Воспитание патриотических чувств
консультация (старшая группа) по теме

Нотфуллина Раушания Хабибрахмановна

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstvo_doma.docx17.37 КБ
Файл igra_-_shkola_nravstvennogo_vospitaniya.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

 Тема: «Воспитание патриотических чувств у  дошкольников».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 
           С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 

       Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
               Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 
            При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
            Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
           Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 
       Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 
       При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 

         Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 
      Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Игра–школа нравственного воспитания».

      Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры – дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. В сюжетно – ролевой игре дети изображают всё, что видят, быт и труд людей.

В игре дети удовлетворяют стремление стать участниками жизни взрослых и с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама), лечит их (как врач), учат в школе (как учительница) и т.д. Взятая роль захватывает ребёнка, воздействует на его ум и чувства: мама добрая и заботливая, врач внимателен и чуток, командир справедлив и строг, продавец вежлив и приветлив, моряк храбр и отважен.

   Игра – важное воспитание моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникает в них чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества.

    Чтобы руководить детской игрой требуется определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения в игровых ситуациях: доброжелательны ли они? Проявляют товарищество, вежливость? Умеют ли поддерживать общий  смысл замысел? Как разрешают спорные случаи?

    Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием вызывающие у них жадность, эгоизм, аморальные поступки. Прежде всего надо переключить игру, придав ей положительное содержание, а если не получилось, то нужно прекратить игру, разъяснить, почему она плохая и её не следует продолжать.

    Руководство играми различное. Чем меньше ребёнок, тем активнее роль взрослого. Ведь малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, не всегда он знает способы обращение с игрушкой.

Значит, ему надо подсказывать, во что и как играть, принять участие в игре.

    Вовлекая малыша в игру, полезно показать, как пользоваться игрушкой, как с ней играть. Например; мяч можно катать, бросать, ловить, прокатывать, ударять о землю.  Сколько интересных игр можно затеять.

Руководство игрой маленького ребёнка начинается с обучения его действиям с игрушками, с их обыгрывания, а затем в проигрывании несложных сюжетов: мама кормит дочку, укладывает спать, гуляет с ней.

При этом можно сказать: «Мама добрая, заботливая, ласковая» - и этим самым побудить малыша к соответствующим проявлениям чувств и действий.

    Сколько поводов находится для того, чтобы вызвать у ребёнка желание поиграть со сверстниками. Например, сказать: «Помоги этому симпатичному мальчику построить песочный дом», «Поиграйте вместе в мяч» и т.д. Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно не ссорились.

     Вы с ребёнком утором выходит из дома. Привлекайте его внимание к трудовой жизни города: дворник подметает двор, наводя чистоту и порядок, работники транспорта везут людей в разные концы города, в детском саду повар, воспитатель ждут своих ребятишек и готовы к началу трудового дня. Подчеркните: что труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благосостояние людей.

Все впечатления не могут не задеть детские чувства и сознание, и поэтому ребёнок не пременно попытается отразить их в своих играх.

   Усвоение норм нравственности содействует правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. Старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают или заняты своими делами, не полагается играть. В это время лучше играть в тихие игры. Надо объяснить ребёнку в какие игры можно играть дома, а в какие на прогулке. Игры с мячом, в классики, в прятки уместны на прогулке, а не в помещении. Однако и на улице, затевая подвижную, шумную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим.

     Поскольку культура игровой деятельности во многом зависит от условий, в которых развёртывается игра, у ребёнка дома должен быть специальный уголок. Обычно это самое удобное и хорошо освещённое и удалённое от отопительных приборов место.

Если ребёнок знает, где можно взять игрушку и куда её положить после игры, это приучает его к порядку и содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. И главное он играет там, где никому не мешает. Всё содержимое игрового хозяйства хранится в определённой системе. Крупные игрушки можно расположить на полу, на ковре. Игрушки – забавы, настольно – печатные, лото на полке или в шкафу.

Нужно требовать от ребёнка, чтобы он сам поддерживал порядок в игровом уголке.

    Хранить игрушки в ящике не следует, так как они от этого

ломаются, теряют свой привлекательный вид, а главное ребёнка трудно приучать к порядку, к аккуратному и бережному обращению с ними.

     Не допускайте, чтобы ребёнок играл с поломанными игрушками: это не может содействовать выработки аккуратности, бережности, правильному обращению с вещами вообще.

     Следует присмотреться: всегда ли поломанная игрушка – результат любознательности? А может это свидетельство небрежного отношения?

      Задача взрослых – предупредить поломку игрушки.

С этой целью надо её обыграть с ребёнком, показав, как ею пользоваться, рассказывать о ней, из чего сделана, почему движется, издаёт звук. А в отдельных случаях можно разобрать игрушку и этим самым удовлетворить детскую любознательность. Время от времени вместе с маленьким ребёнком стоит проверить нет ли поломанных игрушек. Пусть малыш видит, как взрослый бережно чинит игрушку, подклеивает коробку, книжку, пришивает собачке оторванную лапу.

    Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии ребёнка старые игрушки: волей неволей мы будем воспитывать у него не бережливость, небрежное отношение к вещам.

     В игре более чем где – либо требуется от ребёнка соблюдать правила. Того, кто нарушает их, дети с остротой подмечают и выражают своё суждение. Если не подчинится мнению большинства, то ему придётся выслушать много неприятных слов, а может быть и выйти из игры. Так ребёнок получает уроки справедливости, честности, правдивости, начинает понимать, что значит считаться с другими. Ребёнок приучается быть организованным, дисциплинированны, следовать нравственным нормам при условии, что его знакомят со следующими правилами:

а) Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также, что понадобиться  для игры.

б) Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай постройки, не отнимай игрушки.

в) Честно соблюдай правила игры.

г) Уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства.

д) Если хочешь включиться в общую игру, спроси об этом у играющих.

е) В ходе игры умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.

ё) Не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо.

ж) Делись игрушками. Не набирай больше, чем тебе понадобиться.

з) Не играй в шумные игры там, где играют или спят маленькие дети, занимаются или отдыхают взрослые.

и) Не забывай после игры убрать всё на место.  

                         

                     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

Формирование представления об истории России ,культурных достояниях взаимосвязей труда в городе,селе. Воспитывать толерантность и уважение по отношению к  представителям других национальностей. Ф...

Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».

наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...

Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»

Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...