Главные вкладки

    Консультация "Материнство"
    консультация (средняя группа) на тему

    Осипенко Надежда Алексеевна

    Консультация "Материнство"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vo_vse_vremena_mama.doc805 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материнство: врожденный инстинкт или приобретенный навык

    Что означает понятие "материнство"?        

    Материнство - это одна из со- циальных ролей женщины. Даже если потребность быть матерью заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявление материнского отношения.

    Принятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, т. к. содержание материнских установок меняется вместе с эпохой. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка.

    Беременность и роды, как правило, оказывают на женщину глубокое и благотворное влияние в психическом отношении: она превращается в мать. Большинство будущих матерей, сознающих свою миссию, чувствуют себя счастливыми и уравновешенными. Обычно после родов женщина переживает самый счастливый период своей жизни. Это восхитительное чувство возникает уже в первые мгновения после рождения ребенка - она выполняет свою возвышенную жизненную задачу.

    Стать матерью и почувствовать себя ею может любая женщина. Совсем неважно, каким способом появится у нее ребенок: будет рожден ею или усыновлен. Главное в том, сможет ли женщина взять на себя ответственность за судьбу малыша, принять его всем сердцем и стать главным человеком в его жизни - мамой.

    В Толковом словаре русского языка С. Ожегова слово "материнство" трактуется так: 1) состояние женщины-матери (преимущественно о периоде беременности и младенческих лет ребенка); 2) свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми. Следовательно, мама - это не только способная выносить и родить, но и всецело осознающая себя матерью женщина.

    Если потребность быть матерью - заложена в женской природе, означает ли это, что каждая женщина хочет ею стать?

    Есть женщины, которые не хотят становиться матерями. И это не связано с бытовыми причинами, например, жилищными условиями. У них нет такой потребности.  Приведем основные причины отказа от материнств, выделенные в результате социологических наблюдений. Первая причина - отсутствие материнского инстинкта, о существовании которого свидетельствуют некоторые научные данные.

    Вторая причина - "воспитание детей - это призвание". Надо по-настоящему хотеть иметь ребенка, чтобы посвящать ему практически все свое свободное время.

    Третья причина "карьера или ребенок". Женщины, которые меняют в этом сочетании "или" на "и", рискуют подорвать свое здоровье либо поставить крест на карьере. Мамы, которые после нескольких месяцев декретного отпуска вышли на работу, поручив уход за ребенком няне, со временем могут потерять контакт с ним. Нельзя быть уверенным и в талантах и способностях няни. Неслучайно возникает вопрос: зачем был нужен ребенок, если мама не хочет или не может уделять ему достаточно времени?

    В качестве четвертой причины называется физическая боль, которой действительно боятся некоторые женщины. Вынашивание ребенка в течение девяти месяцев и непосредственно роды представляются им чередой страданий.

    Еще одна причина - страх. К сожалению, здоровых детей в настоящее время рождается очень мало. Экологическая ситуация оказывает неблагоприятное влияние на плод. Бесконечные публикации и телепередачи на данную тему способствуют развитию у женщины боязни родов (малесиофобии,токофобии), страха родить нездорового ребенка.

    Шестая причина - условия жизни. Когда живешь в стране с нестабильной экономикой, трудно испытывать уверенность в завтрашнем дне. Поэтому многие женщины задумываются над тем, нужно ли рожать ребенка, если неизвестно, какое будущее его ждет.

    Следующая причина состоит в том, что редкий мужчина может быть опорой. По статистике, у 93% мужчин отсутствует отцовский инстинкт (а материнский - только у 7% женщин). Понятно, почему миллионы мужчин отказываются платить алименты и годами не вспоминают про своих детей. Не получив поддержку со стороны мужчины на этапе принятия решения о рождении ребенка, женщины отказываются от этой мысли.

    Восьмая причина: неблагодарность детей. Многие мамы и папы решаются на рождение детей в надежде на их благодарность и поддержку впоследствии. Однако зачастую приходится слышать от стариков, что они всю жизнь работали на детей, а от них, неблагодарных, помощи не дождешься. Подобные отрицательные примеры во многих случаях становятся непреодолимым препятствием в момент принятия решения о рождении ребенка.

    И, наконец, девятая причина - эгоизм. Наша жизнь коротка и мимолетна: треть ее мы спим, столько же посвящаем работе. И только треть остается для личной жизни. С учетом бытовых забот (дорога на работу, магазины, стирка, глажка, приготовление еды и т. д.) ежедневно не более 4 часов остается на то, чтобы получать удовольствие от жизни, заряжаться энергией, читать любимые книги. А если привнести в свою жизнь ребенка, времени на себя не останется.

    Перечисленные причины - лишь наблюдения, а не научная аргументация проблемы. У каждой женщины найдутся свои причины и оправдания. Но не учитывать их мнение нельзя, ведь они могут попасть в группу риска, если станут матерями. И все же радует то, что женщин, рассуждающих таким образом, как уже отмечалось, всего около 7%.

    Почему случается так, что родившая ребенка женщина его бросает, отказываясь от малыша в роддоме?

    Отказ матери от своего ребенка - форма деви- антного поведения - распространенное социально- психологическое явление, чрезвычайно актуальное в наши дни. До настоящего времени остается малоизученной и непонятой природа отказа женщины от ребенка. Повседневная практика работы с такими роженицами и анализ немногочисленной литературы по данной проблеме указывают на чрезвычайную сложность взаимодействия психологических и патологических факторов, нарушающих процесс формирования материнства. Роль социальных факторов, способствующих искажению материнского поведения, столь велика, что многие исследователи сводят к ним спорную проблему причин социального сиротства.

    Стоит заметить, что еще одним видом отказа от материнства является аборт. По данным статистики, ежегодно совершаемые аборты в России, к сожалению, значительно превышают показатели рож


    даемости. У каждой женщины, как мы уже говорили, найдутся свои причины и оправдания подобного решения.

    В данных условиях возрастает роль служб сопровождения беременных женщин, в т. ч. из группы риска, возникает необходимость создания приютов для рожениц, которые нуждаются в помощи и поддержке в первые месяцы после родов. Повышаются требования к уровню профессиональной компетентности специалистов таких служб и приютов, врачей роддомов. При этом ключевое значение имеет уровень личной ответственности каждой женщины, которая стоит перед выбором.

    Говорят, что радость материнства рождается вместе с ребенком. Так ли это?

    За разъяснением этого вопроса давайте обратимся к психологии материнства Г.Г. Филипповой, которая рассматривает несколько этапов в развитии материнской сферы: взаимодействия с собственной матерью, игровой, няньчания, дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер, взаимодействия с собственным ребенком и этап, на котором у матери образуется привязанность и любовь к ребенку как личности. Каждый этап имеет возрастные границы, играет свою роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков материнской сферы (операционного, потребностно-эмо- ционального, ценностно-смыслового). Так, первый этап - взаимодействия с собственной матерью - охватывает всю жизнь, включая не только ранний онтогенез, отношения с матерью в процессе взросления и воспитания собственного ребенка, но и влияние образа матери на материнскую сферу женщины до конца ее жизни.

    Особенности материнской сферы, относительно устойчивые для каждой женщины, но варьируются для конкретного ребенка. К моменту рождения малыша у матери есть некоторый "стартовый уровень" содержаний всех блоков материнской сферы, обусловленный историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий.

    Наиболее устойчивыми являются стиль эмоционального сопровождения, некоторые другие содержания операционного блока (общение, воспитательные стратегии). Более вариативен по- требностно-эмоциональный блок (потребность во взаимодействии с ребенком, его охране и заботе о нем, особенно потребность в материнстве, наиболее подверженная опыту собственного материнства). Самый лабильный - ценностно-смысловой блок, зависящий от развития личности и динамики других ценностей.

    Таким образом, содержание материнской сферы может различаться (в определенных пределах) у одной женщины относительно разных ее детей. По мнению ГГ. Филипповой, материнскую сферу следует рассматривать применительно к конкретному ребенку, который является объектом этой сферы в данном случае.

    Откуда берется материнский инстинкт и в чем он выражается?

    Этот вопрос часто задают молодые матери. Снова обратимся к науке. Материнский инстинкт выражается в специальных качествах, позволяющих женщине учиться материнству и осуществлять уход за новорожденным. Такими качествами, отличающими женщину-мать, можно считать способность идентифицировать себя с ребенком и умение приспособиться к его нуждам. Эта способность выражается не в понимании состояния ребенка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Она является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнского чутья.

    Истоки материнского инстинкта восходят к состоянию беременности, но все же главным его пусковым механизмом являются роды. Для благополучного пробуждения и проявления материнского инстинкта и материнской любви важно, чтобы роды женщины прошли максимально физиологично. Необходимо предельно корректно применять в процессе родов стимуляцию и обезболивание, поскольку подобные вмешательства нарушают пусковые механизмы материнского инстинкта и не дают ему проявиться, что пагубно сказывается на возможности осуществлять полноценное и продолжительное грудное вскармливание. Большое значение имеют первые минуты знакомства матери с ребенком, прикладывание к груди, которое должно произойти в течение первого часа после родов.

    Некоторые женщины, посещающие консультацию, сетуют: "Я не чувствую своего ребенка. У меня не развит материнский инстинкт". Хочется отметить, что у некоторых женщин переживание и принятие материнства может и не произойти в момент рождения ребенка. Ощущение того, что "я не просто женщина, а мать", складывается постепенно, порой на протяжении всей жизни. Многих пугает или может повергнуть в отчаяние отсутствие счастья материнства - особенного тепла и привязанности к ребенку в первые дни после его рождения. Все это последствия перинатальной депрессии, обусловленной различными факторами.

    Может ли возникнуть материнский инстинкт у приемной матери?

    Если мы говорим о "психологической беременности" и если будущая мама имеет представления о себе как о родителе, то наверняка она сможет почувствовать все возможные проявления материнского инстинкта. Об одном из них - умении идентифицировать себя с младенцем - шла речь выше. Благодаря этому умению мать может понимать его настолько, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся нуждам малыша. Реализуясь как заботливая мать, женщина должна чувствовать глубокую собственную удовлетворенность, испытать которую помогает материнская любовь. Именно это нереализованное чувство чаще подталкивает женщину к усыновлению ребенка.

    А что означает материнская любовь? Каковы составляющие материнского поведения?

    Материнская любовь - первооснова. Хорошая мать, полностью отдающая себя ребенку и заботе о нем, обеспечивающая хороший уход, закладывает основы его душевного здоровья с первых дней жизни малыша. Одна из составляющих материнского поведения - грудное вскармливание. Вскормить, т. е. "под-питать" свое дитя, означает "вос-питать". Следовательно, процесс воспитания соответствует выполнению важной материнской функции, которую может выполнять и приемная мама.

    Для успешного осуществления процесса вскармливания молодая мать нуждается в обучении, кто- то более опытный должен ввести женщину в новую для нее роль матери. На протяжении многих веков со словом "материнство" ассоциировалось все хорошее и возвышенное, что, естественно, отразилось в языке. Недаром ни в русском, ни в других языках нет устойчивых выражений типа "подлость материнства" или "мерзость материнства", напротив, существуют положительно окрашенные словосочетания "радость материнства", "счастье материнства", "подвиг материнства" и т. п.

    Какое счастье быть матерью, какое удовлетворение для женщины не"только произвести на свет человека, но и взрастить его, воспитать! В материнстве, своих детях женщина раскрывается, познает себя, как бы видит себя со стороны. Мать способна поставить себя на место ребенка, посмотреть на все его глазами. Ее способность идентификации с ребенком позволяет отвечать на его потребности с поразительной точностью.

    Как мать идентифицируется с ребенком?

    Она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым человеком. При этом и ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта с ней. С точки зрения малыша, на свете нет ничего,

    кроме него самого, поэтому поначалу мать - тоже часть ребенка. Это то, что называют первичной идентификацией. Быть матерью - служение, а первое условие верного служения - бескорыстие. Верная своему призванию мать не говорит: "Вот мой сын, которого я родила для себя". Она думает: "Вот человек, родившийся для блага мира".

    От начала воспитания зависит многое: в направлении, данном ребенку в первые годы его жизни, скрывается зародыш будущей его деятельности. Наибольшее влияние, существующее в отношениях между людьми, - влияние матери. При этом нельзя ожидать от нее систематических действий: мать действует скорее по вдохновению, а не по расчету. Благодаря материнскому чутью, материнской любви в детях происходят чудные перемены. Таких примеров много, в т. ч. среди наших замещающих семей, посещающих Клуб приемных родителей на базе ГБОУ УМЦ "Детство".

    Вспоминая слова русского философа П.Е. Астафьева: "В нравственной области женщина является выразителем цельного и общего типа человечности, равномерно и согласно проявляя все его черты, тогда как всякий мужчина представляет собой более или менее одностороннее исключительное развитие одной из этих черт", хочется подчеркнуть, что для счастья любого ребенка важна полноценная семья, где есть мама и папа. Женщина создана не для карьеры, а для семьи. Богом ей дано быть помощницей мужа, матерью и хозяйкой в доме. Ошибаются те, кто считает, что, изменив своему предназначению, "свободные" от семейных обязанностей, "деловые", . "успешные", одним словом, эмансипированные особы могут добиться главного успеха жизни - женского счастья, счастья материнства.