«Оздоровительное значение двигательной активности у детей дошкольного возраста».
статья на тему

Касаткина Вероника Викторовна

 «Оздоровительное значение двигательной активности у детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v.v.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «Оздоровительное значение двигательной активности у детей дошкольного возраста».

Составила :Касаткина В.В.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Поэтому в настоящее время очень актуальной стала проблема охраны и укрепления здоровья наших детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре сюда входят и оздоровительно-профилактические действия всех сотрудников детского сада.

  Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

 Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др., а также привитию культурно гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

 За последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5раз и составляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела (явление, обратной акселерации) наблюдается у 20% детей, физиологическая незрелость- у 60%, более чем у 70% детей имеются функциональные отклонения, у 50%- хронические заболевания. Каждый 3 ребенок страдает снижением остроты зрения.

     Одним из условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в ДОУ.     Для успешного физического развития необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь.

      Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

      Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в ДОУ большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.

    Овладение детьми правильной координацией обогащает двигательный опыт, необходимый в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Организация физического воспитания во всех возрастных группах проводится при постоянном медико-педагогическом контроле. С помощью подвижных игр развиваются следующие двигательные качества: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, упражнения на равновесие.  Они гармонизируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Ценность использования подвижных игр в дошкольном возрасте, истоки которых уходят в глубокую древность

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы обеспечить свое существование, должен был залезать на дерево и сбивать с него плоды, догонять добычу, перепрыгивать препятствия, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве.  

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка.

История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об  этом почти не осталось. По этому поводу Е.А.Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о  развитии, и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы ХХ столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх.

 Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и др.

   Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначение древних игр - не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах.

   Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.В.Эльконин, который отмечал, что вопрос об историческом возникновении игры связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах стоящих на низших уровнях развития производства и культуры.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине Х!Х в. Появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерев и др. В них подчеркивается первостепенное значение  подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой.

Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками В.В.Гориневским, Е.А.Аркиным.

В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают  организм ребенка.

Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский придавал важное значение  воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал целесообразным введение в игре элементов соревнования, доступного детям.

Е.А.Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры и ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизирующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворения.

Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу психофизические качества: смелость, находчивость, дисциплину, тренирует анализаторные системы.

Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:

  1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого;
  2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду;
  3. Игры возникли с целью проверки готовности к жизни;
  4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Развитие тактильно-двигательной активности у детей дошкольного возраста

         « Развитие тактильно-двигательной активности у детей...

использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным  физкультурным оборудованием "Колечки"...

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные про...

Необходимость в достатке двигательной активности у детей дошкольного возраста.

Движение - жизнь. И важно то, что гиподинамия, а точнее её влияние на организм передается по наследству!!!...

Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста

Статья для родителей и педагогов о способах развития двигательной активности у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Значение двигательной активности для детей дошкольного возраста"

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. За многие годы коллективом ДОУ наработан определенный алгоритм развития двига...