советы родителям
статья на тему

Рифаи Наталья Наиловна

Советы логопеда заботливым родителям.

Начнем с вас. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

То же, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «ПАПА ПРИШЁЛ. ПРИШЕЛ НАШ ПАПА». «МЯЧИК УПАЛ. ВОТ И УПАЛ». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

В основе речи – стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд).

Поддерживайте его стремление общаться! Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-бе-бы-би. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т.д.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож).

Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

Только вы! Помните: только вы и ваша вере в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично.

Дети, которые поздно начинают говорить. Некоторые дети отчетливо произносят слова ещё в возрасте до года. Большинство начинают пользоваться на втором году жизни. К двум годам проявляются признаки речи. Определенное беспокойство вызывают дети, которым почти 2,5 года и которые не пытаются заговорить.

Некоторые причины, затрудняющие речевое развитие. Физические – частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба. Особенности эмоциональной жизни ребенка – это могут быть и собственные чувства малыша и то, как он относится к своему окружению, его реакция на события жизни, поведение взрослых.

Недостаточный опыт общения со взрослыми – будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.

Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить, желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если у него не получается общение со взрослыми, он пробует установить контакт с другими детьми. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для родителей49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

 без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа как исторической личности.

Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Знакомя дошкольников с изделиями народных мастеров, с народными традициями с фольклором, народными песнями, танцами, играми мы стараемся, помогаем приобщению детей к народной культуре, помогаем войти им в мир прекрасного, развивая их творческие способности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививает любовь к своему родному краю.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и  выработанные  народом  формы  эстетического  отношения  к миру. Соприкосновение  с  народным  творчеством  обогащает  ребенка, воспитывает  гордость  за  свой  народ, поддерживает  интерес  к  его  истории  и  культуре.

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи: 

  • Пробудить интерес к истории и культуре России.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
  • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  • Сформировать чувство национального достоинства.
  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

Ожидаемые результаты: 

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  • Формирование чувств национального достоинства.
  • Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Полезные советы родителям "Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад"

Несколько полезных советов родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад...