Физиология детей 5 лет
консультация (средняя группа) на тему

Яблунько Людмила Сергеевна

Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Физическое развитие

Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса. В норме мальчики пяти лет весят от 16,4 до 19,7 кг, а девочки – от  15,4 до 19 кг. Рост пятилетних малышей должен составлять: от 106 до 116 см (для мальчиков) и от 102 до 111 см (для девочек). Окружность грудной клетки колеблется у пятилетних мальчиков в размерах от 52 до 57 см, у девочек от 51,6 до 56,6 см.  Не менее важны для нормального физического развития и двигательные навыки малыша. Так, в норме ребёнок в пять лет должен уметь:

  • ​быстро пробежать 40-60 м;
  • ​бежать без остановки в течение 60-90 сек;
  • ​свободно стоять на одной ноге;
  • ​энергично подпрыгивать на месте на одной или двух ногах;
  • ​прыгать с продвижением вперед;
  • ​перепрыгивать через 4-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 40-50 см;
  • ​спрыгивать с высоты 20-30 см;
  • ​ловко перескакивать с ножки на ножку;
  • ​лазать по гимнастической стенке;
  • ​проходить, сохраняя равновесие, по гимнастической скамейке;
  • ​перешагивать через препятствия, расположенные на высоте 20-35 см от пола (например, через рейки лестницы);
  • ​уверенно подниматься и спускаться по лестнице, возможно, с предметами в руках;
  • ​подбрасывать и ловить мяч и мелкие предметы;
  • ​бросать мяч на расстояние 2-2,5 м, целясь в горизонтальную цель;
  • ​бросать мяч вдаль на расстояние от 3 до 6 м поочерёдно правой и левой рукой;
  • ​начинать осваивать двухколёсный велосипед.

В этом возрасте ребёнок достаточно развит для того, чтобы осваивать новые физические упражнения и новые виды спорта. Это наилучшее время для обучения езде на двухколесном велосипеде, катанию на беговых и горных лыжах, плаванию и даже езде верхом. В то же время необходимо достаточно времени и сил уделять развитию мелкой моторики малыша.

 Так, для развития мелкой моторики пятилетний ребёнок                          должен уметь:

  • ​свободно обращаться с  карандашом и кистью;
  • ​регулировать силу нажима на карандаш и кисточку, изменять направление движения своей руки в зависимости от формы предмета;
  •  вырезать ножницами фигуры разной формы;
  • ​рисовать простые предметы и фигуры;
  • ​располагать свой рисунок на всём листе или на определённом участке бумаги;
  • ​заштриховывать или закрашивать рисунки аккуратно, не выходя за границы их контуров;

Умственное развитие

В пять лет ребёнок делает большой прорыв в своём умственном развитии. Это важный период подготовки к школе и к требованиям, которые она предъявляет к ребёнку. Интеллектуальное развитие пятилетних детей выходит на первый план и требует постоянных занятий и совершенствования познаний в различных областях

Математика

В возрасте пяти лет ребёнок должен:

  • знать цифры до 5;
  • ​пользоваться в речи числительными (порядковыми и количественными);
  • ​сравнивать в пределах 5 расположенные рядом числа;
  • ​ориентироваться по листу бумаги;
  • описывать словами местоположение определённого предмета по его отношению к другим предметам и к себе;
  • ​знать все основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
  • ​знать арифметические знаки и как ими пользоваться.

Развитие речи

В норме ребёнок пяти лет должен:

  • ​членораздельно и правильно произносить все звуки;
  • ​говорить выразительно и не спеша;
  • ​составлять рассказ, исходя из собственных воспоминаний и опыта;
  • ​составлять по рисунку рассказ из 5-6 предложений;
  • ​запоминать считалочки;
  • ​узнавать хотя бы половину букв алфавита;
  • ​пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем.

Окружающий мир

В этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать собственные имя и фамилию, имена, фамилии родителей и близких людей из своего окружения;
  • знать, какого он пола;
  • ​знать название свой страны, города и свой личный домашний адрес;
  • ​знать свой возраст;
  • знать названия всех основных профессий и их отличительные особенности;
  • ​знать, кем работают родители;
  • ​знать главные правила дорожного движения;
  •  ​знать и называть последовательность времён года;
  • знать и называть месяцы;
  • ​знать и называть последовательность времени суток;
  • ​знать и называть последовательность дней недели;
  • понимать, что значит живая и неживая природа.

Психическое развитие

Психика пятилетнего малыша более устойчива, нежели четырехлетнего. В этом возрасте дошколенок уже четко различает грань между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», но между словами «хочу» и «надо» ребенок все еще отдает предпочтение первому. Его желание в этом возрасте все еще руководит поведением. К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. В этом возрасте он задаёт вполне взрослые, серьёзные вопросы. Например, о смерти. Ребёнок начинает беспокоиться обо всём живом, что его окружает, жалеет одиноких людей и оставленных животных. Очень часто пятилетние малыши приносят домой бездомных котят и щенков. Они боятся любого проявления смерти и пытаются помочь тем, кому могут. Именно так у пятилетних малышей, как утверждают психологи, проявляется чувство одиночества и опасение конца своей собственной жизни и жизни окружающих. Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.

Внимание

В 5 лет ребёнок должен:

  • ​удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов;
  • ​самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру;
  • ​самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов;
  • ​выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут;
  • ​находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами;
  • ​самостоятельно складывать картинки, паззлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей;
  • ​по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.

Мышление

В 5 лет ребёнок должен уметь:

  • ​самостоятельно определять последовательность событий;
  • ​находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
  • ​подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
  • ​находить и пояснять несоответствия на картинках;
  • ​находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
  • ​решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.

Память

В 5 лет ребёнок должен уметь:

  • ​запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут);
  • ​пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
  • ​знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
  • ​сравнивать по памяти два различных изображения.

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты. Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей.

В данной статье рассмотренны аспекты обучения детей музыке, исскуству с точки зрения психологов, педагогов, музыкантов. Если вы, уважаемые родители, сомневаетесь "надо ли обучать ребенка исскуству" - ...

«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»

ВведениеДолголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение раз...

Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей по книге Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» (раздел 3.5 стр. 59))

Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей:1. Закаливание детского организма.2. Занятия физкультурой и доступными детям видами спорта.3. Разъяснительные работы по вреду курени...

Физкультурное занятие «Что заставляет наше сердце биться сильнее?» с элементами развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста по проблеме «Основы физиологии человека»

Физкультурное занятие «Что заставляет наше сердце биться сильнее?»  с элементами развития  исследовательской деятельности детей дошкольного возраста по проблеме  «Осно...

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер

Аннотация В учебном пособии представлены современные концепции онтогенеза человека с учетом новейших достижений антропологии, анатомии, физиологии, биохимии, нейро‑ и психофизиологии и т. п....