Консультация"О роли родителей в развитии речи ребенка"
консультация на тему

Кочанова Людмила Ивановна

На что стоить обратить внимание родителей в развитии речи ребенка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_roli_roditeley_v_razvitii_rechi_detey.docx125.49 КБ

Предварительный просмотр:

О роли родителей в развитии речи ребенка

- Ты, посмотри,  Анечка, дочка Татьяны, как говорит хорошо, не остановишь! А моему Паше уже пять с половиной, а говорит так, что половину не поймёшь!

Достаточно часто такие высказывания можно услышать от родителей.

 Почему многие дети плохо говорят? Как могут родители  самостоятельно помочь своему ребёнку овладеть правильной речью? На что следует обратить особое внимание? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\3366.jpg

Неправильное звукопроизношение может возникнуть из- за нарушений в строении артикуляционного аппарата: проблем в  развитии зубов, неправильном прикусе, удлинённой или укороченной подъязычной уздечке. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и детского невролога.

Особое внимание следует обратить на состояние слуха.  Именно слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь окружающих, отдельные слова, звуки, ребенок начинает сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он не может нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха своего ребёнка. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость различные звуковые носители), а при заболеваниях органов слуха своевременно обращаться к врачу.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые могут помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует ускорять речевое развитие.  Нет необходимости нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить  произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносит шипящие звуки), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Часто неправильное звукопроизношение возникает из- за  подражания ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что при общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, не следует произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные, аморфные слова или звукоподражания ("бибика", "ав- ав", "ням-ням" и т.д.) Это тормозит усвоение звуков, задерживает своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или восхищаться. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.    

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\6.jpg

Некоторые нарушения детской речи возможно преодолеть только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях.

В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Никогда не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе, начинает заикаться.  Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Вы занимаетесь с ребенком дома, читаете ему книгу, рассматриваете иллюстрации, картинки… Попросите его ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Если ребенок ошибся, не надо его перебивать, пусть он закончит говорить, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Часто на них трудно сразу найти правильный ответ. Но не стоит не обращать внимание на эти вопросы. Пообещайте дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, поиграет, поспит, уберёт игрушки…), за это время вы сможете подготовиться. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

Создайте условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Постарайтесь полностью или хотя бы частично отказаться от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, за исключением добрых и нестрашных мультфильмов  и только в качестве подготовки ко сну. И как вы сами  заметите, общение с ребенком станет более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка»

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладе...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»

Консультация для родителей на  тему: «Роль родителей в развитии речи ребенка»...

Консультация для родителей. "О роли родителей в развитии речи ребенка". Май 2020г

laquo;Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы ...

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи ребенка"

Данный информационный материал предназначен для родителей детей, имеющих задержки в речевом развитии.Здесь вы найдете ответы на вопросы, как развивать речь ребенка, какие игры будут самыми полезными и...

Консультация для родителей Роль родителей в развитии речи ребенка

Материал для родителей, как правильно вести себя с ребенком во время развтия речи у ребенка...

Консультация для родителей:"Роль родителей в развитии речи ребенка"

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько врем...