»

    •        Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком).



    Предварительный просмотр:

    Тесты и упражнения для будущих первоклассников. 

    Упражнение на развитие произвольного внимания.

    Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

    Упражнение на развитие наблюдательности.

    Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме (с родителями).

    Игра на развитие памяти.

    В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

    Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

    Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

    Тесты и упражнения для будущих первоклассников. 

    Упражнение на развитие произвольного внимания.

    Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

    Упражнение на развитие наблюдательности.

    Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме (с родителями).

    Игра на развитие памяти.

    В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

    Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

    Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

    Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

    Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

     

    Тест для будущих первоклассников:

    - назови свою фамилию, имя, отчество; 
    - сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? 
    - как зовут твоих родителей? 
    - утром ты завтракаешь, а днем...? 
    - сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются? 
    - футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...? 
    - что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? 
    - нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? 
    - сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь? 
    - в какой стране ты живешь? Какой твой адрес? 
    - береза, дуб, осина - это...? 
    - каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют? 
    - у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? 
    - почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? 
    - огурец, помидор, морковь, свекла - это ...? 
    Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

    Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

    Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

     

    Тест для будущих первоклассников:

    - назови свою фамилию, имя, отчество; 
    - сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? 
    - как зовут твоих родителей? 
    - утром ты завтракаешь, а днем...? 
    - сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются? 
    - футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...? 
    - что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? 
    - нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? 
    - сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь? 
    - в какой стране ты живешь? Какой твой адрес? 
    - береза, дуб, осина - это...? 
    - каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют? 
    - у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? 
    - почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? 
    - огурец, помидор, морковь, свекла - это ...? 
    Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

     



    Предварительный просмотр:

    Что делать, если...у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребёнок

    Определите причины: 

    –Иногда агрессия ребенка - часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. –Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные "хочу" ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка необходимо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта. Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

    Как вести себя с агрессивным ребенком: 

    • Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.
    • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
    • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".
    • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.

    Можно поиграть: 

    Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми. "Брыкание". Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара. "Карикатура". Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде. Сделайте вместе с ребенком куклу "Бобо". К старой подушке пришейте руки и ноги, из кусочков ткани сделайте "лицо". Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.



    Предварительный просмотр:

    Что делать, если...у Вас БЕСПОКОЙНЫЙ ребёнок

    Определите причины: 

    –Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть: –Недостаточно сильно развитое торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. –Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию. –Неблагоприятные отношения внутри семьи, из-за которых ребенок сильно переживает, накопленное напряжение, выплескивающееся в эмоциональных реакциях.

    Как вести себя с беспокойным ребенком: 

    • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
    • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
    • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
    • Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
    • Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.

    Можно поиграть: 

    Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются. Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением. Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев. Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние не напряжённости, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.



    Предварительный просмотр:

    Что делать, если...у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребёнок

    Определите причины: 

    –В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. –Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

    Как вести себя с замкнутым ребенком: 

    • Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
    • Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
    • Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
    • Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

    Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

    Можно поиграть: 

    "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов. Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д. "Закончи предложение". Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...). Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей. Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу. Любые сюжетные игры. "Как будто" (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу "Спокойной ночи, малыши!"").



    Предварительный просмотр:

    Что делать, если...у Вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребёнок

    Определите причины: 

    –Чаще всего застенчивость - результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась. –Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

    Как себя вести с застенчивым ребенком: 

    • Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
    • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
    • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
    • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с "чужим" взрослым.
    • Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.

    Можно поиграть: 

    Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению. "Колдун" заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения. "Сказка". Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.



    Предварительный просмотр:

    Что делать, если...у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребёнок

    Определите причины: 

    –Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты. –Возможно, ребенок "заброшен", ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства. –Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению. –Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

    Как себя вести с конфликтным ребенком: 

    • Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды детей друг на друга или бормотания ребенка чего-либо с обидой.
    • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
    • После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода их конфликтной ситуации.
    • Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
    • Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает "жертвой", следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

    Можно поиграть: 

    Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом. С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия - взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

    Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

    Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

    Памятка "Как воспитать у ребенка самостоятельность", Памятка «Как преодолеть страх перед школой»

    Раздаточный материал на родительское собрание в подготовительной группе...