Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
картотека на тему

Сумина Лариса Юрьевна

“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” (В.А.Сухомлинский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, с кубиками развивает образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук.

Любые выполнения упражнений требуют от детей внимания, терпения. Для того чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой для детей, можно использовать разнообразные приемы, такие как: обрывание бумаги разной плотности и фактуры (газетной, картон и др.).

Восторг у детей вызывает создание запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки произвольно, кому как хочется, подбрасывание вверх, любование их полетом (разноцветный бумажный дождь) с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации.

Изготовления поделок  доставляют огромное удовольствие малышам.

Коллаж

Одним из видов нетрадиционных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми.

Коллаж - это изображение на бумаге созданное с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов.

При этом ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения. Детям очень нравиться работать с крупами, с природным материалом.

Флористический коллаж - направление флористики. Техника коллажа (от фр.collage - наклеивание) даёт широкий

простор для детского творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей и т.д.

На живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету, форме и фактуре. Создавать картины растениями, цветами и листьями - интереснейшее занятие.

Домашние дела

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также
  • Всасывание пипеткой воды.
  • Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.

Все это улучшает развитие осязания, мелкой и общей  моторики рук и ловкость пальчиков ребенка.

  • Использование проволоки,  тренажеров (эспандеры, массажеры, мячи – ежики) положительно влияет на развитие мелкой моторики рук. Детям эти упражнения доставляют большое удовольствие.
  • Катание теннисного мячика по наклонной плоскости ладонью.
  • Сжимание  резиновых игрушек, резиновой груши (можно наполненную водой), направляя воздушную струю в ту или другую сторону. Можно ударять по подвешенному к потолку воздушному шарику кулаком, ладонью, указательным пальцем.

Советы учителя - дефектолога

e438ab6adf

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пальчиковая гимнастика

 и пальчиковые игры

  • Пальчиковые игры с палочками и  

цветными спичками.

  • Пальчиковые игры со скороговорками,

со стихами.

  • Физкультминутки, пальчиковая

гимнастика.

Можно предложить оформить игры разнообразными реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками.

Пальчиковый, теневой театр

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.

Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком!

Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди.

Рисование или раскрашивание картинок 

Это  любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Рисование красками различными способами: кистью, свечей, зубной щеткой и  т.д. Еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью.

Лепка из глины и пластилина

Вы наверняка не раз замечали, маленькие дети любят лепить.  Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук:

Использование природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков,

гороха, камешков, ракушек и т.д. разнообразит работу пальчиков.  

Лепка из соленого теста

Возьмите  своего малыша в помощники в момент приготовления выпечки. Не ограничивайте фантазию ребенка и не ругайте за то, что он весь выпачкался мукой.

Искусство лепки из соленого теста называется тестопластикой или биокерамикой. Мука и соль — это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки и моделирования.

Конструирование из бумаги - оригами

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Это забавная игра, развлечение.

Сначала научить  детей складывать бумагу вдвое, вчетверо, прямо и по диагонали, гармошкой. Затем показать последовательность этих операций с пояснением. Во время работы оказывать детям помощь, а после занятия можно обыграть получившиеся игрушки.

Развитие графической моторики  

Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты).

  • Рисование по фигурным линейкам.
  • Штриховка: вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

  • Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  • Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Виды ручного творчества

  • Для девочек – вязание, вышивание, макраме и т. д.
  • Для мальчиков – чеканка, выжигание,  художественное выпиливание
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Нанизывание бус, пуговиц, бисера и т.д. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Аппликация 

Одно из основных достоинств – возможность работать с материалами разной фактуры: бумага, картон, природные материалы, вата, перья, ткани, поролон.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов, кроме развития мелкой моторики рук, развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Можно создать рисунок с помощью клея и манки,  а так же сухого желе или специального подкрашенного песочка.

Способ получения изображения: Ребёнок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку, песок, сухое желе (по рисунку) в один или несколько раз. Ждать, пока высохнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков....

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой м...

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»,утверждал В.А. Сухомлин...