Современные требования к родителям в воспитании детей и инновационные формы работы с родителями в ДОУ.
методическая разработка на тему

Шмелева Галина Владимировна

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и не могли неотразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо  внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка. Данная взаимосвязь позволяет  выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. Эффективной формой работы по взаимодействию с родителями, я предлагаю- "Семейная гостинная". Это форма свободного общения семей воспитанников и педагога для решения практических задач воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_rabote_s_rod_1.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к родителям в воспитании детей и  инновационные формы работы с родителями в ДОУ.

        Основополагающим фактором развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека, является семья. Главное здесь- воспитательная среда. Именно она определяет контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

        Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.

        Данная взаимосвязь позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. На мой взгляд, создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.

        В настоящее время в основе взаимодействия семьи и ДОУ лежит понимание того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты лишь призваны дополнить и поддержать их воспитательную деятельность. Современность предъявляет новые требования к роли родителей в воспитании детей. По-моему, задачей дошкольного образовательного учреждения является, именно, изменение позиции родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники".

        Особенно важна для системы дошкольного образования- роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников. Эта роль  выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Сотрудничество педагога с родителями  достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства, особенно тогда, когда осуществляется перестройка политики образования  на  личностно – ориентированное  взаимодействие, которое требует новых подходов, форм и методов совместной деятельности педагогов и родителей.

        Приоритет семейного воспитания, на мой взгляд, требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения, это прежде всего сотрудничество и взаимодействие, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия контролировать, указывать, оценивать.

        Доминантой в  данном случае выступает личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Учебный процесс должен стать более свободным, гибким, дифференцированным.                            Взаимодействие, сотрудничество родителя и педагога должны строиться прежде всего на доверительности. Смысл совместной деятельности- это самопознание, преодоление эгоцентризма, способность к пониманию других людей, личностное развитие через многообразие форм совместной деятельности.

        Как было сказано выше, одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ является сотрудничество, для достижения его необходимо вовлечь родителей в жизнь детского сада.

        Однако сохраняется реальная практика- ориентированность педагогов дошкольных образовательных учреждений на традиционные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников. В работе многих педагогов характерно недостаточно высокая активность в освоении и применении широкого арсенала методов и средств взаимодействия с родителями в соответствии с принятыми в рамках личностно - ориентированного подхода нормами и правилами поведения. На протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм, методов и средств взаимодействия.

        Само время подталкивает нас к поиску, разработке и применению инновации в образовании - Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, такое новшество или нововведение, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

        Инновационные формы предполагают:

  • активную позицию родителей,
  • партнерство с педагогами,
  • инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям.

        Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.

        Но вот вопрос, как донести до родителей то, что они должны делать по отношению к своим детям? Как сделать так, чтобы они поняли про свои обязанности, про свое место в обучении и воспитании детей? Приобщайте родителей к педагогической культуре воспитания, знакомьте с высказываниями выдающихся педагогов и психологов. Это помогает задуматься и соответственно поступить.

        Чтобы выполнять работу в соответствии с новыми требованиями, педагог  и сам должен измениться. В современных условиях понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, обладающего навыками определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник это еще и — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

              Родители  нуждаются в поддержке и сопровождении. Приемственность родителей и педагогов в воспитании дошколят- это взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство окружающего мира.

           Раньше родителям не позволялось посещать ДОУ по желанию в любой день. Они приглашались лишь тогда, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещения, в озеленении территории, их приглашали на совместные мероприятия, собрания.

          Теперь же, родители- желанные гости, в любой день для них открыты двери детского сада. Педагоги используют массу форм работы с родителями для еще большей вовлеченности их в жизнь своих чад.

           Эффективной формой работы по взаимодействию с родителями, я считаю- «Семейная  гостиная». Благодаря данной форме работы,  создается  атмосфера общности интересов семьи и ДОУ, укрепляется авторитет семьи и педагога, что способствует  активизации и обогащению воспитательных умений родителей,  оказывается практическая  помощь семье в решении трудностей  в детско-родительских отношениях, формируются  партнерские отношения с семьями воспитанников, проходит осознание и  родительских функций, направленных на понимание потребностей  ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения. Главное здесь- личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перестроиться к новым формам отношений семьи  и педагогов нельзя в рамках закрытого детского сада. Сделать «прозрачным» ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

           «Семейная гостиная» - это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. Семейная гостинная – это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей на добровольных началах. В процессе общения родители начинают видеть не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими) и наоборот. Дети приобретают на встречах ценный опыт общения с разными людьми, оказываются в разных ролевых позициях. Семейные гостинные полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Семейная гостинная – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей, живая связь поколений, передача  лучшего , что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в ДОУ Важно помнить, что сообщение определенной информации здесь это – побуждение участников встречи к практическому действию, учитывающее потребности семей и способствующее формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Благодаря работе семейной гостиной устанавливается тесная связь «семья- детский сад».

           Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? В суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Гостинная – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить преемственность детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей. Мной была организована семейная гостиная «О важном». Работа семейной гостиной «О важном» проходит в несколько этапов:

Первый этап- выявление социально-психолого- педагогических проблем в семьях (изучение семейной среды, условий воспитания и развития детей). Для этого проводились изучение карты здоровья детей, анкетирование и беседы с родителями, которые помогли выявить индивидуально-личностные особенности детей. Исследование помогло выявить психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей, нарушение личностной и эмоциональной сферы.

Второй этап- формирование нормативно-правовой базы (локальные акты, Положения о Клубе, план работы).

Общие принципы взаимодействия членов семейной гостиной «О важном»:

1.Принцип общности.

2. Принцип равенства.

3. Принцип активности.

4. Принцип уважения и понимания друг друга.

5. Принцип добровольности и открытости.

6. Принцип конфиденциальности.

7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

9. Принцип стремления к здоровому образу жизни.

          Основные направления работы семейной гостиной «О важном»:

1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

3. развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;

4. оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

           Цели  и задачи семейной гостиной «О важном»:

1. Установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями;

2. Совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду;

3. Повышение педагогической культуры родителей;

4. Обмен позитивным опытом семейного воспитания;

5. Инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.

            Структура семейной гостиной «О важном»:

1. «Социально- правовой блок»;

2. «Социально- медицинский блок»;

3. «Психологический блок»;

4. «Досуговый блок»;

5. «Педагогический блок».

            Содержание работы семейной гостиной «О важном»:

1.Формирование у родителей позитивной позиции  на материнство и отцовство;

2. Достижение положительных изменений семейного микроклимата;

3. Реализация  личностно-ориентированной позиции в воспитании детей;

4.Формирование оптимальных детско-родительских отношений.

             Деятельность семейной гостинной осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ. Работа организуется с учетом возраста детей.

Встречи проводятся 2-3 раза в месяц. Решения встреч для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого- педагогическую необходимость, планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы. Иногда появляются запросы, на которые необходимо отреагировать. Тогда приходится отходить от плана и организовывать встречи нужной тематики. Работа очень творческая и гибкая, позволяющая быстро и эффективно реагировать на возникающие вопросы.

          Формы взаимодействия в семейной гостиной: семинары, тренинги, практикумы, детско- родительские занятия, досуги, праздники. Мы  не признаем лекций!

           Благодаря всему этому родители активно участвуют в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду. Педагоги помогают достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата, сформировать оптимальные детско- родительские отношения, принять и реализовать личностно- ориентированную позицию в воспитании детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование инновационных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Список использованной литературы:

1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

3. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

7.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-144с.

8.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

9. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. -160 с.

10. Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин / Очаг. – 1993. - № 9.

11. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.

12. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании/Ф.С.Махов.-М.:Профиздат,1989.

13. Спок, Б. Разговор с матерью: Кн. О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. – М.:Политиздат.1991.

Невербальное общение- основа взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Беседуя с детьми, мы побуждаем их думать и говорить. Это позволяет понять, о чем дети думают, каким личным опытом обладают. Дошкольники учатся справедливо оценивать поступки не только своих сверстников, но взрослых людей, осознают, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя.

Однако, современные данные исследований заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека. Особенность «невербалики» состоит в том, что ее проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

В старшем дошкольном возрасте, во время НОД по социально- эмоциональному развитию детей, немалое место уделяется работе по знакомству с мимикой, жестами человека, их значением, а так же, имеет место быть, обучение языку телодвижений и применение его со знанием дела в повседневной жизни.  

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми можно использовать игры, упражнения, инсценировки, игры- сказки. Игра может быть для ребенка средством преодоления страха, повышения самооценки, средством оказания тонизирующего эффекта, способом развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

В своей работе мы часто используем игры: «Угадай мое настроение», «Угадай мое желание», «Дай другу добрый совет», «Подари комплимент» где дошкольники самостоятельно пытаются «раскрыть тайну» сверстника и в то же время продолжает изучать мир жестов и мимики.

Так же хороши игры в парах: «Поздоровайся друг с другом», «Успокой друга», «Зеркало», «Угадай, что рисую на спине», которые помогают расслабиться, снять состояние тревожности еще и через тактильное взаимодействие, сближают детей, помогают им лучше понять, почувствовать друг друга.

Не заменимы в этом плане коллективные игры: «Дружба начинается с улыбки…» (сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди), «Комплименты» (сидя в кругу, дети берутся за руки, глядя в глаза соседу, надо с помощью мимики и жестов похвалить его, пожалеть, выразить свое доброе отношение).

Кроме того, ориентировка в «невербалике» не только вносит разнообразие в межличностные отношения детей, но так же обогащает их эмоциональный внутренний и внешний мир. Это поиогает им ярче переживать, а значит и выражать свои эмоции, в то же время, регулировать их в соответствующей ситуации.

Умение «читать» настроение другого человека помогает в работе с воспитанниками и самому педагогу и самим детям при построении продуктивных отношений, нахождении индивидуального подхода друг к другу, при  избегании конфликта.

Кроме того, дошкольники нарабатывают огромный опыт, позволяющий им эффективно применять этот язык в общении с другими людьми, внушать к себе доверие и симпатию или антипатию, привлекать на свою сторону единомышленников в каком- либо виде деятельности.

Универсального способа решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, не существует. Если мы любим своего ребенка, имеем большое желание и терпение, мы можем поделиться с ним всем лучшим, чем обладаем сами. Чем раньше мы научим наших детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, и тем лучше взрослые и дети будут понимать друг друга.

         

             

Невербальное общение- основа взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

        Современные данные исследований заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека. Особенность «невербалики» состоит в том, что ее проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ с учетом требований ФГОС

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ с учетом требований ФГОС...

Инновационные формы работы с родителями в современном детском саду

Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничес...

Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...

Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...