Правила хорошего тона за столом.
консультация (средняя группа) на тему

Иващенко Наталья Андреевна

Этикет для детей – понятие весьма неоднозначное. Сегодня общество, к сожалению, далеко не всегда придерживается норм поведения, и далеко не все  считают нужным вообще придавать этому значение. Некоторые ограничиваются элементарными нормами вежливости, а этикет за столом может превратится в пережитки прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила хорошего тона за столом.

Иващенко Н.А., воспитатель

                                                                                                        МБ ДОУ «Детский сад №3»

E:\DATA\СТАРЫЙ\Мои документы\НАТАЛЬЯ\0010-010-Etiket-za-stolom.jpg

“Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Этикет для детей – понятие весьма неоднозначное. Сегодня общество, к сожалению, далеко не всегда придерживается норм поведения, и далеко не все  считают нужным вообще придавать этому значение. Некоторые ограничиваются элементарными нормами вежливости, а этикет за столом может превратится в пережитки прошлого.

Учить детей этикету следует с самого рождения, объяснение и демонстрация должна быть на своем примере. Если в семье не соблюдаются правила хорошего тона, то и ребенок не будет знать как себя вести.

 Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя малыш - это уважение ко всем людям и взрослым в частности.    С первых дней, как только малыш начинает кушать со взрослыми,  его надо приучать к определенным правилам поведения за столом:

  • Перед едой необходимо вымыть руки с мылом
  • Спокойно сесть за стол
  • Приступить к еде вместе со всеми
  • Кушать молча и бесшумно. Жевать нужно только с закрытым ртом. Чавкать за столом - недопустимо!
  • Сидеть ровно, не сутулиться, не болтать ногами. Спина должна быть прямая, не стоит выгибать спину и грудью упираться в стол, так как будет искривление позвоночника и болеть желудок.
  • На стол   класть  только кисти рук Нельзя класть локти на стол. Руки должны упираться об стол «срединой» между запястьем и локтем. Если локоть лежит на столе, то неудобно кушать!
  • В тарелке нельзя ковыряться руками
  • Еду нужно класть в рот по чуть-чуть, а не «набивать» полный рот. Кушать нужно только маленькими кусочками, иначе можно подавиться, задохнуться,
  • В то время когда  жуешь, ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть прибор  на стол, размахивать, стучать по тарелке или по столу, так как можно ударить соседа, расплескать еду, опрокинуть тарелку.
  • Если левая рука не занята хлебом, она должна лежать на столе, а не под столом.
  • Вставать из-за стола вместе со всеми
  • Обязательно сказать «Спасибо»
  • Убрать стульчик за собой

Эти правила должен знать каждый малыш. Не стоит потакать ребенку и пропускать неправильное поведение мимо. Постоянно напоминайте   правила поведения за столом.

1. Использование столовых приборов

  • Учим ребенка кушать  первые блюда ложкой.

Ложку нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним (НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ В КУЛАКЕ!

  • Учим ребенка кушать  вторые  блюда   вилкой.

Вот так нужно держать вилку, когда едят салат, кашу, т.е рассыпчатые блюда.

  • Столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд.

В правой руке держат – нож лезвием вниз. В левой руке – вилку зубчиками вниз. Оба прибора в руке. То, что можно легко разделать вилкой, едим без ножа. Тогда вилка – в правой руке. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, котлеты, колбасу, помидоры, огурцы. Отрезав кусочек, съедаем, отрезаем другой. Ко рту подносят только вилку, а не нож. После еды нож и вилку кладем на тарелку, нож лезвием к центру, вилку зубчиками вверх.

Пользование ножом и вилкой. (показ) 

E:\DATA\СТАРЫЙ\Мои документы\НАТАЛЬЯ\inner.jpg

E:\DATA\СТАРЫЙ\Мои документы\НАТАЛЬЯ\253335_44682nothumb500.jpg

E:\DATA\СТАРЫЙ\Мои документы\НАТАЛЬЯ\719061430.jpg

E:\DATA\СТАРЫЙ\Мои документы\НАТАЛЬЯ\000007.jpg

В соответствии с методическими  рекомендациями  по формированию общей культуры ребенка в детском саду также необходимо знакомить со столовым прибором нож   в средней группе, а в старшей и подготовительной - пользоваться.

Нужно заметить, что в нашем детском саду есть набор ножей, который можно активно использовать воспитателям в своей работе.

Для эффективной работы по обучению культуре поведения за столом можно использовать сюжетно-ролевые игры, например: «Кукольное застолье», «Кукла ждет гостей» и т.д. Проводить беседы о культуре поведения. Чтение сказок, например: сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги  А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения. Загадки:

1. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

2. У нее зубцы стальные, длинные и острые, ею подцеплять кусочки очень даже просто нам (вилка).

3. Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо, только лезвие не трожь, ну конечно это… (нож).

Упражнения:

- Ты всегда перед едой, руки …чисто с мылом мой!

- Если сели вы за стол – не стучи …ногой об пол! (рукой об стол)

- Ты ногами не болтай и соседей не … толкай!

- Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде!

- Есть и пить надо – …беззвучно, аккуратно.

- Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить.

- Не забудь салфеткой ….губы вытирать.

- Локти на стол …. не ставим.

- Если нож в … руке, вилка в ….руке.

- Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем …

- Если во рту пища …. не разговаривают.

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет!

 Это правила такие        

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет!

В заключении необходимо отметить, что работать над правилами хорошего тона за столом необходимо в системе. Воспитателям это необходимо помнить всегда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила хорошего тона за столом. Иващенко Н.А., воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №3»

Слайд 3

Использование столовых приборов. Учим ребенка кушать первые блюда ложкой.

Слайд 4

Учим ребенка кушать вторые блюда вилкой.

Слайд 5

Пользование ножом и вилкой.

Слайд 6

Пользование ножом и вилкой.

Слайд 10

Загадки. 1 . Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка). 2. У нее зубцы стальные, длинные и острые, ею подцеплять кусочки очень даже просто нам (вилка). 3. Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо, только лезвие не трож , ну конечно это… (нож).

Слайд 11

Упражнения. Ты всегда перед едой, руки …чисто с мылом мой! Если сели вы за стол – не стучи …ногой об пол! ( рукой об стол) Ты ногами не болтай и соседей не … толкай! Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде! Есть и пить надо – …беззвучно, аккуратно. Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить. Не забудь салфеткой ….губы вытирать. Локти на стол …. не ставим. Если нож в … руке, вилка в ….руке. Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем … Если во рту пища …. не разговаривают.

Слайд 12

Что такое этикет? Что такое этикет? Кто-то знает, кто-то – нет! Это правила такие Поведения, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда Ты усвоил этикет И дурных привычек нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей...

Консультация "О правилах хорошего тона за столом"

Консультация для родителей поможет сформировать навыки культуры поедения за столом у детей дошкольного возраста...

О гигиене и правилах хорошего тона за столом

Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа ...

Консультация для родителей «О правилах хорошего тона за столом»

В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников....

"О правилах хорошего тона за столом"

Данный материал возможно использовать как консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....