Главные вкладки

    «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы» консультация для родителей
    консультация (средняя группа) на тему

    Лоскутова Лариса Николаевна

     

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Родничок»»

    «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы».

     (доклад из опыта работы)

     Воспитатель: Лоскутова Л.Н.

    Моршанск

    «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И  сколько радости они получают, когда мы, отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут с ними поиграть. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?

    Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. Игра средство познания окружающего мира.

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

    Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

    В игре удаётся  привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычно неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика.

    Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью.

    Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в её результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвёртый элемент – игровые действия, поступки,   каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

         Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

          При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

    1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

     2. Игры для сенсорного развития:

    - на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету;

    - на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. - на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

    3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

         Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

         Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

    В результате систематической работы у детей появился устойчивый интерес к приобретению математических знаний.

    Литература.

    1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М. Просвещение, 1990.
    2. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.- 2-е изд.-М.: Просвещение , Учебная литература, 1996.
    3. Петерсон Л.Г., Холина Н,П, Раз-ступенька, два ступенька… - М.: Баласс , 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

    В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

    Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

    Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....

    Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...

    Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

    Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы "Раз, два, три - ищи!"Цель: научить детей строить образ предмета заданн...

    Представление опыта работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

    Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....