Значение игры в жизни ребенка
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Значение игры в жизни ребенка.

 

Игра –это вид деятельности, которая начинается в детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.konsultatsiya_rod-m.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Значение игры в жизни ребенка».

ГБОУ ЦО№1816

Воспитатель.Дегтерева.О.Н

Москва 2015

Значение игры в жизни ребенка.

Игра –это вид деятельности, которая начинается в детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста..

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.

Игра общественный опыт. Игра — активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

К.Д. Ушинский является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка; игра помогает усваивать

определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит и усваивает основные стороны человеческих отношений. Игра должна носить развивающий характер и происходит под контролем взрослого.   Игра это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем.

Не смотря на важность игры как всестороннее развитие ребенка, игра вытесняется учебной деятельностью. Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового удивительный общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам.

Поэтому лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Условно игры можно разделить на две основные группы:

  • сюжетно-ролевые;
  • игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры:

  • на бытовые темы;
  • театрализованные игры;
  • игры – забавы;
  • игры развлечения.

Дидактические игры и подвижные игры.

Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых сами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений.    Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

 игра – способ. Именно в игре ребенок познает мир и свое место в этом мире, растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего ребенка. Итак, во что можно поиграть дома?

Игры нашего детства.
Холодно-горячо
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря «холодно» или «горячо» соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам «прохладно» и «ты не замерз?» нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т.д. Попробуйте так же спрятать сюрприз – ребенок будет в восторге!

Крокодил
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.

Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.
Историческое путешествие
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия. Например, миска – это море, подушка – горы, а большой надувной матрас – пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного маршрута.

Ролевые игры.
Дочки-матери наоборот
Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте.
Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые.
Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!

Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.
Сделай красоту! 
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин... Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.

Игры на развитие внимания, сообразительности.
Птица - не птица. 
Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?"
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи... 

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Лебеди, куницы
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи

Игра "Третий лишний" 
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. 
Детям 3-5 лет условия более простые. 
Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. 
Еще примеры для младших дошкольников: 
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. 
- машина, лошадь, трамвай; 
- шапка, платок, сапоги; 
- роза, береза, ёлка. 
Для детей 5-7 лет задания усложняются: 
- дождь, снег, река; 
- врач, турист, шофер; 
- тень, солнце, планета; 
- мороз, вьюга, январь; 
- камень, глина, стекло; 
- дверь, ковер, окно; 
- море, река, бассейн.

     Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Играя, дети учатся жить!

Интересных вам совместных игр!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в жизни ребенка

Значение игры в жизни ребёнка....

Значение игры в жизни ребенка

Все родители мечтают о лучшей карьере для жизни их ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребенок был врачом, инженером, бизнесменом, журналистом и хотят видеть его на высоких постах....

Значение игры в жизни ребенка

Это правда, что образование является строительным материалом для будущего ребенка. Все родители мечтают о лучшей карьере для жизни их ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребенок был врачом, инженеро...

Памятка для родителей "Значение игры в жизни ребенка"

Играя с ребенком, Вы помогаете ему познавать окружающий мир и чувствовать в нем себя уютно....

Папка - передвижка для родителей на тему: "Значение игры в жизни ребенка"

Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил : "Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет"...

Консультация для родителей" Значение игры в жизни ребенка"

Игра способствует раскрытию творческого потенциала, формированию нестандартного мышления, активизации резервных возможностей личности и гармоничному развитию незаурядных способностей ребёнка...