Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».
консультация (младшая группа) на тему

Кочешкова Галина Николаевна

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него формируется система знаний. Взрослый руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

Животный мир познается детьми через человека и его отношение к этой стороне действительности. В условиях города они видят собаку, кошку. Родители обращают внимание малыша на стаи птиц: воробьев, голубей. Иногда можно увидеть важно шагающую ворону. Дети должны иметь представление о домашних животных: корове, лошади, козе, свинье; птицах: петухе, курице, гусе, утке. Петушок особенно привлекает малышей ярким оперением и голосистостью. Взрослый обращает внимание на характерные внешние особенности животных: у коровы рога, у петушка гребешок и т. п. Маленький ребенок не в состоянии запомнить все отличительные признаки, но он учится наблюдать мир, окружающий его, и ориентироваться в нем. Говоря о животных, вы можете использовать образные слова, фразы (коровушка – матушка, курочка – рябушечка, коза рогатая и т. п., поговорки иззнакомых ребенку потешек, песенок, например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Взрослый не только отмечает особенности животных, но и учит малыша подражать их голосам. Это способствует развитию речи. Малыш узнает в натуре, на картинках, в игрушках кошку, собачку, петушка, курочку, птичку, рыбку, корову; запоминает не только названия основных частей тела, но и отличительные признаки (хвост, гребешок, крылышки и т. п., имеет представление о способах их передвижения (собачка бегает, птичка летает и т. п.). Он начинает понимать разницу между живым и неживым объектом. Знакомство с заводными игрушками, как правило, осуществляется с целью закрепления знаний об окружающем или забавы в часы досуга. Среди игрушек особое место занимают животные, стилизованные под человека: зайчик в штанишках, петушок в сапожках и т. п. Их можно, купать, кормить, катать в коляске, т. е. действовать, как с куклой. Эта аналогия позволяет родителям организовать игры и инсценирование с игрушками – животными как с живыми объектами, учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т. п.) и закреплять обобщенные представления о них; развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Особое место в воспитании ребенка занимает ознакомление с явлениями природы. Взрослый не только называет погодные явления, но и дает некоторое представление о причинно – следственных отношениях: дождь, мокро, кругом лужи, поэтому гулять нельзя, сосульки и снег – холодные, в рот брать нельзя, заболеешь; когда светит солнышко – тепло; когда дует ветер – холодно, чтобы не было холодно, нужно надевать пальто, сапоги, шапку и т. п. Ребенок должен не только слышать пояснения взрослого, но и видеть его эмоциональное отношение к явлениям природы.

Мама может прочитать небольшое четверостишье, пропеть песенку о том, что видит малыш в данный момент :

Снег,снег кружится

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Наблюдения явлений природы должны быть неоднократны, ежедневны (например, выходя на прогулку, мама обращает внимание малыша на погоду, солнышко, ветерок и т. д.).

Наблюдения за растениями (травой, цветами, деревьями) проходят, как правило, в местах, близких к дому: во дворе, в саду. Во время пребывания на воздухе, родители должны обращать внимание малыша на зеленую траву, яркие, крупные цветы. Своим примером взрослые воспитывают в детях бережное отношение к растениям, а в конце года можно привлечь малышей к посильному уходу за растениями.

Ознакомление с растительным миром осуществляется также при рассматривании овощей(помидор, морковь, огурец, капуста) и фруктов (яблоко, груша). Впервые ознакомление с ними происходит как с предметами, которые можно употреблять в пищу. Мама показывает их малышу, отмечает цвет, вкусовые качества. К демонстрации можно подключить игрушечных животных (зайчик ест морковку) или организовать инсценирование с куклами, которых малыш угощает яблоком. Во втором полугодии малыша учат находить названные овощи и фрукты в натуральном виде и на картинках.

В огороде, за забором

Поспевают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

Объекты и явления неживой природы (песок, камешки, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. Конечно, он еще не понимает зависимости их состояния от сезонных изменений (например, лед – это замерзшая вода и т. п.).

В данном возрасте достаточно обратить внимание на эти явления и организовать определенные игры, в которых малыш познает сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды (например, вылавливание шариков, уточек, рыбок с помощью сачков или “выпечку” куличиков из влажного песка и т. п.). Зимой во дворе малыш знакомится со свойствами снега. Взрослый выполняет различные постройки из снега, заливает их цветной водой, украшает цветными льдинками.

В ненастную погоду ребенок может наблюдать явления природы из окна.

Дождик,дождик,кап да кап,

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Детям уже доступно понимание некоторых явлений общественной жизни. Они наблюдают движение транспорта (это машина, поехал автобус, летит самолет и т. д., изменения на улице (украсили улицу цветными огоньками).

В повседневной жизни во время прогулок необходимо обращать внимание малыша на трудовые действия взрослых (Дворник (дядя) подметает двор. Маляр (дядя) красит забор. Плотник (дядя) чинит скамейку).

Все, что видит ребенок вокруг, является поводом для общения родителей с ним. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире.

Литература.

  1. Елецкая О.В., Вареница Е. Ю.День за днём говорим и растём.-М., 2005.

2.Кастыркина  В. Н., Попова Г. П. Организация детей на прогулке: вторая младшая группа. –Волгоград: Учитель, 2013 г.

3. Коробова М.В.,Посылкина Р.Ю.Малыш в мире природы. – М.: Просвещение, 2005.

 4. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей. «Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания».

Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи....

Консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания"

Как можно помочь своему ребёнку, если у него задержка речевого развития....

Статья "Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром" .

Обогащение словаря дошкольников новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов , а так же новых значений ряда слов , уже имеющихся в их лекксике .Закрепление и уточнение словаря  , его а...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»...

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г  МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с...