Становление и развитие педагогической мысли в России
статья (подготовительная группа)

АЛЁШИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья посвященная теме становления и развития педагогической мысли в России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление и развитие педагогической мысли в России

Алёшина Наталья Александровна,

 воспитатель МБДОУ детский сад №31

В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от ее благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека.

В современной экономической и социально-культурной ситуации, характеризующейся нестабильностью, человек является не только свидетелем, но и участником противоречий, нерешенность которых заводит в тупик и человека, и семью, и общество. Сегодня, с одной стороны, возрождаются гуманистический традиции, обостряется интерес к человеку, растет потребность в образованности и культуре, возрождается национальный патриотизм и самосознание, с другой - имеет место пропаганда агрессивности и насилия, образовательный нигилизм; эрозия традиционных ценностей, отчуждение ребенка от своей собственной страны. Такое положение сказывается на жизнедеятельности семьи и настоятельно требует создания наиболее благоприятных условий и выбора адекватных средств научно - обоснованного нравственного, физического, умственного, трудового, патриотического воспитания ребенка в семье [7].

Прогрессивное развитие современной семейной педагогики невозможно без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только исторический, ретроспективный подход обеспечивает глубокое и всестороннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь[14].

С точки зрения современной методологии необходимо воссоздать целостный исторический процесс развития педагогической науки ликвидировав «белые пятна», а сточки зрения современной педагогической практики, важно обнаружить в прошлом опыте такие ценные идеи и рекомендации, которые были бы насущны и плодотворны для решения сегодняшних проблем.

  1. Воспитание и обучение детей в России до XIX в.

Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах.

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Князья и церковь распространяли в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов [4].

Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Государственных деятель Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

XV-XVI вв. – политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства. О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлений, относящихся к семейному быту, - “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе и учебные; открывались школы [4].

Во второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование.

В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в. - активными участниками петровских просветительных реформ. Здесь  учились великий русский ученый М.В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе - среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома.

2. Педагогическая мысль в XVIII в.

(М.В. Ломоносов, И. И Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев)

Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).

Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

Во второй половине XVIII в. Екатерина II, правившая государством более 30 лет (1762-1796), в целях переустройства воспитательно-образовательных учреждений привлекла к практической деятельности И.И. Бецкого (1704-1795).

И.И. Бецкой полагал возможным создать “новую породу людей путем воспитания. Главными средствами нравственного воспитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью.

Видное место в истории русского просвещения второй половины XVIII в. принадлежит Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818). В своей деятельности Новиков принимал активнейшее участие в создании независимых от государства народных училищ, мобилизовал общественную инициативу на организацию школ для непривилегированных сословий.

Новиков был создателем и редактором первого русского журнала для детей “Детское чтение для разума и сердца”. Это издание фактически явилось началом издания детской литературы в России, и выпущенные 20 книжек (номеров) журнала были окном в большой мир для нескольких поколений.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) является родоначальником русского революционного просветительства. Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении “Беседа о том, что есть сын отечества» Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа.

Огромна роль А.Н. Радищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики [4].

3. Педагогическая мысль в XIX в.

Создание государственной системы народного образования

Вначале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образования. Это, безусловно, было очень важно для дальнейшего развития просвещения.

Благодаря участию в разработке этой системы народного образования прогрессивных деятелей культуры и науки России в работе учебных заведений нашли выражение некоторые идеи передовой русской педагогики. В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов.

Если  вначале XIX в учительство формировалось, главным образом из духовенства, то в это время в его среде стали появляться разночинцы.[3].

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выдающимся педагогом. Одоевский составил проект организации для народа публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно-популярные книги для народа.

В.Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал “Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения.

В.Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись как бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX в. с исканиями педагогов шестидесятых годов XIX в [4].

 Педагогическая теория 30-40 гг. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен)

Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания - воспитать в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание, - писал он, - должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком” [8].

Белинский вписал в историю развития русской и мировой педагогики новые страницы, отличающиеся глубоким теоретическим обоснованием сложнейших педагогических проблем, политической заостренностью в духе революционного демократизма, гуманизма и патриотизма. Многие его педагогические идеи опередили свое время, они получили дальнейшую разработку в учении революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, оказали сильное влияние на других прогрессивных педагогов [12].

Педагогические взгляды Герцена были продолжением его революционно-демократического философского мировоззрения, составляли с ним одно неразрывное целое.

Герцен сформулировал новые, революционно-демократические идеалы воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность - гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться с общественными порядками во имя достижения своего идеала, за освобождение народа.

Важнейшими задачами семейного воспитания детей Герцен считал развитие у них самостоятельности мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности.

Своими педагогическими высказываниями Герцен оказал сильное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в России [10].

Развитие педагогической мысли в 60 гг. (Н.И. Пирогов)

Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н.И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Пирогов и другие представители этого направления сделали очень много для развития русской педагогики, для распространения образования среди народа

Н.И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: «Каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье»? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры.

Горячий патриот своей Родины, Н.И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Деятель высказал ценные мысли о психологии детского внимания, о средствах его развития с раннего возраста. Для развития мышления, по его мнению, нужна не только наглядность, воздействующая на органы чувств, но и слово. “... Дар слова, - писал Пирогов, - есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств” [5].

4. Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского.

Основные идеи педагогической теории Ушинского.

Идея народности воспитания.

Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К.Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями [17].

Место родного языка в воспитании и обучении детей

К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями"[18].

Пути и средства нравственного воспитания детей

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение.

Большое практическое значение имеют труды Ушинского и в дошкольном и семейном воспитании. В этих областях своей деятельности он также красной нитью пронес основные свои идеи – народности, нравственного воспитания, связи психологии и педагогики [10].

5. Педагогические теории в России в конце XIX – начала XX вв. (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер).

Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909) – крупный ученый–анатом, биолог, видный общественный деятель и педагог.

Научно-теоретическая и практическая педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта оставила глубокий след в развитии русской педагогики, в частности дошкольной. Его оригинальная теория физического образования, теория первоначального воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду оказали значительное влияние на практику воспитательно-образовательной работы в школе и в детском саду. П.Ф. Лесгафт был также организатором подготовки нового типа педагога по физическому образованию и дошкольному воспитанию[19].

Петр Федорович Каптерев (1849-1922) преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга и весьма активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществах. П.Ф. Каптерев был одним из организаторов I съезда по семейному воспитанию и I Всероссийского съезда по педагогической психологии (1906).

П.Ф. Каптерев - автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ [15].

После революции 1905-1907 гг. широкое распространение получила среди педагогов теория “свободного воспитания”, идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). Его сочинения “Освобождение ребенка”, “Новые пути воспитания и образования детей”, “Этика и педагогика творческой личности насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей воспитания. В этом положительное значение выступлений К.Н. Вентцеля в тот период.

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Большая заслуга Е.И. Тихеевой состоит в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания, в частности проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы.

 Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти.

В практической деятельности Л.К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер и ее сотрудников [10].

6. Развитие советской педагогической науки в первой половине XX в.

В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областях педагогики.

В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем дидактики в свете марксистско-ленинской теории познания [16].

Особый вклад в разработку проблем педагогики внесли своими теоретическими трудами и непосредственным участием в практической деятельности Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Педагогическая теория А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира [11].

А.С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания, должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. "... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики", – говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику [18].

Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.

А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело [10].

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитании [16].

Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Особенно популярной во всем мире стала книга В.А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В.А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания [10].

7. XXI в. – инновационные процессы в образовании

Конец XX – начала XXI вв. характеризуется возникновением новаторства. Все чаще стал употребляться термин "Инновационные процессы в образовании".

Вместе с тем, представления об образовании недостаточно четки и объективны. Современное образование – непрерывное, носит характер открытости, инновационное. Непрерывное образование личности - это вовсе не хронологически беспрерывное обучение на той или иной учебной скамье - в школе, в вузе и т.п., а наоборот - это инновационно-непрерывное образование, которое можно определить, как развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность, прежде всего общественные, материальные, духовно-культурные отношения [6].

Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни [1].

8. Мировой кризис образования.

В последние десятилетия образование рассматривают как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Во второй половине века можно выделить минимум два критических периода в развитии образования.

В середине 60-х годов передовые страны пришли к заключению, что соревнование в экономической области сводится к соревнованию в области науки и техники, а последнее в значительной степени предопределяется подготовкой граждан в системе образования. Именно это обстоятельство послужило первопричиной образовательных реформ во многих странах, в т. ч. и в Советском Союзе [2].

Вторая волна повышенного внимания к проблемам образования возникла в 80-х годах, в то время, когда пришло отчетливое осознание того факта, что будущее развитие человечества не ограничивается лишь экономическим ростом, а определяется в большей мере уровнем культуры и интеллектуального развития человека [22].

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: традиционная "знаниевая" (просвещенческая) модель образования исчерпала себя, она на сегодняшний день не соответствует запросам современной социальной среды.

 Выход из кризиса - в «новой политике», по мнению Аношкиной В.Л. [6], которая является непрерывным образованием, главный смысл которого - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание общества.

Еще одним направлением реформирования современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация. "Гуманитаризация содержания непрерывного образования обеспечивается его нацеленностью на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры" [21].

Заключение

По моему мнению, педагогические отношения присутствуют в каждой системе "взрослый – ребенок", будь то образовательный процесс или воспитание родителями своих детей. Поэтому зачатки педагогических мыслей можно встретить уже в источниках Киевской Руси. Одним из таких примеров является “Поучение Владимира Мономаха детям”. Другой литературный и педагогический памятник – "Домострой", сборник поучений и наставлений.

Большое значение для педагогической науки и просвещения имела деятельность Ломоносова, Бецкого, Новикова, Радищева (XVIII в) в XVIII веке.

М.В. Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

Педагогические изыскания А.Н. Радищева были пропитаны революционными идеями, основной задачей он считал – воспитание истинных патриотов России.

Педагогическая теория XIX в. известна такими именами, как В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес их современник – К.Д. Ушинский.

В эпоху революционных преобразований в стране (конец XIX – начало XX вв.) в педагогической теории появилось течение так называемого "Свободного воспитания", идеи которого наиболее полно выразил К.Н. Вентцель.

Первая половина XX в. – это период реформирования всей системы образования в соответствии с зарождающимися принципами и ценностями молодого социалистического государства. В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем дидактики в свете марксистско-ленинской теории познания.

Огромный вклад в разработку проблем педагогики принадлежит теоретической и практической деятельности А.С. Макаренко. Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Одним из видных педагогов послевоенного периода стал В.А. Сухомлинский. Основное внимание в своей деятельности он уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы.

Педагогические идеи современности все чаще озвучивают такое понятие как инновационность. А непрерывное образование (в значении непрерывного развития личности, а не просто хронологического образования) – стали считать новой парадигмой для выхода образования из кризиса. Важной особенностью непрерывного образования считают его гуманитаризацию как нацеленность на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры.

Список литературы

  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176с.
  2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов-на-Дону, 1997.-198с.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство "Питер", 2000. - (Серия "Учебник нового века").-284с.
  4. Варламова А.Я., Кирилов П.В. Педагогика: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.-76с.
  5. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.-432с.
  6. Горохов В.А., Коханова Л.А. Основы непрерывного образования в СССР. - М., 1987.-383с.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.-384с.
  8. История педагогики и образование/ Под  ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.-512с.
  9. Каптерев П.Ф. О природе детей. - СПб.,-1998. -245с.
  10. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ в): Уч. пособие – М.: ИД "Форум". 1998.-125с.
  11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.-148с.
  12. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. - М.: Издательство "Эгвес", 2005.-176с.
  13. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.-432с.
  14. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.-48с.
  15. Сженов Е.С. Концепция непрерывного образования // Народное образование, 1989, №10. –с.93-98

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2. 560с.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т.2.- 113с.
  3. Философия / под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону., 2003.- 576с.
  4. Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч. пособие для ст-тов пед. ин-тов - М.: Просвещение. 1981.-295с.
  5. Шамова Т.Н., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. - М., 1993.
  6. Шушунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Высшее образование в России: взгляд в XXI век. // Специалист. - 1993. -№10.-318с.



Предварительный просмотр:

Познавательно - практический проект в старшей группе «Обучение финансовой грамотности дошкольников»

 

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
  • воспитатели группы;

Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль-март)

Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме спортивного досуга

Ожидаемые результаты

  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие . Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Перспективное планирование:

Наименование деятельности

Наименование деятельности

Беседа с детьми «Что такое потребности?»

Познакомить детей с понятиями: «потребности»«товары»«услуги»

Дидактическая игра «Давай положим в корзинку» Беседа с детьми «Потребности семьи»

Учить определять, от чего зависят потребности.

Закрепить у детей представления о товаре.

Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов.

Дидактическая игра «Что угодно для души»

Закрепить сформированные представления о 

потребностях; научить различать потребности и желания; определить в чём нуждается каждая семья; формировать умение принимать решения сообща, воспитывать взаимопонимание.

Чтение сказки «Колосок»

Научить выделять главное направление использования денег людьми

Беседа «Профессии моих родителей» 

Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.

Рисование «Моя будущая профессия»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Расширять знания о производителях товаров и услуг

Упражнять детей в решении экономических задач.

Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.

Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Раскрыть понятия: труд и лень

Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к труду родителей, людям разных профессий.

Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)

Содействовать в выборе будущей профессии, формировать художественные навыки.

Беседа «Деньги»

Беседа «Бюджет»

Учить детей слушать воспитателя внимательно, понимать содержание прочитанного, развивать у детей интерес к экономическим знаниям, отзывчивость, воспитывать понятие о деньгах, об их значении и умении их потратить.

Дидактическая игра «Нужные покупки»

Формировать у детей первичные элементарные экономические представления; обобщать знания о потребностях человека.

Презентация «Деньги разных стран»

Аппликация «Придумай свои деньги»

Познакомить детей с деньгами разных стран.

Развивать творчество, выдумку, закрепить знания о том, для чего нужны деньги.

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

Способствовать правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

Формировать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо и честно трудиться.

Чтение сказки «Как старик корову продавал»

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений.

Итоговое мероприятие «Спортивный досуг»

Список литературы:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

 



Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская-тренинг

«Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»

Выполнила и провела:

воспитатель высш. категории,

педагог-психолог

 Алёшина Н.А.

Барвиха, 2020г.

В XXI веке период дошкольного детства стал рассматриваться как самоценный период в жизни каждого человека: «Детство – это не просто период жизни, глобальная подготовка к школьному обучению, а та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей жизни». Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из главных направлений развития детей выделяется образовательная деятельность - «социально-коммуникативное развитие», как образовательная область по формированию позитивной социализации детей. Данная образовательная область направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности…; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме». Одним из факторов позитивной социализации личности является сформированность социально-коммуникативных способностей.

       Реализация педагогических технологий должно проходить через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

        Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

        В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.         Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

        Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

        По определению Г. К. Селевко, игровая технология - это «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

        Игровые технологии имеют различную направленность:

дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

        В настоящее время существует достаточно много педагогических игровых технологий эффективной социализации детей таких авторов, как: Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций»;  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Панфилова М.А. «Игротерапия общения»;  Шипицина Л.М. «Азбука общения»; Яковлев В.И., «Психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста» и многие другие.

        Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки

        Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока.

-  1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом.

Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

Игра «Липучки»

        Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать - будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

     -   2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых дети формируют  умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

Игра «Пирамида любви»

Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.

Игра развивает умение выслушивать мнение участников.

- 3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого проводится обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

        Игра «Дотронься до...».

 Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Нос к носу»

        Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

- В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других.

        Игра «Комплименты». 

Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются и передают мячик  из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

 Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

        Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей,  для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приемы, такие как:

  • проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
  • чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживании;
  • проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  • организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях);
  • использование игровых упражнений и шуточных стихов «Мирилок» для разрешения конфликтных ситуаций;
  • разбор конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой гнев в «Уголке топанья», а затем вместе отправиться на «островок дружбы»;
  • использование предметов и пособий для снятия мышечного и эмоционального напряжения: мягкие молоточки,  мягкие поролоновые мячики и т.п. При желании ребенок может взять стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на реального человека.
  • повышению чувства уверенности в себе способствуют упражнения, такие как «Хвалебные бусы»: каждый ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей, нанизывая бусины на нитку.

        Проведение игры «Хвалебные бусы позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, сближение с коллективом, помогает доброжелательному настрою детей.

        Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей, предлагается использовать такие формы, которые будут направлены на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе. Это участие родителей в праздниках, совместные игры родителей и детей в группе, оказание помощи в оформлении группы, а также проведение обучающих родительских собраний, совместно с детьми

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы в данном направлении происходит развитии навыков общения у детей, а также и родителей. Этому может способствовать умелое использование разнообразных форм совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Как правильно выбирать и смотреть мультфильмы?»

А.А. Сидоренкова

Н.А. Алёшина

Воспитатели МБДОУ № 31

п.Барвиха

Слайд  1 (фото любимых мультфильмов)

- В нашем мире роли мультфильмов отведена отдельная, весьма значимая ниша. Современный ребенок, практически любого возраста,  любит их смотреть. Хорошие мультфильмы,  заслужившие всемирную любовь благодаря прекрасной анимации, красивым персонажам и, самое главное, своей цели учить и воспитывать, никогда не устаревают, и их продолжают неоднократно пересматривать даже взрослые.

Слайд 3 - А какие мультфильмы любите вы??

Слайд 5 видео «Дети о любимых мультфильмах»

- Как показывает практика, очень многие российские мамы впервые показывают малышу мультфильмы в возрасте примерно полутора лет. "Он все равно будет сидеть один, пока я готовлю, так что пусть уж лучше мультик посмотрит, чем будет  бродить по квартире!"

И, вроде бы, ничего плохого в этом нет, пока мы не разберемся, что именно смотрят наши дети.

Слайд 5 (кадры из правильных и неправильных м\ф)

- Стоит обратить на этот момент особое внимание, ведь современные мультфильмы далеко не те, что были в нашем детстве и несли лишь добрый юмор и позитивные эмоции. Подходить к выбору мультфильмов нужно аккуратно, ведь психика ребенка как зеркало отображает все события, которые происходят в его жизни. Поэтому безопасный, на первый взгляд, способ времяпрепровождения играет важнейшую роль в развитии и воспитании ребенка.

Слайд 6  Почему и детям и взрослым нравятся мультфильмы?

Слайд 7 (кадры из разных мультфильмов)

- Мир мультипликации  очень привлекателен для детей, прежде всего, своей яркостью и образностью. Детей радует волшебный мир и яркие  персонажи.

- Мультики также привлекают детей лаконичностью материала и динамичностью образов и действий, благодаря которым, малыш не успевает отвлечься и может целиком воспринять не только простые, но и сложные сюжетные линии.

- Дети любят фантазировать, а мультфильмы переплетают в себе как реальность, так и фантастичность. Детям приятно увидеть свои фантазии на экране, а также одушевление неодушевленных предметов, присутствие говорящих и действующих растений, животных, предметов обихода и т.д.

- Еще одним немаловажным моментом для ребенка является борьба добрых и злых сил и, как правило, победа «добра» над «злом».

- Смотря мультфильм, ребенок как бы принимает участие  в  происходящем на экране: он сопереживает героям, верит в их идеи, ищет вместе с ними выходы из затруднительных ситуаций.

Слайд  8 - Какие же отрицательные стороны мультипликационной продукции?

Слайд 9 - (перечень некоторых отрицательных качеств)

- Чаще всего специалисты и родители, недовольны агрессивностью современных, в основном именно зарубежных, мультфильмов. Действительно, часто в современных мультфильмах можно увидеть сцены насилия, негатива  и агрессии.

- Создатели мультфильмов  подстраиваются под современные тенденции. В  мультфильмах можно увидеть сильную мускулистую девушку и худенького и излишне чувствительного юношу. В этом нет ничего страшного, ведь и девочки хотят быть сильными, а мальчики – ярче выражать свои чувства. Помните, что в  первую очередь детей воспитывают родители, а не мультфильмы!

- Также важной проблемой является избыточный просмотр мультиков. День ото дня часовые просмотры мультиков негативно сказываются на зрении ребенка, портят его осанку, делают ребенка более замкнутым и скрытным. А чему удивляться? Его друзья и близкие  теперь герои мультфильмов.

Если же мультфильмы по-прежнему остаются неотъемлемой составной частью режима дня вашего ребенка и вы хотите, чтобы просмотр мультфильмов приносил только пользу, необходимо знать правила просмотра мультфильмов:

Слайд 10 и 11 «Правила просмотра мультфильмов»

Лучшее время для просмотра - утро. С утра ребенок  бодр, полон сил и сумеет переработать впечатления, полученные в течение дня. Вечером, перед сном, смотреть полнометражные мультфильмы нежелательно: впечатлительные дети могут переволноваться, и будет трудно уложить их спать, а сон может быть тревожным.

Первые сеансы не должны длиться дольше 20 минут, особенно если речь идет о ребенке маленького возраста. Конечно, не стоит прерывать приключения мультгероя на самом интересном месте, лучше заранее выяснить хронометраж фильма, 40-50 минут в день – это максимальное время, которое можно проводить ребенку за просмотром мультфильмов.

Найдите в себе силы воздержаться от совместного просмотра боевиков и фильмов ужасов. К сожалению, многие родители не учитывают, что ребенок запоминает и дает оценку почти всему увиденному.

Не приучайте малыша есть, и пить перед телевизором и никогда не делайте этого сами: ваш личный пример окажется действеннее множества запретов.

Постарайтесь во время сеанса быть недалеко от малыша: и ему, и вам спокойнее.

Мультфильмы подбирайте по возрасту ребенка. Напоминаем: «Симпсоны»,  «Гриффины», «Южный парк» — это мультфильмы для вас.  Они остроумны и многогранны, но в них содержатся элементы цинизма, агрессии, а также взрослые проблемы: отношения между полами и борьба за деньги.

Перед просмотром почитать аннотацию или отзывы в интернете, чтобы узнать то ли это, что вы хотите увидеть и показать своим детям.

Выбирая новые мультфильмы, просмотрите их для начала сами: вы же пробуете еду, прежде чем предложить ее ребенку!

Не стоит ударными темпами расширять фильмотеку. Качество важнее количества. При подходе, когда ребенок за неделю успевает просмотреть целый калейдоскоп мультиков, многое теряется. Во-первых, ребёнок не в состоянии глубоко вникнуть в сюжет и тем более прочитать его между строк, если мультфильм просмотрен им всего пару раз. Для глубокого осмысления картины необходимо смотреть один и тот же мультфильм несколько дней подряд, лучше всю неделю. Нежелательно, чтобы ребёнок смотрел параллельно другие, новые для него мультфильмы. Если ваш кроха никак не хочет останавливаться на просмотре одного мультика в день, то другие мультфильмы должны быть хорошо ему знакомы или нести в себе простой сюжет, например «Антошка», «Львёнок и Черепаха».

Нормально, если дети с постоянным интересом смотрят любимый фильм много раз.

Слайд 12 (несколько советов по просмотру мультфильмов)

В процессе просмотра мультфильма комментируйте происходящие в нем события. На обсуждении и разговорах строится весь воспитательный эффект. Лучше всего смотреть мультфильмы там, где можно нажать на паузу в нужном месте и поговорить об увиденном с ребенком: о характере и настроении героев, об их взаимоотношениях, о природе и красках мультфильма, о поступках и помыслах персонажей; кто его любимый герой, почему ему нравится именно этот мультфильм, какие черты характера он хотел бы видеть у себя. Конечно, лучше разговаривать о мультфильме до его просмотра, либо после, чтобы не рассеивать внимание. Расскажите малышу, о чём вы сейчас будете смотреть мультфильм. Если ребёнок задаёт вопросы по ходу мультфильма, не игнорируйте их, а отвечайте сразу.

Слайд 13 Не навязывайте мультфильм ребенку.

Если ваш ребёнок отказывается смотреть мультфильм, который был любимым мультиком вашего детства, включите другой. Не нужно требовать, чтобы ребёнок досмотрел мультфильм до конца. Даже если в самом начале мультфильм ребёнку показался весьма интересным и достойным его внимания, в середине или в конце ленты ребёнок может перестать его смотреть. Такое поведение не указывает на  неумение доводить дело до конца. Просто ребёнку что-то не понравилось, наскучило, а, может, его что-то разочаровало или испугало. Кстати, если вам очень хочется показать ребёнку какой-нибудь мультфильм, а он его никак не воспринимает, просто немного подождите. Возможно, малышу нужно подрасти.

Слайд 14 «Мультфильмы могут стать — инструментами в борьбе с детскими страхами».

Например, если ваш ребёнок боится привидений или чудовищ, живущих под кроватью или в тёмном шкафу, то посмотрите вместе с ним мультфильм «Малыш и Карлсон - Привидение с мотором». Обыграйте сюжет мультика в сюжетно-ролевой игре, пусть в роли «приведения» побывает любимая игрушка малыша, мама или даже сам ребёнок. Можно представить, что привидение – это такой же маленький человечек, который просто хочет немного поиграть.

Слайд 15 «Мультфильмы — средство развития речи». 

В качественном мультфильме ребёнок слышит очень хорошую и стройную речь героев, речь понятную ему и предсказуемую им. Этот эффект понятности и предсказуемости срабатывает на руку такому речевому навыку как контекстуальная догадка, что в свою очередь очень благоприятно сказывается на развитии пассивного и активного словаря ребенка.

Устраивайте тематические занятия по мультфильмам, особенно понравившимся ребёнку. Лучше, если это будет целая неделя тематических игр по любимому мультику. Например, ваш кроха постоянно просит включить ему «Вини - Пуха». По этому мультику можно много всего выучить и узнать. Про то, как пчёлы делают мёд, где они живут, что любят кушать  лесные жителей. Комплекс познавательных игр посвятить воздушным шарикам и узнать, почему они летают и почему приземляются, полетит ли шарик, если к нему привесить груз в виде пёрышка и груз в виде камня, тонет ли шарик в воде. На примере разноцветных шариков длинных и коротких можно повторить цвета, формы, размеры. А ещё можно нарисовать «пчелиный окрас»: наклеить бархатные черные полоски на шаблон жёлтой пчёлки и считать. Можно поиграть в геометрию: выложи дорожку от домика Винни к домику Пятачка кружочками, а от домика Пятачка к домику Ослика Иа квадратиками. Можно  усложнить: дорожки выкладывать в виде логических последовательностей. Можно также купить малышу раскраски с его любимыми персонажами.

Старайтесь не предлагать ребенку мультфильмы каждый день. Достаточно, если он будет смотреть их несколько раз в неделю. Разумеется, детей затягивает сказочный мир, но ведь есть и другие занятия в реальном мире. Родители должны разнообразить досуг ребенка. Если вы уже ощущаете зависимость ребенка от телевизора, попробуйте привлечь его к рисованию или лепке знакомых ему героев из мультфильмов.

Слайд 16 и 17  «Признаки опасного  мультфильма»

Родителям стоит с особой тщательностью подбирать мультики для малыша.

Признак 1. Дисгармония цветовой гаммы

Если картинка в мультике перенасыщена яркой цветовой гаммой, то каждый раз после его просмотра ребенок будет перевозбужден и чрезмерно агрессивен. «Правильный» мультик должен быть нарисован в 3-4 основных цветах. Остальные оттенки будут лишь дополнениями, они обязательно должны представлять собой нейтральную, пастельную гамму. Также в мультике не должны присутствовать равноценные яркие цвета из одной палитры. Например, алый и ярко-розовый, салатовый и бирюзовый.

Признак 2. Отсутствуют монологи

Психологи предупреждают: герои в мультиках не должны общаться исключительно друг с другом. Главные герои обязательно должны произносить мысли вслух – именно их монологи заставляют ребенка подключаться к событиям, мыслить вместе с любимым медвежонком или зайчиком. Такие мультики стимулируют ребенка к принятию правильных, самостоятельных решений.

Признак 3. Озвучка одним голосом

Монотонность диалогов героев мультика снижает эмоциональность малыша. Если ребенок часто смотрит «пиратские» мультики плохого качества (а именно в них всегда отсутствует многоголосье), то у малыша снижается интерес к общению, он принимает однообразную модель поведения.

Признак 4. Плохие герои остаются безнаказанными

Мультики должны прививать ребенку чувство такта, хороших манер, стимулировать его делать добрые поступки. Если же в мультике плохих героев никто не наказывает – у малыша появляется чувство вседозволенности. Ребенок не осознает, что добро побеждает зло и начинает думать, что быть злым – правильно. Необходимо понаблюдать, как ведет себя маленький ребенок после просмотра мультика. Если у него появляется жестокость, такой мультик лучше исключить.

Признак 5. Мультик перенасыщен трюками

Если герои в мультике получают физически увечья, но при этом выглядят всегда целыми и невредимыми, то ребенок начинает думать, что драки и опасные трюки совсем безопасны. Нужно помнить, что дети любят подражать своим любимым героям и копировать их движения. Дети теряют инстинкт самосохранения, совершая экстремальные и необдуманные поступки.

Слайд 18 «Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История становления и развития педагогической профессии.

История становления и развития педагогической   профессии....

Статья « История становления и развития педагогической деятельности. ( профессия дефектолог)»

В статье освещены этапы зарождения и становления профессии -дефектолог....

История становления и развития педагогической деятельности. Профессия дефектолог.

История специальной педагогики многих стран мира береж­но хранит имена людей, первыми взявших на себя столь слож­ное и трудное дело, как обучение детей с ограниченными воз­можностями жизне...

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России....

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...

История становления и развития дошкольного образования в России

Краткий доклад на тему "История становления и развития дошкольного образования в России"...