Консультация для родителей
консультация на тему

Котова Анастасия Алексеевна

"Театрализованная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx99.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Театрализованная деятельность

как средство эмоционального развития»

D:\картинки\1191269027_c4112.jpg

                                                 

Театрализованная деятельность

как средство эмоционального развития

Ныне резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать. А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально- волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны, а игры однообразны. Вместе с тем наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.

Быть творческим- значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественным. Творчество- это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научит детей сопереживать, понимать чувство другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этим вопросом мы подумали о театре. В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущение беззаботного детства, а это может дать театр. Поэтому для работы нами была выбрана театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.

Работу начали с изучения анализа литературы по этому вопросу. Нужной оказалась книга И.Д. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», в которых представлен практический материал начиная со второй младшей группы. Помогли нам и следующие книги: Антипина Ч.А. «Театральная деятельность в детском саду»; Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников»; Щеткин В.Г. «Театральная деятельность в детском саду»; И.Л. Белопольская «Азбука настроения» и др. В них предложены упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр- драматизации для детей раннего возраста. Посмотрели журнал «Дошкольное воспитание», прежде всего те материалы, в которых педагоги дошкольных учреждений делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельностью в педагогический процесс.

Провели педагогическое наблюдение. Наблюдали за тем, как дети играли друг с другом, как у них развиты фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как они развивают сюжет в играх с игрушками. На основе наблюдений составили перспективный план работы с детьми.

Работу начали с детьми 3 лет. «Театральные встречи» проводили один- два раза в неделю во второй половине дня. Сначала знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действием в кукольном спектакле. Показали сказки «Курочка Ряба» 9куклы на конусе), «Колобок» (куклы бибабо), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Теремок» (плоскостной театр). Затем предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми), обращая их внимание на то, как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную. Для этого использовали музыку разного характера, учили двигаться под нее.

После использования игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот») и на развитие пантомимы («Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Жук упал на спинку» и др.). Так дети становились более уверенными в движениях, мимике, жестах. Практиковалиупражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием, как совмещение действий с проговариванием слов. Заметили, что дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. С их помощью детям легче показывать разнообразные движения персонажей, выполнять игровые упражнения, например «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос».

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, были подобраны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравится, когда на занятие приходят куклы театра бибабо. Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предмету. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, использую жесты, движения, мимику.

На следующем этапе обучали детейтехнике управления куклами. Для этого использовали настольных кукол, которые можно не только рассмотреть, но и потрогать. Мы показали, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили».

Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременноуправляя кукольными персонажами. Такие этюды, как «Что ты ищешь, лисичка?», «Киска», «Щенок и кот», помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать небольшие диалоги для кукол. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочиненных диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощают малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

D:\картинки\6f156b452768.jpg

Исходя из особенностей психического развития маленьких детей, театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строили на материале знакомых сказок, например «Встреча в лесу» (на основе сказки «Колобок»), «В гости к бабушке» (на основе сказки «Репка»).

В середине учебного года провели повторное педагогическое наблюдение. Исходя из его результатов, откорректировали дальнейшую работу. Включили еще один вид театра для дошкольников - театр варежек. Привлекли родителей к созданию кукол для этого театра. Так в нашем театральном уголке появились: мишка, лев, лиса, заяц, волк, клоун и т.д. Дети в свободное время с удовольствием играли с ними, обыгрывали знакомые песенки, потешки или просто придумывали несложные диалоги. В конце года дети с помощью настольных кукол учились показывать сказки «Теремок», «Репка», «Колобок». Когда они неплохо овладели приемами вождения кукол и научились использовать интонации в речи при показе сценок, мы предложили им показать сказки детям первой младшей группы.

Работая со старшими детьми, больше внимания уделяли дикции, каждую встречу начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей, например, показывали, как катается на коньках медведь, лягушонок, Баба Яга или русалка. Такие задания помогали детям лучше овладеть своим телом, создавать пластические возможности движений.

Для дальнейшего развития актерского мастерства использовали дидактические игры «Азбука настроения». Вначале закрепили знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учили различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. Затем дети узнали о таких эмоциях, как гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Подобные эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное проявление этих чувств не оставалось незамеченным.

Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями малышей. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, об их назначении, сравнительной характеристике героев.

Завершающим мероприятием стал праздник «В гости к Осени». Начали с подготовки атрибутов, костюмов для овощей, грибов, дождя. Затем учили слова, отрабатывали интонации, жесты, движения.

На зимних каникулах показали детям средней и младших групп игру- драматизацию «У зайчишек Новый год».

В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песенок, потешек, стихотворений, разыгрывали сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом мы напоминали детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение.

В работе со старшими детьми использовали верховых кукол. Они сложнее для управления, поэтому особое внимание приходилось уделять развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, упражнение на снятие напряжения с кистей рук, с мышц спины («встряхнули воду с пальцев», «мороженное растаяло», «надувная кукла») помогали овладеть приемами владения кукол на ширме. Дети, которые были не очень уверены в своих силах, с удовольствием играли с куклами: их от зрителей «спасала» ширма. Обучая детей действовать с куклой, обращали их внимание на важное правило: кукла должна быть повернута к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, начали подготовку к представлению сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Готовили вместе с родителями декорации: деревья, домики.

Достигнутые результаты подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности.

  • Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).
  • Их речь стала более связной, расширился словарный запас.
  • Дети научили выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им; стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...