Главные вкладки

    Консультация для родителей «Использование метода системного подхода для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
    консультация (старшая группа) по теме

    Важенцева Инна Геннадьевна

    Данная консультация познакомит родителетей с тезнологией ТРИЗ, повысит их компетентность  в сфере инновационных технологий, познакомит с методикой проведения дидактических игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley2.docx27.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Использование метода системного подхода

    для обогащения словарного запаса детей»

    Подготовила: воспитатель высшей категории  Важенцева И.Г.

    «От того, как прошло детство, кто вёл

    ребенка  за  руку в  детские годы, что вошло

    в его разум и сердце из окружающего мира –

    от этого в решающей степени зависит, каким

    человеком  станет  сегодняшний  малыш».

    /В. А. Сухомлинский/

    Ваш ребенок поступил в сад-лицей №122 «Красное солнышко», который отличается от других дошкольных учреждений построением педагогического процесса на основе авторской комплексной региональной программы «Солнышко», разработанной заведующим нашего детского сада, кандидатом педагогических наук Железновой С. В.

    Программа вышла в свет в 1997 г. В этой или иной степени её используют в работе многие дошкольные учреждения нашего города, а также в других городах России.

    Программа «Солнышко» построена на основе ТРИЗ-РТВ-технологии (теории решения изобретательских задач и развитие творческого воображения).

    ТРИЗ-технология - одна из наиболее интересных педагогических технологий, способствующих развитию нестандартного, сильного мышления.

    Поскольку и Вы, родители, и мы, педагоги, занимаемся одним общим делом - воспитанием ваших детей, то в какой-то степени мы являемся с вами коллегами.

     А длительное с вами сотрудничество в течение целых пяти лет предполагает единое понимание наших общих целей и задач.

    Безусловно, важнейшей задачей для нас является - воспитание физически крепкого, здорового ребенка. Но, сегодня я Вас ознакомлю, каким же образом ТРИЗ-технологии, (а именно, использование системного подхода)  используются для обогащения словарного запаса детей.

    Начнем с задач ТРИЗ-РТВ для дошкольников. Вот их основное содержание:

    1. Формировать умение пользоваться приемами «сильного» мышления, способствующих быстрой систематизации и классификации большого информационного объема, а также его запоминанию (морфтаблица, структурный подход и др.)

    2. Формировать системное мышление, устанавливая взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами.

    3. Развивать воображение, оригинальность мышления, интеллектуальную творческую инициативу.

    4. Стремиться к снятию стереотипов мышления, добиваться его образности, развивать фантазию в процессе придумывания сказок, рассказов, сценариев, мультфильмов.

    Краткая характеристика метода системного подхода:

    Системный подход.

    К базовым понятиям ТРИЗ - технологии относится системный подход.

    «Системой называется любой предмет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-либо действия» (д.п.н. А.М. Страунинг)

    Любой предмет, живое существо и даже природное или общественное явление - это система, т.е. обязательно состоит из частей, обязательно является частью чего-то, и обязательно каким-то образом функционирует.

    При этом у каждой системы, будь то человек, авторучка, гроза, любовь или инфляция, существует прошлое и будущее (условия возникновения, причины, качества, особенности объекта в процессе первоначального этапа развития и его изменения в строении и функциях в ходе этого этапа, который будет впоследствии, в будущем).

    Таким образом, в своей работе мы используем очень широко системный оператор.

    Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему.

    Это видение единства всего, что нас окружает - мира, в котором мы живем.

    Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать, не приукрашивая прошлого и не упрощая его. Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.

    Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

    Таким образом, системный оператор:

    1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;

    2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

    Регулярное использование приема СО (системный оператор) формирует у ребенка навыки системного анализа, системное мышление.

    В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.

    В младшем дошкольном возрасте мы начинаем работу с развития умений анализировать и обобщать; развиваем воображение.

    Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.

    В младших группах мы рассматриваем подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта, а потом уже определяем в какую надсистему она входит.

    Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

       "Что-то"  М. С. Гафитулин

    Если мы рассмотрим что-то.

    Это что-то для чего-то.

    Это что-то из чего-то.

    Это что-то часть чего-то.

    Чем-то было это что-то.

    Что-то будет с этим что-то.

    Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

    Генетический подход изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой.

    Например:

    икра -> головастик -> лягушка;

    семечко -> росток -> саженец -> молодое деревце -> взрослое дерево

     Из этих примеров видно, как исторически развивался тот или иной объект на протяжении длительного времени. При этом можно рассмотреть, как менялись подсистемы и надсистемы объектов.

    Компонентный подход - изучает состав системы и частью чего она является.

    Например:

    Тема «Дикие животные. Лес» Дикое животное – лиса. Ее части: голова (глаза, нос, рот, уши), туловище, лапы, хвост.

    Очень хорошо поиграть с малышом в игру «Части-целое».

    Функциональный подход определяет функцию системы в целом, а также её над- и подсистем.

    Например:

    система - очки (для тех, кто плохо видит) что делают? - помогают лучше видеть;

    надсистема - футляр для очков - сохраняет очки от поломок;

    подсистема - оправа - служит каркасом для стекол.

    Морфологический анализ - один из методов перебора вариантов, способствующих преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов.

    Этот метод служит сразу двум большим задачам:

    а) с помощью комбинирования, объединяя предметы (или их отдельные признаки) по осям координат создавать новые объекты. При этом меняется строение объекта, его функция, его среда обитания, ресурс существования или применения. В процессе такой работы главная цель - это развитие воображения и творческих проявлений ребенка.

    Например:

    Машина + кастрюля = машина с кастрюлей (или бидоном, флягой) - это же машина для перевозки жидкостей - молока, бензина, воды... Это может быть бетономешалка или что-то ещё. Разобрать их прежние функции и новую.

    Заводной мишка + тарелка = мишка с двумя тарелочками в лапах  при заводе начинает бить тарелочками. Функция - помимо игры можно использовать как сигнал к сбору на обед для всей семьи.

    Таким же образом можно придумать несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали травоядных). При этом необходимо обсудить с ребенком внешний вид нового (сказочного) животного, где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как изменится его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

    Этим же путем можно придумать великое множество сказок, закладывая, например,  по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с ребенком на несложный алгоритм вопросов, придумать новую сказку:

    Где наш герой будет жить?

    Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?

    Кто будут его друзья, а кто враги?

    Что интересного с ним произойдет?

    Кто из Волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет (или помешает)?

    Чем закончится сказка?

    С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребенком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды - да чего угодно! Только обязательно - от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребенок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса, быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).

    б) Вторая большая задача, которую решает метод морфанатиза (в виде морфтаб- лицы) - это систематизация большого количества информации.

    Если ваш ребенок с детства овладеет таким приемом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического, природоведческого, литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

    выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства):

    время, место существования, обитания;

    положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

    классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.

    Для ребенка младшего дошкольного возраста  морфтаблицу нужно строить, начиная с 2 - 3-х параметров, и доводить до 10 - 12, в зависимости от возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития.

    по вертикали заложены 4 основных цвета, плюс понятие «разноцветный» (О- символ цвета);

    по горизонтали - форма - круг, квадрат, треугольник, плюс прямоугольник (опережение).

    Ребенку предлагаются реальные предметы или картинки с нарисованными предметами определенной формы и разных цветов:

    1. красный мячик
    2. синий мячик
    3. зеленый куб
    4. зеленая елочка
    5. синий домик с треугольной крышей
    6. пирамидка
    7. кукла-неваляшка и т.д.

    Сначала вместе с ребенком, а затем самостоятельно, их нужно правильно разложить,  все время закрепляя - какого цвета и какой по форме предмет

     (Мячик круглый и разноцветный. Разноцветный - это значит, цвета у него разные: синий, красный, белый).

    Таким образом, были сделаны следующие выводы:

    Системный подход позволяет развивать речь, пополняет словарь детей,  позволяет развить воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.

    Литература.

    1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб. : Детство-Пресс, 2003

    2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

    3. Дыбина О. В. Что было до. М. : Творческий центр СФЕРА, 2004

    4. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

    5. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

    6. «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии» А. И. Никашин, А. М. Страунинг, Ростов-на-Дону, 1991 г.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

    Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

    Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

    Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

    Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

    Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

    Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

    Презентация "Приемы и методы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

    В презентации представлены важные задачи процесса развития речи у детей, методы и приемы обогащения речи детей . содержание словарной работы. типы лексических игр и упражнений по обогащению словаря де...